ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2021
Просмотров: 476
Скачиваний: 1
Понятие политического господства. Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и исполнительской деятельности. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения. «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
Политическая легитимность. Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает еелегатимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства
Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них — идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность.
Соотношение легитимности и эффективности власти. Эффективность власти— это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире».
Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
15-16 Политическая система
Теория политической системы сформировалась в политологии в 1950-1960-е гг. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.
Политичскаясист.представляет собой совокупность государственных и общественных организаций.объединений правовых и политических норм.принципов организации и осуществления полит.власти в обществе.Использование термина «политическаясистема» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.
Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Само властное распределение ценностей в обществе трактовалось как определение порядка доступа к социально значимым ресурсам. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы – такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, – отмечает он, – представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп». Р. Макридис полагает, что «политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений... Официальный механизм, с помощью которого проблемы и решения на законных основаниях выявляются, ставятся в повестку дня, вырабатываются и приводятся в действие [решения]». По Т. Парсонсу, политическая система, будучи частью более общей – социальной системы, выполняя функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. Политическая система выполняет также функцию принуждения, связанную с сохранением образцов культуры, отклонение от которых влечет за собой применение санкций. Важнейшим элементом этой системы выступает государство, поддерживающее общественный порядок, решающее вопросы, которые связаны с общественными интересами, и обеспечивающее территориальную целостность. Вырабатываемая данной системой политика представляет собой совокупность способов организации элементов социальной системы в соответствии с функцией «эффективного коллективного действия для достижения общих целей».
6.1. Компоненты окружающей среды политической системы
КОММЕНТАРИИ
С точки зрения теории политической системы Д. Истона политическая система взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие носит двойственный характер. С одной стороны, из окружающей среды в политическую систему поступают требования и поддержка, с другой – решения и действия политической системы оказывают влияние на окружающую среду, вызывая в ней изменения различного рода.
Окружающую среду Д. Истон подразделил на внутреннюю и внешнюю. К внутренней окружающей среде относятся подсистемы более общей системы, существующие наряду с политической системой. К внешней окружающей среде относятся международные компоненты глобальной системы. В структуру внутренней окружающей среды американский политолог включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему. Последняя включает социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и другие системы.В структуру внешней окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, части международного сообщества), внешние экологические и социальные системы.
Разработка концепции окружающей среды в теории политической системы позволяла учитывать источники основных требований и поддержки политической системы, а также характер и направленность ее деятельности.
Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.
От внешней среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка.
17-18
Государство в узком смысле - как совокупность властных институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного сообщества (т.е. президент, правительство, парламент, суд);
2) Государство в широком смысле - как общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти и проживающая на определеннойтерритории (т.е. все граждане государства).
Определенный срок возникновения первых в истории человечества государств четко не установлен, однако все же определено, в чем состоит отличие собственно государства от предшествующего ему родоплеменногостроя. Как считает польский социолог С.Эрлих, это различие проявляется в следующих моментах:
1) Возникновение публичной (т.е. общепризнанной) власти, не отождествляющей себя с обществом;
2) Территориальное разделение населения без учета коренных (родовых, семейных, клановых) связей на административные единицы (сатрапии, провинции, округа, и т.д.);
3) Появление государственного аппарата, т.е. людей, профессией которых стало управление;
4) Появление различных налогов.
Таким образом, в число основополагающих характеристик государства входят территория, подчиненное население и власть. Территория государств включает в себя землю, недра, воздушное пространство и территориальныеводы. Государство поддерживает в них свою власть, охраняет их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Подчиненное государственной власти население может находиться на статусе подданных разного ранга (при монархии) либо граждан (при республике). Собственно же государственная власть (в отличие от всякой остальной) предполагает опору наопределенные институты, правовые нормы и монополию на применение насилия.
При этом различные направления политической мысли и отдельные политические мыслители расходятся в вопросе о причинах возникновениягосударства в жизни человеческого сообщества.
С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности,классов и эксплуатации. В силу этого оно является ничем иным, как “машиной подавления в руках господствующего класса” (рабовладельцев, феодалов или буржуазии).
Альтернативная марксистской “завоевательная” теория (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик К.Каутский и др.) исходит из того, что государство является результатом завоевания одних народов другими - согласно ей, завоеватели вынуждены были создавать его для управления покоренными. Кроме того, как отмечает в своем исследовании английский историк Н.Элиас, именно военное завоевание позволяло средневековому феодалу получить в свое распоряжение новую территорию и ее хозяйственные ресурсы, создавало возможность для новых захватов - именно из такой “цепочки завоеваний”, по мнению историка, складывались государства.
“Контрактная” теория происхождения государства, среди приверженцев которой были английские философы Т.Гоббс и Д.Локк, а также французский мыслитель 18 в. Ж. - Ж. Руссо, опирается на т.н. “теорию общественногодоговора”, согласно которой государство возникает в результате договора всехчленов общества об его учреждении при выходе из “естественного” (родоплеменного) состояния.
Конфликтная теория, приверженцами которой выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе зажизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния - учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок.