ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 475

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Отвергая насилие, Конфуций говорил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер“.

Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения.

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, “Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”.

В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д.


8Абу Наср аль-Фараби(870-950) разработал теорию «добродетельного города - государства». Одним из первых философов средневековья в своей классификации наук он определяет предмет и задачи политической науки. Политологию относит к числу наук об общественной жизни. Политическая наука (или илм ал-мадания) изучает: 1) различные группы сознательных действий и способов жизни; 2) цели, ради которых они совершаются; 3) методы управления общественной жизнью и государством. Политиче­ская наука, или «политическая философия» изучает и разрабатывает универсальные законы и правила для определения нравственных дейст­вий и поступков.

В задачу политической науки входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения совершенства и сча­стья, выявление причин, препятствующих их достижению, а главное - определение истинного счастья и умение отличить его от мнимого, ил­люзорного, определение достоинств добродетельного города - государ­ства и его отличие от невежественного города (государства).

Необходимое для достижения счастья усло­вие - создание определенной политической организации общества, уме­лое управление государством и нравственный облик правителя. Первой предпосылкой служит формирование добродетельного города - госу­дарства, второй - такое управление, которое, благодаря здравому обра­зу жизни, правильным действиям, моральным нормам и поступкам, ве­дет к счастью, и, наконец, приход к власти такого главы, который обла­дал бы высокими нравственными качествами, среди них он указывает на добродетель, справедливость, высокую культуру мышления и знание, способность собрать силы других путем «самой большой силы» теоре­тических знаний и мыслительных добродетелей.


Идею о нравственных качествах правителя как одного из условий построения добродетельного города - государства аль-Фараби развива­ет в следующем сочинении - «Трактате о взглядах жителей доброде­тельного города», где он характеризует 12 необходимых для этого ка­честв. Наиболее важными являются здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к ти­рании, справедливость к своим и чужим, решительность, храбрость ивеликодушие. Помимо этого правитель такого города должен не толь­ко умело внедрять законы, но уметь и повелевать. Сам должен уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а «его управление должно быть правильным и правовым».

Второе условие для образования добродетельного города - государства, по мнению философа, состоит в том, что такое государство создается исключительно для достижения счастья и справедливости. Добродетельный город - это город наилучшего общественного устрой­ства, который обеспечивает достижение счастья с просвещенным пра­вителем. Добродетельный город - объединение, в котором люди помогают друг другу в делах, в достижении счастья. Это город, в котором царит порядок, почитание и уважение друг к другу, понима­ние. Люди этого города образованы, разумны в своих поступках, спра­ведливы в решении дел, отзывчивы, не обманывают друг друга, они ду­ховно богаты. Таким образом, третье условие состоит в том, что, воз­никая на почве всеобщего согласия, люди такого города - государства должны стремиться к образованию, к установлению добродетельных, нравственно-положительных взаимоотношений друг с другом.

Нарушение всех трех условий приводит к утверждению невежест­венного города, для которого характерно управление, ведущее к уста­новлению таких способов жизни, моральных норм и действий, которые только кажутся содействующими счастью, а на самом деле отводят от него. Невежественный город - это такое объеди­нение, жители «которого никогда не знали счастья, и им в голову нико­гда не приходило к нему стремиться».



Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Например, человеческое общество в его представлении — «соединение многих людей в одном месте проживания»1, т. е. результат совокупного воздействия географических и социальныхфакторов. При этом человеческое общество, как всю цивилизацию в целом, он подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет какое-то касательство к естественным вещам. Это язык, т. е. речь, являющаяся средством выражения (мысли)»1. Таким образом, Аль-Фараби положил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются географическими факторами. Кроме того, он подразделял все общества (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее — это один народ. Малое — это (общество), представленное одним городом»2. В его великих, средних и малых обществах мы без труда узнаем империи, однонациональные страны и полисы. При этом и великое, и среднее, и малое общества, с точки зрения мыслителя, могут быть вполне автономны, политически независимы, предоставляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общества»), причем наибольшим «совершенством», по Аль-Фараби, обладала городская община.


9 ЖетыЖаргы (каз. Жеті жарғы) — это свод законов Казахского ханства при хане Тауке[1]. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «ЖетыЖаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейшихбиев Толе би (Старший жуз), Казыбекби (Средний жуз) и Айтекеби (Младший жуз) в начале XVII века[2]

Очевидно, что свод законов «ЖетыЖаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» каз. Жаса (Пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях и принёс в XIII веке в Дешт-и Кипчак.

По сведениями историка МухамеджанаТынышпаева единообразное применение и толкование положений «ЖетыЖаргы» на всей территории казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племен в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трех казахских жузов, кыргызов,каракалпаков, а также представители катаган, джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» на холме «Куль-Тобе» которая располагалась на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области[3].

10

Ч.Ч.Валиханов – первый замечательный казахский учёный и выдающийся просветитель – демократ. Он дал массу блестящих работ по географии и этнографии, истории и фольклористике, религиоведению и востоковедению, философии и социологии и т.д. 

Считая невежество одной из главных причин политической пассивности 
 народа, а также важнейшей причиной его бедственного положения, Валиханов полагал, что не революция, к которой народ не подготовлен, а просвещение,  истинные знания могут служить тем оружием, широкое распространение  которого  неизбежно должно повлечь за собой освобождение народа.

Ч.Валиханов дал 
 достаточно глубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права, концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до неё и появившихся после неё. Согласно Ч.Валиханову политика – это ВЛАСТЬ и способы её устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику.

Колониальный характер государства сразу же предопределяет собой правительственную систему колониального или зависимого государства. Он даёт подробный и блестящий анализ только 
 одной китайской системы колониального управления. И этот анализ показывает, насколько глубоко он знал и понимал прогрессивные политические и правовые учения и теории своего времени и умел творчески применять и развивать их в соответствии с конкретными исследованиями конкретной ситуации.


11-14 Власть как политический феномен.

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она су­ществует везде, где есть устойчивые объединения людей.

В научной литературе существуют разнообразные определе­ния власти. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения харак­теризуют власть как способность достижения поставленных це­лей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — власть над природой.

2.Бихевиористские трактовки: власть - осо­бый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для воз­никновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, пре­стижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политичес­кая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихе­виористского понимания, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление по­давленного либидо (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею вы­полняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодейст­вие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «доброволь­ному рабству» — других. Психологический под­ход помогает выявить механизмы мотивации власти как отноше­ния: командование—подчинение.

4.Системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод рассматривает власть как «способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами обязательств», направленных на реализацию ее кол­лективных целей. Некоторые представители системного подхо­да (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социально­го общения (коммуникации), позволяющее регулировать группо­вые конфликты.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рас­сматривают ее как свойство социальной организации, как спо­соб самоорганизации человеческой общности. Без власти невозможны коллективное существование чело­века, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть — это свойство соци­альных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с иерархичностью общества, занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на лю­дей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.


6.Реляционистские (от французского слова «relation» — отно­шений) определения рассматривают власть как отношение меж­ду двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказы­вает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает каквзаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ре­сурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект — непосредствен­ные носители, агенты власти. Субъ­ект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединен­ное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств:

  • желание власт­вовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или при­казах. Большинство людей не испытывает психологического удо­вольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от власти, если бы власть не открывала широкие возможности для получе­ния различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей;

  • компетентность

  • знание сути дела, состояния и настроения подчиненных;

  • умение исполь­зовать ресурсы, обладать авторитетом;

  • организованность субъекта.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуров­невый характер:

    1. индивиды и социальные группы;

    2. политические организа­ции;

    3. политические элиты и лидеры.

    Связь между этими уровнями может нарушаться. Например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

    Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывает­ся поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение ко­манды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — вто­рого важнейшего элемента власти.

    Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминирова­нием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти.В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акци­ях гражданского неповиновения, широко используемых в совре­менном мире как средство ненасильственной борьбы.