ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2021
Просмотров: 475
Скачиваний: 1
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Отвергая насилие, Конфуций говорил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер“.
Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, “Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”.
В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д.
8Абу Наср аль-Фараби(870-950) разработал теорию «добродетельного города - государства». Одним из первых философов средневековья в своей классификации наук он определяет предмет и задачи политической науки. Политологию относит к числу наук об общественной жизни. Политическая наука (или илм ал-мадания) изучает: 1) различные группы сознательных действий и способов жизни; 2) цели, ради которых они совершаются; 3) методы управления общественной жизнью и государством. Политическая наука, или «политическая философия» изучает и разрабатывает универсальные законы и правила для определения нравственных действий и поступков.
В задачу политической науки входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения совершенства и счастья, выявление причин, препятствующих их достижению, а главное - определение истинного счастья и умение отличить его от мнимого, иллюзорного, определение достоинств добродетельного города - государства и его отличие от невежественного города (государства).
Необходимое для достижения счастья условие - создание определенной политической организации общества, умелое управление государством и нравственный облик правителя. Первой предпосылкой служит формирование добродетельного города - государства, второй - такое управление, которое, благодаря здравому образу жизни, правильным действиям, моральным нормам и поступкам, ведет к счастью, и, наконец, приход к власти такого главы, который обладал бы высокими нравственными качествами, среди них он указывает на добродетель, справедливость, высокую культуру мышления и знание, способность собрать силы других путем «самой большой силы» теоретических знаний и мыслительных добродетелей.
Идею о нравственных качествах правителя как одного из условий построения добродетельного города - государства аль-Фараби развивает в следующем сочинении - «Трактате о взглядах жителей добродетельного города», где он характеризует 12 необходимых для этого качеств. Наиболее важными являются здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, справедливость к своим и чужим, решительность, храбрость ивеликодушие. Помимо этого правитель такого города должен не только умело внедрять законы, но уметь и повелевать. Сам должен уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а «его управление должно быть правильным и правовым».
Второе условие для образования добродетельного города - государства, по мнению философа, состоит в том, что такое государство создается исключительно для достижения счастья и справедливости. Добродетельный город - это город наилучшего общественного устройства, который обеспечивает достижение счастья с просвещенным правителем. Добродетельный город - объединение, в котором люди помогают друг другу в делах, в достижении счастья. Это город, в котором царит порядок, почитание и уважение друг к другу, понимание. Люди этого города образованы, разумны в своих поступках, справедливы в решении дел, отзывчивы, не обманывают друг друга, они духовно богаты. Таким образом, третье условие состоит в том, что, возникая на почве всеобщего согласия, люди такого города - государства должны стремиться к образованию, к установлению добродетельных, нравственно-положительных взаимоотношений друг с другом.
Нарушение всех трех условий приводит к утверждению невежественного города, для которого характерно управление, ведущее к установлению таких способов жизни, моральных норм и действий, которые только кажутся содействующими счастью, а на самом деле отводят от него. Невежественный город - это такое объединение, жители «которого никогда не знали счастья, и им в голову никогда не приходило к нему стремиться».
Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Например, человеческое общество в его представлении — «соединение многих людей в одном месте проживания»1, т. е. результат совокупного воздействия географических и социальныхфакторов. При этом человеческое общество, как всю цивилизацию в целом, он подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет какое-то касательство к естественным вещам. Это язык, т. е. речь, являющаяся средством выражения (мысли)»1. Таким образом, Аль-Фараби положил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются географическими факторами. Кроме того, он подразделял все общества (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее — это один народ. Малое — это (общество), представленное одним городом»2. В его великих, средних и малых обществах мы без труда узнаем империи, однонациональные страны и полисы. При этом и великое, и среднее, и малое общества, с точки зрения мыслителя, могут быть вполне автономны, политически независимы, предоставляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общества»), причем наибольшим «совершенством», по Аль-Фараби, обладала городская община.
9 ЖетыЖаргы (каз. Жеті жарғы) — это свод законов Казахского ханства при хане Тауке[1]. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «ЖетыЖаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейшихбиев Толе би (Старший жуз), Казыбекби (Средний жуз) и Айтекеби (Младший жуз) в начале XVII века[2]
Очевидно, что свод законов «ЖетыЖаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» каз. Жаса (Пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях и принёс в XIII веке в Дешт-и Кипчак.
По сведениями историка МухамеджанаТынышпаева единообразное применение и толкование положений «ЖетыЖаргы» на всей территории казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племен в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трех казахских жузов, кыргызов,каракалпаков, а также представители катаган, джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» на холме «Куль-Тобе» которая располагалась на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области[3].
10
Ч.Ч.Валиханов
– первый замечательный казахский учёный
и выдающийся просветитель – демократ.
Он дал массу блестящих работ по географии
и этнографии, истории и фольклористике,
религиоведению и востоковедению,
философии и социологии и т.д.
Считая
невежество одной из главных причин
политической пассивности народа,
а также важнейшей причиной его бедственного
положения, Валиханов полагал, что не
революция, к которой народ не подготовлен,
а просвещение, истинные
знания могут служить тем оружием, широкое
распространение которого неизбежно
должно повлечь за собой освобождение
народа.
Ч.Валиханов дал достаточно
глубокое обоснование своей концепции
предметной области политики и права,
концепции, которая значительно отличалась
от всех существовавших до неё и появившихся
после неё. Согласно Ч.Валиханову политика
– это ВЛАСТЬ и способы её устройства.
Власть является функцией правительства,
структура и содержание деятельности
которого всецело определяется
господствующими социальными силами.
Правительство всюду олицетворяет
государство. Не может быть государства
без правительства, которое, и призвано
претворять в жизнь государственную
политику.
Колониальный характер
государства сразу же предопределяет
собой правительственную систему
колониального или зависимого государства.
Он даёт подробный и блестящий анализ
только одной
китайской системы колониального
управления. И этот анализ показывает,
насколько глубоко он знал и понимал
прогрессивные политические и правовые
учения и теории своего времени и умел
творчески применять и развивать их в
соответствии с конкретными исследованиями
конкретной ситуации.
11-14 Власть как политический феномен.
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — власть над природой.
2.Бихевиористские трактовки: власть - особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление подавленного либидо (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других. Психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение.
4.Системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод рассматривает власть как «способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с иерархичностью общества, занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6.Реляционистские (от французского слова «relation» — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает каквзаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств:
-
желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от власти, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей;
-
компетентность
-
знание сути дела, состояния и настроения подчиненных;
-
умение использовать ресурсы, обладать авторитетом;
-
организованность субъекта.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер:
-
индивиды и социальные группы;
-
политические организации;
-
политические элиты и лидеры.
Связь между этими уровнями может нарушаться. Например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти.В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.