Файл: Обязательная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Современные технологии оказания дефектологической помощи в разных сферах жизнедеятельности

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

УК-1.1. Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач.

УК-1.2. Умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности.

УК-1.3. Владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений.

ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

ОПК 3.1. Знает особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; формы и способы организации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогического сопровождения; содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с проблемами в развитии; специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей

ОПК 3.2. Умеет проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного и коррекционно-образовательного процесса; планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития

ОПК 3.3. Владеет способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития в рамках процесса психологического сопровождения

ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ОПК 4.1. Знает общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ; содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодо- лению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития

ОПК 4.2. Умеет создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей

ОПК 4.3. Владеет методами духовнонравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей их развития





Б1.О.05 ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНЫХ НАРУШЕНИЙ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование у магистрантов компетенций, позволяющих осуществлять дефектологическую работу по коррекции системных нарушений.

Задачи:

  • формирование у студентов представлений о дефектологии как науке, изучающей особенности развития детей с различными нарушениями, ее цели, задачах, отраслях, о роли и месте дефектологии в системе наук;

  • овладение технологиями профессиональной деятельности с учетом основных нормативно-правовых документов о правах ребенка и правах инвалидов;

  • анализ общепсихологических фундаментальных проблем, решаемых дефектологией;

  • изучение характера и структуры дефекта при системных нарушениях развития;

  • формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области диагностики и коррекции системных нарушений развития;

  • ознакомление со спецификой дефектологической работы при системных нарушениях развития;

  • ознакомление с основными видами нарушений физического и психического развития детей, особенностями психофизического развития при системных нарушениях развития;

  • контроль за ходом развития воспитанников с системными нарушениями развития в образовательных учреждениях различных типов и видов;

  • подбор и модификация методов диагностики для обследования детей, подростков и взрослых с системными нарушениями развития;

  • консультирование детей с системными нарушениями развития, членов их семей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и социализации;

  • профилактика отклонений в развитии детей с системными нарушениями развития;

  • анализ отечественных и зарубежных направлений и методов дефектологической работы при коррекции системных нарушений развития, их отбор и внедрение в практику образования и социальной сферы.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дефектологическая работа по коррекции системных нарушений
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:




Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

УК 2.1. Знает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта

УК 2.2. Умеет определять проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта

УК 2.3. Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности), оценивает риски и результаты проекта

и публично представляет его результаты, вступая в обсуждение

ОПК-5. Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

ОПК 5.1. Знает методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ ОПК 5.2. Умеет применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины, формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной работы

ОПК 5.3. Владеет методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с нарушениями речи; умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психологического сопровождения

ОПК-6. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК 6.1. Знает возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ; психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ; методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса

ОПК 6.2. Умеет использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для проектирования процесса сопровождения; применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся; применять методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса; использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса

ОПК 6.3. Владеет умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; технологиями, в том числе инклюзивными, осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с ОВЗ




Б1.О.06 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования, в решении коррекционно-образовательных и научно-исследовательских задач; подготовка к профессиональной деятельности.

Задачи:

  • формирование теоретического представления об инклюзивном образовании как новом явлении социальной и образовательной политики;

  • знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность педагога в системе специального и инклюзивного образования;

  • овладение методологией и технологиями психолого-педагогического обеспечения эффективной интеграции детей и подростков с особыми образовательными потребностями в социокультурную и образовательную среду;

  • освоение современных технологий диагностической и коррекционно- развивающей работы;

  • освоение основ проектирования коррекционно-развивающих образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • проектирование коррекционно-образовательной среды и методического обеспечения;

  • консультирование субъектов образования по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, а также оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Теория и практика инклюзивного образования
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки



УК 6.1. Знает рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития

УК 6.2. Умеет определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения; формулировать цели собственной деятельности, определять пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов

УК 6.3. Владеет навыками использования предоставляемых возможностей для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности

ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

ОПК 3.1. Знает особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; формы и способы организации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогического сопровождения; содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с проблемами в развитии; специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей

ОПК 3.2. Умеет проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного и коррекционно-образовательного процесса; планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития

ОПК 3.3. Владеет способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития в рамках процесса психологического сопровождения

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ОПК 8.1. Знает историко-философские, медико-биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования лиц с ОВЗ; теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего процесса; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности в области образования лиц с ОВЗ

ОПК 8.2. Умеет использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении педагогической деятельности в области образования лиц с ОВЗ

ОПК 8.3. Владеет системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования лиц с ОВЗ




Б1.О.07 КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование у магистрантов компетенций в области организационно-методического обеспечения комплексной социальной реабилитации и абилитации детей и взрослых, развития и восстановления ресурсов личности, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой.

Задачи:

-сформировать у слушателей целостное представление о сущности, содержании и функционировании системы комплексной реабилитации и абилитации;

- научить слушателей работать с документационным Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов и проблемами ее реализации;

- подготовить к работе, профессиональной деятельности в системе комплексной реабилитации и абилитации, научить действовать в системе межведомственного взаимодействия;

- подготовить слушателей к профессиональной деятельности с применением Международной классификации функционирования (МКФ) как инструментом оценки потребностей в мерах реабилитации и её эффективности»..
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации детей и взрослых
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научнометодическое обеспечение их реализации

ОПК 2.1. Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психологического сопровождения образования разных групп обучающихся с ОВЗ; структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП

ОПК 2.2. Умеет учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный и коррекционно-развивающий процессы; проектировать отдельные структурные компоненты АООП; разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП

ОПК 2.3. Владеет умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный и коррекционно-развивающий процессы; технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП

ОПК-5. Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

ОПК 5.1. Знает методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ ОПК 5.2. Умеет применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины, формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной работы

ОПК 5.3. Владеет методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с нарушениями речи; умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психологического сопровождения

ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

ОПК 7.1. Знает педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; требования к субъектам образовательных отношений; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения

ОПК 7.2. Умеет взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); требования к субъектам образовательных отношений; отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения

ОПК 7.3. Владеет технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном и коррекционно-развивающем процессе