ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б1.В.03 ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: сформировать необходимые компетенции для осуществления профессиональной деятельности дефектолога в части обеспечения адаптации лиц в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Задачи:
- овладение основными теоретическими понятиями и категориями в области дефектологии;
- овладение общими представлениями об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом различных категорий детей, подростков и взрослых с особенностями психофизического развития;
- ознакомление с организацией в России системы специального образования детей и подростков с нарушениями в развитии и дефектологической помощи лицам в социальной, учебной, бытовой сферах жизни;
- ознакомление с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения обучающихся, имеющих нарушения развития и путей преодоления данных нарушений;
- изучение проблем и условий образовательной и социальной инклюзии лиц с особенностями психофизического развития;
- формирование умений реализации коррекционно-педагогической и реабилитационной деятельности, необходимых дефектологу в работе с представителями разных социальных групп;
- овладение технологиями реализации индивидуальных программ реабилитации в условиях всех ведомственных учреждений;
- обучение навыкам комплексной реабилитации и повышения медико-социально-психолого-педагогической (МСПП) компетентности будущего дефектолога.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Дефектологическая помощь в реабилитационно-педагогическом процессе
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
ПК-3. Способен к проектированию и реализации научно-методического обеспечения и сопровождения субъектов образования и социальной сферы | ПК 3.1. Знает особенности и требования к научно-методическому оснащению адаптированных основных образовательных программ / специальных индивидуальных программ развития / программ социально-психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста), критерии его оценки; содержание и организацию научно-методической деятельности дефектолога. ПК 3.2. Умеет анализировать и оценивать научно-методическое оснащение образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса с участием субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); разрабатывать основные элементы научно-методического обеспечения образовательного процесса и социальной поддержки отдельных групп населения. ПК 3.3. Владеет умением создавать основные элементы научно-методического обеспечения образования и социально-психолого-педагогического сопровождения представителей социальных групп. |
ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры | ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК-6.2. Умеет подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психопросветительской работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья представителей разных социальных групп; реализовывать программы повышения профессиональной компетентности дефектологов, работающих в образовании и социальной сфере. ПК-6.3. Владеет инструментарием для проведения просветительской работы, приемами и средствами информирования населения о факторах, способствующих улучшению состояния и динамики психологического здоровья личности обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
Б1.В.04 ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование теоретических знаний и практических навыков оказания помощи с пожилым людям для улучшения условий их жизнедеятельности и удовлетворения жизненных потребностей путем мобилизации собственных ресурсов.
Задачи:
-
ознакомление с психологическими и социальными особенностями и трудностями лиц пожилого возраста; -
научить анализировать тенденции развития социальной политики в отношении пожилых людей -
ознакомление с теоретическими основами социальной работы с пожилыми людьми; -
ознакомление с новейшими технологиями оказания геронтологической помощи и социальной работы с пожилыми и стареющими людьми; -
ознакомление с системой организации социальной работы с пожилыми людьми; -
научить разрабатывать программы организации социальной работы с пожилыми людьми; -
научить ориентироваться в основных методах социальной работы с пожилыми гражданами; -
формирование навыков разработки и реализации технологии, ориентированных на активизации собственной позиции клиента-пожилого человекав решении его проблем; -
научить обоснованно выбирать содержание социальной работы с пожилыми людьми.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Организация геронтологической помощи в системе образования и социальных служб
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
ПК-1. Способен к планированию и реализации коррекционно-развивающего сопровождения субъектов образования и социальной сферы | ПК-1.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с разными особыми образовательными потребностями; структурные компоненты программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью; знает содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.2. Умеет отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста) в соответствии с поставленными целями и задачами; умеет планировать и организовывать образовательный, коррекционно-развивающий, реабилитационный процесс; умеет применять специальные методики, коррекционно-образовательные и реабилитационные технологии с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.3. Владеет умением осуществлять отбор содержания, методов и средств обучения, воспитания, психологического сопровождения и реабилитации в соответствии с поставленными целями и задачами; владеет специальными методиками, коррекционно-образовательными, реабилитационными технологиями с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры | ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК-6.2. Умеет подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психопросветительской работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья представителей разных социальных групп; реализовывать программы повышения профессиональной компетентности дефектологов, работающих в образовании и социальной сфере. ПК-6.3. Владеет инструментарием для проведения просветительской работы, приемами и средствами информирования населения о факторах, способствующих улучшению состояния и динамики психологического здоровья личности обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
Б1.В.05 ТЕХНОЛОГИИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование компетенций в области проектирования и реализации педагогических технологий в условиях специального и инклюзивного образования
Задачи:
-
формирование представления о сущности образовательного процесса, технологиях осуществления педагогического процесса; -
формирование знаний о сущности, содержании, структуре образовательных процессов и систем, педагогических технологий в сфере специального и инклюзивного образования; -
формирование умений проектировать и осуществлять образовательно-коррекционную работу с использованием инновационных психолого-педагогических технологий; -
формирование готовности к проектированию и осуществлению научно обоснованных психолого-педагогических технологий; -
формирование навыков организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса, навыками определения типа нарушенного развития ребенка. -
формирование умений проводить анализ собственной профессиональной деятельности, определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития; -
формирование готовности к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Технологии специального и инклюзивного образования
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия | УК 4.1. Знает коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (-ых) языках УК 4.2. Умеет применять информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач; вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках УК 4.3. Владеет навыками коммуникативно и культурно приемлемо ведения устных деловых разговоров в процессе профессионального взаимодействия и перевода академических и профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык |
ПК-2. Способен к проектированию и реализации образовательных программ и СИПР | ПК 2.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования и СИПР обучающихся с особыми образовательными потребностями, структурные компоненты программ психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического сопровождения реабилитации (абилитации) субъектов образования и социальной сферы; знает содержание, формы методы, приемы и средства организации коррекционно-образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы. ПК 2.2. Умеет разрабатывать программу психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования; отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; разрабатывать и реализовывать образовательные, реабилитационные программы и СИПР; ПК 2.3. Владеет содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования субъектов образования и социальной сферы; умением адаптировать диагностический материал с учетом степени и характера проблем в развитии субъектов образования и социальной сферы; умением оформить характеристику на обучающихся и представителей социальных групп на основе результатов обследования; умением формулировать рекомендации к разработке программы коррекционной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; навыками проектирования и реализации образовательных, реабилитационных программ и СИПР |
Б1.В.06 ПСИХОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА И ПАТОПСИХОЛОГИЯ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование компетенций в области типах психического дизонтогенеза, рассматривая варианты когнитивного дизонтогенеза применительно к различным возрастным периодам жизни человека.
Задачи:
-
формирование у студентов системы знаний по изучению нарушения психической деятельности у детей и взрослых; -
формирование представлений о структуре нарушений психической деятельности, закономерностях распада психики в их сопоставлении с нормой4 -
ознакомление с типологиями психического дизонтогенеза с опорой на системный анализ нарушений психического развития; -
формирование представлений о локализации поражения, времени поражения, наличии первичного дефекта и вторичных симптомов, тотальности или парциальности поражения ЦНС, характере межфункциональных связей; -
формирование знаний о структуре дефекта при разных вариантах аномального развития; -
освоение знаний о механизмах дизонтогенеза (отставание в развитии, поломка развития и асинхрония развития); -
выработка навыков применения психологических знаний в профессиональной сфере дефектолога; -
изучение основных патопсихологических симптомов и синдромов; -
изучение различных видов нарушений перцептивной, мнестической деятельности, мышления, личности и работоспособности, необходимых при формулировании патопсихологического диагноза; -
знакомство с методами и приемами, используемыми в патопсихологическом исследовании; -
знакомство с принципами построения патопсихологического исследования и интерпретации данных, полученных в ходе его проведения.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в резуль