Файл: Обязательная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б1.В.03 ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: сформировать необходимые компетенции для осуществления профессиональной деятельности дефектолога в части обеспечения адаптации лиц в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Задачи:

- овладение основными теоретическими понятиями и категориями в области дефектологии;

- овладение общими представлениями об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом различных категорий детей, подростков и взрослых с особенностями психофизического развития;

- ознакомление с организацией в России системы специального образования детей и подростков с нарушениями в развитии и дефектологической помощи лицам в социальной, учебной, бытовой сферах жизни;

- ознакомление с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения обучающихся, имеющих нарушения развития и путей преодоления данных нарушений;

- изучение проблем и условий образовательной и социальной инклюзии лиц с особенностями психофизического развития;

- формирование умений реализации коррекционно-педагогической и реабилитационной деятельности, необходимых дефектологу в работе с представителями разных социальных групп;

- овладение технологиями реализации индивидуальных программ реабилитации в условиях всех ведомственных учреждений;

- обучение навыкам комплексной реабилитации и повышения медико-социально-психолого-педагогической (МСПП) компетентности будущего дефектолога.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Дефектологическая помощь в реабилитационно-педагогическом процессе
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

ПК-3. Способен к проектированию и реализации научно-методического обеспечения и сопровождения субъектов образования и социальной сферы

ПК 3.1. Знает особенности и требования к научно-методическому оснащению адаптированных основных образовательных программ / специальных индивидуальных программ развития / программ социально-психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста), критерии его оценки; содержание и организацию научно-методической деятельности дефектолога.

ПК 3.2. Умеет анализировать и оценивать научно-методическое оснащение образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса с участием субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); разрабатывать основные элементы научно-методического обеспечения образовательного процесса и социальной поддержки отдельных групп населения.

ПК 3.3. Владеет умением создавать основные элементы научно-методического обеспечения образования и социально-психолого-педагогического сопровождения представителей социальных групп.

ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры

ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).

ПК-6.2. Умеет подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психопросветительской работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья представителей разных социальных групп; реализовывать программы повышения профессиональной компетентности дефектологов, работающих в образовании и социальной сфере.

ПК-6.3. Владеет инструментарием для проведения просветительской работы, приемами и средствами информирования населения о факторах, способствующих улучшению состояния и динамики психологического здоровья личности обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).




Б1.В.04 ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование теоретических знаний и практических навыков оказания помощи с пожилым людям для улучшения условий их жизнедеятельности и удовлетворения жизненных потребностей путем мобилизации собственных ресурсов.

Задачи:

  • ознакомление с психологическими и социальными особенностями и трудностями лиц пожилого возраста;

  • научить анализировать тенденции развития социальной политики в отношении пожилых людей

  • ознакомление с теоретическими основами социальной работы с пожилыми людьми;

  • ознакомление с новейшими технологиями оказания геронтологической помощи и социальной работы с пожилыми и стареющими людьми;

  • ознакомление с системой организации социальной работы с пожилыми людьми;

  • научить разрабатывать программы организации социальной работы с пожилыми людьми;

  • научить ориентироваться в основных методах социальной работы с пожилыми гражданами;

  • формирование навыков разработки и реализации технологии, ориентированных на активизации собственной позиции клиента-пожилого человекав решении его проблем;

  • научить обоснованно выбирать содержание социальной работы с пожилыми людьми.

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Организация геронтологической помощи в системе образования и социальных служб
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

ПК-1. Способен к планированию и реализации коррекционно-развивающего сопровождения субъектов образования и социальной сферы


ПК-1.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с разными особыми образовательными потребностями; структурные компоненты программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью; знает содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).

ПК 1.2. Умеет отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста)

в соответствии с поставленными целями и задачами; умеет планировать и организовывать образовательный, коррекционно-развивающий, реабилитационный процесс; умеет применять специальные методики, коррекционно-образовательные и реабилитационные технологии с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).

ПК 1.3. Владеет умением осуществлять отбор содержания, методов и средств обучения, воспитания, психологического сопровождения и реабилитации в соответствии с поставленными целями и задачами; владеет специальными методиками, коррекционно-образовательными, реабилитационными технологиями с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).

ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры

ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).

ПК-6.2. Умеет подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психопросветительской работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья представителей разных социальных групп; реализовывать программы повышения профессиональной компетентности дефектологов, работающих в образовании и социальной сфере.

ПК-6.3. Владеет инструментарием для проведения просветительской работы, приемами и средствами информирования населения о факторах, способствующих улучшению состояния и динамики психологического здоровья личности обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста).





Б1.В.05 ТЕХНОЛОГИИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование компетенций в области проектирования и реализации педагогических технологий в условиях специального и инклюзивного образования

Задачи:

  • формирование представления о сущности образовательного процесса, технологиях осуществления педагогического процесса;

  • формирование знаний о сущности, содержании, структуре образовательных процессов и систем, педагогических технологий в сфере специального и инклюзивного образования;

  • формирование умений проектировать и осуществлять образовательно-коррекционную работу с использованием инновационных психолого-педагогических технологий;

  • формирование готовности к проектированию и осуществлению научно обоснованных психолого-педагогических технологий;

  • формирование навыков организации взаимодействия с различными участниками образовательного процесса, навыками определения типа нарушенного развития ребенка.

  • формирование умений проводить анализ собственной профессиональной деятельности, определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;

  • формирование готовности к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Технологии специального и инклюзивного образования
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

УК 4.1. Знает коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (-ых) языках

УК 4.2. Умеет применять информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач; вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках

УК 4.3. Владеет навыками коммуникативно и культурно приемлемо ведения устных деловых разговоров в процессе профессионального взаимодействия и перевода академических и профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык

ПК-2. Способен к проектированию и реализации образовательных программ и СИПР

ПК 2.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования и СИПР обучающихся с особыми образовательными потребностями, структурные компоненты программ психолого-педагогического,

социально-психологического, социально-педагогического сопровождения реабилитации (абилитации) субъектов образования и социальной сферы; знает содержание, формы методы, приемы и средства организации коррекционно-образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы.

ПК 2.2. Умеет разрабатывать программу психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования; отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; разрабатывать и реализовывать образовательные, реабилитационные программы и СИПР;

ПК 2.3. Владеет содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования субъектов образования и социальной сферы; умением адаптировать диагностический материал с учетом степени и характера проблем в развитии субъектов образования и социальной сферы; умением оформить характеристику на обучающихся и представителей социальных групп на основе результатов обследования; умением формулировать рекомендации к разработке программы коррекционной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; навыками проектирования и реализации образовательных, реабилитационных программ и СИПР




Б1.В.06 ПСИХОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА И ПАТОПСИХОЛОГИЯ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование компетенций в области типах психического дизонтогенеза, рассматривая варианты когнитивного дизонтогенеза применительно к различным возрастным периодам жизни человека.

Задачи:

  • формирование у студентов системы знаний по изучению нарушения психической деятельности у детей и взрослых;

  • формирование представлений о структуре нарушений психической деятельности, закономерностях распада психики в их сопоставлении с нормой4

  • ознакомление с типологиями психического дизонтогенеза с опорой на системный анализ нарушений психического развития;

  • формирование представлений о локализации поражения, времени поражения, наличии первичного дефекта и вторичных симптомов, тотальности или парциальности поражения ЦНС, характере межфункциональных связей;

  • формирование знаний о структуре дефекта при разных вариантах аномального развития;

  • освоение знаний о механизмах дизонтогенеза (отставание в развитии, поломка развития и асинхрония развития);

  • выработка навыков применения психологических знаний в профессиональной сфере дефектолога;

  • изучение основных патопсихологических симптомов и синдромов;

  • изучение различных видов нарушений перцептивной, мнестической деятельности, мышления, личности и работоспособности, необходимых при формулировании патопсихологического диагноза;

  • знакомство с методами и приемами, используемыми в патопсихологическом исследовании;

  • знакомство с принципами построения патопсихологического исследования и интерпретации данных, полученных в ходе его проведения.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в резуль