ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Геродот с одобрением повествует о творениях технического искусства — канала-рва на Афонском перешейке, моста через Гелеспонт, водопровода на Самосе. Эсхил с особым энтузиазмом изображает передачу сигнала огнем, который так быстро принес новость о победе из Трои в Аргос. А в «Прометее» Эсхил высказывает мысль о том, что огонь не только ведет человека от первобытного состояния к цивилизованному, но и делает его свободным. Любопытно и то, что Эсхил в те далекие времена уловил противоречивую значимость техники для человека: именно он изобразил и демоническое начало техники: принести огонь Прометей смог, только совершив преступление — украв его из очага богов.
В Средние века между техникой и наукой возникла некоторая напряженность. Техника рассматривалась в большей степени как практическое мастерство строителя, изобретателя, т.е. как ремесло. Между техникой и наукой возникает спор, состязание за выработку лучших средств в получении результата. Так как теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем (например, при строительстве Миланского собора в 1386 г.), акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теории и практического изобретательства.
В эпоху Ренессанса с Леонардо да Винчи и Пикколо Тартальи начинается возрождение авторитета теоретической науки и возникает новый тип отношения науки и техники. В отличие от древних греков, которые рассматривали технику как составную часть теоретической науки, как ее вершину, у представителей эпохи Возрождения, в частности у Леонардо да Винчи, техника в большей степени рассматривается как продолжение природы: то, что может быть сконструировано, — это границы возможностей самой природы. Поэтому познание природы (естествознание) стало идентичным экспериментальному и дедуктивному конструированию.
Вплоть до конца XIX в. науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, но оставались все-таки технически ориентированными, затем снова стали приходить в тесное соприкосновение, теперь на производственно-промышленной основе (телеграф, электричество). Эта связь была еще несистематической. Новый уровень взаимодействия науки и техники в XX столетии не только привел к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
2.3 Влияние техники и науки
В культуре существуют отношения между внетехническими областями, сферами культуры, которые, тем не менее, связаны с техникой. Скажем взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определенных личностных качеств, таких как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, собранность, но также и холодная расчетливость и меркантильность, стандартизация поведения и мышления.
Любопытны в этом отношении рассуждения X. Ортеги-и-Гассета о влиянии техники на формирование типа личности джентельмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами. Техника, по мнению Ортеги-и-Гассета, как раз и дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами. Обеспечивая огромное богатство, мощь экономики, она формирует у человека уверенность и обеспеченность, "власть над низшими уровнями существования", дает возможность "стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости, выработать стремление жить в подлинном мире, в суровых земных условиях, при всей тяжести реальной действительности максимально насыщенной жизнью, что составляет основу игрового джентельменского поведения. Причем в правилах джентельменского поведения это игра по правилам, fair play, исключающая обман и фальсификацию, ложь и провокацию, где царят справедливость и искренность, самообладание, основанные на ясном понимании своих собственных прав по отношению к другим и прав других по отношению к себе, а значит, на ясном понимании своих собственных обязанностей. Эти рассуждения Ортеги-и-Гассета подтверждают, что техника, диктуя определенный способ бытия человеку, не только опосредованно связана с нравственностью, но и формирует особые этические нормы как достижения и культурные ценности. Не случайно формирование и господство джентельменства в Англии он соотносит с бурным развитием ее технического и экономического могущества, а упадок джентельменства — со снижением уровня техники, присущего британцам.
И даже в таком феномене, как внешняя политика, можно обнаружить опосредованное воздействие техники. Так, американский исследователь X. Брук, выступая на IX Международном симпозиуме "Discoveries", высказал идею, что существующая ориентация на изоляцию национальных стратегий развития техники и науки ведет человечество к краху. По его мнению, уже сегодня постепенно осознается необходимость формирования глобальной научной и технической политики.
Заключение
1. Кратко рассмотрев основные моменты работы М. Вебера, можно подвести некоторые итоги. Каково значение его работы? Во-первых, ученый создал качественно новую целостную, самодостаточную и последовательную социологическую систему. Во-вторых, при его построении он использовал качественно новый подход к обществу: не как естественный элемент, идеалистический институт или результат производительной деятельности, а как самобытную часть мира, развивающуюся по своим особым, уникальным законам. В-третьих, он выдвинул тезис о том, что общество развивается в результате постоянной борьбы и согласия его членов. В-четвертых, М. Вебер впервые применил новый социологический метод - концепцию идеального типа - важнейший инструмент рассечения общества. В-пятых, заслуживает внимания концепция государственного устройства ученого, основанная на социологической категории господства, также детально и убедительно разработанной им. Наконец, работа «Протестантская этика и дух капитализма», написанная М. Вебером, все еще остается современной, фундаментальной и энциклопедической, и, что самое важное, она заложила основу новой школы исторической социальной науки.
2. За счет быстро расширяющегося процесса технизации и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, современная (прежде всего западноевропейская) цивилизация стала приобретать техногенный характер. Характерными особенностями цивилизации техногенного типа являются быстрое изменение техники и технологий, способность к умножению знаний и изобретению нового.
Решающая роль в ее возникновении принадлежит науке.
Техногенную цивилизацию отличают следующие черты:
1) особое представление о природе как поле приложения сил человека;
2) абсолютизация преобразовательной активности человека, агрессивное вмешательство в природу;
3) определяющая роль развития материального производства;
4) установка на технико-экономическую результативность вне ее человеческого, социокультурного измерения.
Из других социокультурных универсалий культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, следует также выделить быстрое (в геометрической прогрессии) изменение предметного мира, влияющего на образ жизни; динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; ориентацию на автономию личности; особое понимание власти, силы и характера природы.
Принято считать, что в науке и технике заключаются не только безграничные возможности, но и опасности.
Человек на определенном этапе может полностью утратить контроль над техникой, научно-техническим прогрессом, оказаться в зависимости от техники и от непредсказуемых побочных последствий научно-технического развития. Человек вместо активного двигателя научно-технического прогресса может превратиться в его жертву, утратить духовное богатство и разносторонность мышления.
Формируясь как личность технократического типа, человек может превратиться в придаток техники и утратить свои собственно уникальные человеческие формы, глубинные черты своей сущности.
Перспектива подобного исхода жизни человеческой цивилизации как особой формы социальной организации, осознание негативных тенденций, получивших развитие ввиду ускоренной технизации, привели к пониманию того, что современная техногенная цивилизация переживает кризисное состояние.
Многие исследователи по-разному оценивают шансы человечества в преодолении этого кризиса.
Среди ответов на данный вопрос есть не только пессимистическое нет, но и оптимистическое да.
Список литературы
-
Dilthey W. Die Entstehung der Hermeneutik, in: Gesammelte Schriften V, S.329. Гучинская Н.О. Hermeneutica in nuce. Очерк филологической герменевтики, СПб., 2002, с. 11 -
Бергсон А. Творческая революция. М. СПб., 1914. С. 124. -
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 234. -
Glockner H. Philosophie und Technik. Krefeld. 1953. S. 28. -
Вебер М. Класс, сословие, партии (фрагменты), - Личность. Культура.Обществе 2003, Вып. 1-2 (15-16). - М. 2003, - С. 140 -
Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990. - С. 496. -
Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990. - С. - С. 623-624. -
Некрасов А.И. Социология. - Х.: Одиссей, 2007. - 304 с. -
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 2008. - 224 с.
1 Dilthey W. Die Entstehung der Hermeneutik, in: Gesammelte Schriften V, S.329. Гучинская Н.О. Hermeneutica in nuce. Очерк филологической герменевтики, СПб., 2002, с. 11
2 Бергсон А. Творческая революция. М. СПб., 1914. С. 124.
3 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 234.
4 Glockner H. Philosophie und Technik. Krefeld. 1953. S. 28.