Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................... | 3 | ||
1 | Теоретические проблемы семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка……………… | 5 | |
| 1.1 | Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………. | 5 |
| 1.2 | Эмоциональное благополучие старшего дошкольника……….. | 8 |
| 1.3 | Особенности семейной среды и детско-родительских отношений…………………………………………………………. | 13 |
2 | Опытно-экспериментальное исследование семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка……… | 21 | |
| 2.1 | Методики исследования характера взаимоотношений в семье и эмоционального состояния ребенка…………………………….. | 21 |
| 2.2 | Диагностика детско-родительских отношений и эмоционального состояния ребенка……………………………... | 25 |
| 2.3 | Анализ результатов полученных после проведения диагностики………………………………………………………… | 28 |
Заключение…………………………………………………………………… | 30 | ||
Список использованных источников……………………………………….. | 31 | ||
Приложение. Текст опросника родительского отношения……………… | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что семейное воспитание имеет непосредственное и наиболее сильное влияние на формирование личности ребенка. В современном мире ведущая роль в становлении личности ребенка отведена детско-родительским отношениям. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их чуткости, характер семейных связей оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, на них построены формы выстраивания отношений с другими людьми.
Именно благоприятная семейная обстановка способствует удовлетворению всех потребностей ребенка, дает возможности для наиболее полного раскрытия его психических и индивидуальных способностей, делает первые шаги в социализации ребенка, установлению им оптимальных отношений с окружающими, создает основу для эмоционального благополучия.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы многих известных отечественных и зарубежных психологов, таких как К. Роджерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, В.С. Мухина. Какие бы подходы в своих работах не применяли ученые, однозначно мнение о важности семейного воспитания и его влияние на становление личности ребенка, в частности его эмоциональной сферы.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В данный момент, по мнению исследователей, наблюдается кризис семейных отношений, когда родители не заботятся о влиянии семейной среды на ребенка, установлению с ним дружеских, близких контактов. Поэтому мы выбрали данную тему для нашего исследования.
Цель исследования – изучить влияние родительского отношения на особенности эмоциональной сферы дошкольника.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – семья, родительское отношение как фактор гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка.
Гипотеза исследования: мы предполагали, что эмоциональное благополучие детей и характер семейных взаимоотношений взаимосвязаны.
Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:
-
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; -
исследовать особенности семейной среды и детско-родительских отношений; -
исследовать эмоциональную сферу детей; -
определить влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние детей.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практические: были применены следующие методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бepнc, С. Кaуфмaн); тест родительского отношения; методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка», цветовой тест Люшера.
База исследования: ДОУ № 231 города Краснодара, в исследовании принимали участие дети 5–6 лет в количестве 16 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 16 человек.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
-
Теоретические проблемы семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка
-
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Человек – эмоциональный вид, эмоции играют большую роль в его жизни. Они и отражают в сознании реальность, и проводят нас через мир взаимоотношений, и сопровождают каждое наше действие.
Определим сначала само понятие эмоция. Эмоция (от лат. Emovere возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Емкое определение дает К. Ланге: «эмоции – это душевные движения». Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Выделяют такие функции эмоций как:
-
Сигнальная, которая заключается в том, чтобы давать нам эмоциональный сигнал, вызванный либо внутренним состоянием, либо внешней обстановкой. Этот сигнал призывает нас к какому-либо действию исходя из заданной ситуации. -
Регулятивная, которую можно обозначить как фон наших действий – положительный, что позволяет нам работать в работоспособном режиме, отрицательный, который расслабляет или угнетает процесс деятельности. -
Познавательная, которая сопровождает процесс познания, привлекая к изучаемому объекту или наоборот вызывая неприятие к нему.
Л.С. Выготский писал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Развитие эмоций ребенка – это стержень его личностного становления.
Понимание эмоционального состояния человека невозможно без способности воспринимать экспрессивные признаки выражения эмоции. Благодаря такому восприятию у ребенка формируется перцептивный образ. Он позволяет быстрее распознавать состояние другого. Надо отметить, что у старших дошкольников уже сложен целостный, объемный образ состояния, совокупность элементов экспрессии.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие социальных эмоций. Это сочувствие, сопереживание, содействие – составляющие такое важное понятие как эмпатия. Эмпатия понимается как социальное образование, возникающее при ощущении чувств и переживаний другого, проникновения в состояние и сферу личностного восприятия.
Социальные эмоции сначала приобретаются детьми в ходе социализации при влиянии взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Затем приобретенные социальные и моральные нормы становятся полноценным образованием личности. И уже затем начинают регулировать поведение, проявляя мотивационную сущность.
Развитие высших человеческих социальных эмоций происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Именно социальные эмоции формируются под действием воспитания, а также влияют на приобретение большинства социальных ценностей, понятия социальных норм и социальных требований. Развитие социальных эмоций предполагает не только усвоение норм и требований социального общества, но, а также и выработку отношений ко всем полученным знаниям. Так если проще говорить, то появляется необходимость не только в том, чтобы понять все нормы, но, а также принять их и стараться наиболее точным образом следовать.
Как и в раннем и среднем дошкольном возрасте жизнь ребенка в большей степени подчинена чувствам. Управлять своими переживаниями он только учится, поэтому подвержен влияниям окружающей обстановке. Его легко огорчить, привести в негодование, обрадовать, развеселить. Смена эмоций очень быстрая и малоуправляемая самим ребенком, так как он только познает себя и осваивает самоконтроль. Настроение очень зависит от социальных отношений. Это и отношения с близкими людьми и в группе сверстников.
В этом возрасте наряду с нормами развития проявляются и трудности в эмоциональной сфере. Выделяют такие виды проблем:
-
Агрессия. Проявляется в неуравношенности, конфликтности, аффективном поведении. -
Эмоциональная расторможенность. Проявляется в быстрых реакциях, сменах состояний. Мешают сосредоточиться, уменьшает саморегуляцию поведения. -
Эмоциональная заторможенность. Проявляется в сжатой эмоциональности, робости, необщительности.
Каждый вид проблем несет влияние на личностное развитие ребенка, сказывается на его деятельности и взаимоотношениях с миром. Поэтому так важно провести коррекцию еще в этом возрасте, чтобы в дальнейшем не возникало проблем со взаимоотношениями с окружающими и отношением к самому себе.
Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.
1.2 Эмоциональное благополучие старшего дошкольника
Под эмоциональным благополучием понимается устойчивое эмоционально-комфортное состояние ребенка с полной удовлетворенностью в социальных и физиологических потребностях. Это некий баланс между психическими и телесными ощущениями, интеллектуальной и эмоциональной сфере. Только такое функционирование системы может сопровождать успешный ход любой деятельности.
Эмоциональное благополучие есть совокупность нескольких показателей:
-
Эмоция удовольствия – неудовольствия, сопровождающая действия ребенка -
Переживание успеха – провала в своей деятельности -
Переживание комфорта – дискомфорта в отношении внешней безопасности -
Переживание комфорта – дискомфорта в отношении взаимодействий с другими людьми -
Переживание одобрения – неодобрения окружающими своих действий
Можно выделить три уровня эмоционального благополучия: низкий, средний, высокий. Высокий уровень характеризуется общительностью, контактностью, желанием участвовать в коллективных действиях, способностью принимать лидерские и второстепенные роли, умением решать конфликтные ситуации, принятие правил нахождения в какой-то ситуации, сопереживание и внимательность к другим людям, саморегуляцией и адекватным проявлением своих внутренних состояний и потребностей.
Ребенок имеет ярко выраженную потребность в обеспечении чувства безопасности, которое ему дают взрослые, особенно родители. Чувство безопасности проявляется в заботе, поддержке со стороны взрослых. Именно взрослые дают чувство защищенности и неуязвимости в отношении реального мира. Благодаря этому ребенок находится в состоянии эмоционального комфорта, привязанности к взрослому. Наличие привязанности способствует уверенности ребенка в необходимой поддержке со стороны взрослого.
Чувство эмоционального комфорта является неотъемлемой характеристикой нормального нахождения в отношениях с миром «я – мир», условием его психического и личностного развития. Оно возникает при положительном взаимодействии с родителями. При отсутствии эмоционально-положительного контакта наблюдается нарушение психического развития ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте.