Файл: Эмоциональное благополучие старшего дошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Остановимся немного на неполных семьях и их особенностях. Неполными семьями считаются семьи с одним родителем, зачастую это мать. В такой семье на плечи одного родителя ложатся все семейные обязанности, что приводит к невротизации. Усугубляется это психологическим влиянием статуса разведенного человека, матери-одиночки. Родитель чувствует свою несостоятельность, неустроенность, взращивая тревожность. Это тревожность передается детям, они могут стать закомплексованными, инфантильными.

Мы убедились насколько важно грамотно выстраивать детско-родительские отношения, какую роль они играют в построении семьи и семейной атмосфере, воспитании и становлении ребенка, особенно на формирование привычек, особенностей, характера детей, что является личностным стержнем. То насколько гармонично и верно родителей начнут выстраивать свои взаимоотношения с детьми, зависит и развитие семьи и психическое, личностное взросление детей.

Развитие отношений родителей между собой, их отношение к ребенку, атмосфера внутри семьи – все сказывается на воспитании и становлении личности. Ребенок испытывает влияние семье от самого рождения. В разные годы влияние имеет различную силу. Особо усиленно оно проявляется в дошкольном возрасте, когда авторитет взрослого неприкосновенен. Семья в силу своего эмоционального и естественного характера воздействия самый сильный воспитательный институт. Здесь ребенок непринужденно впитывает в себя манеру общения, нормы и эталоны поведения, умения общаться с разными людьми и вести себя, выбирать себе цели и позиции.

Воспитательный потенциал семьи складывается из суммы условий и средств и тех возможностей, которые они дают. Это материальные и бытовые условия, состав семьи, степень слитности семьи и характера взаимоотношений внутри семьи. Здесь проявляется идейно-нравственная, эмоциональная и трудовая атмосфера, личностные и профессиональные качества родителей и прародителей. Имеют важное значение пример взрослых, налаживание отношений внутри и вне семьи, внутрисемейные традиции и стиль воспитания.

В обычных условиях семьи ребенок наделен вниманием и опекой родителей и членов семьи. Но и в условиях семейного воспитания возникают психические и психологические заболевания, появление которых связано с условиями взаимоотношений. По исследованиям специалистов наибольшее количество неврозов встречается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому так важно изначально создать надлежащую атмосферу в семье, когда родители самостоятельно решают свои личностные проблемы, внимательны, добры и отзывчивы к своим детям, помогают детям выражать их чувства и снимать возникающее нервное напряжение, имеют единый стиль воспитания.


Самая сильная человеческая потребность – это потребность в родительской любви. Она дает чувство безопасности и защищенности, устанавливает благоприятное эмоциональное состояние, учит любить и защищать в ответ. Родительская любовь необходима для эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Важно чтобы ребенок получал определенное количество любви и внимания. На основании своего исследования А.А. Спиваковская выделила несколько типов родительской любви:

  • Действенная любовь, основанная на уважении, близости, принятии, эмоционально-положительном отношении, внимательности к интересам ребенка, признании его прав и обязанностей.

  • Отстраненная любовь основана на уважении и благорасположении, но имеется некая отдаленность, поверхность знаний о самом ребенке и неумении поддержать и помочь.

  • Действенная жалость, где имеется достаточная близость, расположение, но нет уважения. Родители опекают ребенка, но не верят в его силы и возможности.

  • Снисходительное отстранение – имеется симпатия, но при этом неуважение и отдаленность. Родители не лезут в личную жизнь ребенка, не интересуются его делами и внутренним миром.

  • Отвержение построено на неприязни, неуважении, большой отстраненности. Родители игнорируют ребенка, стараются избежать контакта с ним.

  • Призрение строится на неприязни, неуважении и достаточной близости. Родители концентрируются на отрицательных качествах и проявлениях ребенка.

  • Преследование, где имеется антипатия, уважение, малая личностная дистанция. Родители облегают ребенка излишне строгостью и контролируемостью.

  • Отказ – имеется симпатия, уважение, но отсутствие близости. Родители имеют отстраненную позицию, не видят всех достоинств ребенка, наблюдают за ребенком издалека, не соприкасаясь с ним.

В процессе взросления ребенка и его социального становления родительские отношения изменяются, и родительская любовь склоняется к какому-то виду или сочетанию. А.С. Спиваковская пишет, что нет идеала в воспитании. Взаимоотношения внутри семьи всегда индивидуальны, но ключом любых отношений является любовь и независимость. В основе отношений лежит структура общения, степень доверия и эмоциональности. Давать ребенку самостоятельность надо с учетом его возраста и мотива воспитания.



2 Опытно-экспериментальное исследование семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка
2.1 Методики исследования характера взаимоотношений в семье и эмоционального состояния ребенка
Для нашей темы исследования мы отбирали специализированные методики.

«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.) является модификацией известной проективной методики «Рисунок семьи». Авторы этой методики решили ввести новый элемент – кинетический фактор, а именно возможность представить людей в движении. Научно доказано, что рисунок в психологическом подходе открывает глубинные чувства и переживания.

Авторы при интерпретации рисунка опираются на такие факторы, как:

  • Характеристика каждой фигуры

  • Действия фигур. Каждое действие содержит в себе энергию, определяющую какие-либо отношения. «Энергия» может отражать стремление к близости, злость, зависть.

  • Стиль изображения. Этот пункт дает информацию об психо-эмоциональных взаимоотношениях. Внимание обращается на отклоняющиеся стили – бездействие фигур, отгороженность фигур и прочее.

  • Символы. Авторы выделили около 40 наиболее часто встречающихся символа, которые интерпретируются в технике психоанализа. Но значения не четко фиксированы, идет учет личных значений и смыслов при обработке данных.

Процедура проходит несколько этапов. Первый – это рисование ребенком своей семьи. Используется стандартный лист бумаги, шесть цветных карандашей – черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, ластик. Инструкция гласит: «нарисуй членов своей семье, где каждый что-то делает». На вопросы ребенка отвечаем: «рисуй как тебе нравится, можешь нарисовать, что хочешь». В процессе рисования психолог фиксирует моменты работы. Это последовательность рисования, высказывания и комментирование ребенка, его мимика, настроение.

Второй этап – беседа после рисования. Мы спрашиваем уточняющие вопросы – кто нарисован, чем занимаются изображенные люди, вопросы о деятельности членов семьи и их обязанностей в семейном кругу, вопросы на взаимоотношения с членами семьи.

Выделяются три важных момента при истолковании рисунка. Это структура семьи – все ли члены семьи изображены, их расположение на листе и характеристика взаимодействия.

Особенность прорисовки отдельных членов семьи – схема фигуры, степень прорисовки, стиль изображения.

Процесс рисования – последовательность в рисовании, комментирование, эмоциональное состояние.


На что направлена методика:

  • Определение степени владения изобразительной техникой. Понятность и выразительность образов, изящество и качество линий.

  • Определение эмоционального состояния в момент рисования. Степень раскованности, отсутствие внутреннего напряжения, психоэмоциональный фон.

  • Определение характера внутрисемейных отношений и степени эмоционального благополучия.

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин является инструментом психодиагностики, направленным на проявление родительского отношения у родителей. Родительское отношение представляет собой систему чувств и поведенческих паттернов по отношению к ребенку, специфику понимания психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

  • Принятие-отвержение. Эта шкала есть совокупность эмоционального отношения к ребенку. Две крайние позиции – это принятие, когда родитель интересуется личностью и увлечениями ребенка, уважает его индивидуальность и решения, любит его таким, какой он есть, и отвержение, когда родитель не верит в ребенка, в его силы и способности, не проявляет доверия и уважения, испытывает к нему негативные чувства.

  • Коопреция. Эта шкала представляет собой социально принятый образ родительского отношения. Он проявляется в заинтересованности родителя в делах и проблемах ребенка, высокой оценки способностей и самостоятельности ребенка, проявлении доверия и уважения.

  • Симбиоз. Эта шкала показывает наличие дистанции между родителем и ребенком. Крайняя позиция представляет собой полную симбиотичность отношений, когда родитель ощущает единение с ребенком, старается избавить его от трудностей, всячески оберегает и осуществляет все потребности. Родитель не дает необходимую самостоятельность, боится автономии ребенка.

  • Авторитарный контроль. Эта шкала показывает направление и содержание контроля родителя за ребенком. Крайняя позиция – это явный авторитаризм. Родитель пытается держать под контролем поведение, мысли, развитие, интересы ребенка. Требует безоговорочного соблюдения дисциплины и установленных правил. Не прислушивается к мнению и мыслям ребенка.

  • Маленький неудачник. Эта шкала показывает отношение родителя к возможностям ребенка. На крайней позиции прослеживается инфантилизация ребенка, когда не верят в его силы и возможности. Ребенок кажется маленьким, социально несостоятельным, неприспособленным и неуспешным. Родители не воспринимают всерьез личность ребенка, его интересы и мысли, стараются контролировать его действия.


Процедура проведения. Родителям дается текст опросника (текст опросника представлен в приложении). Дается словесная инструкция: «Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, выразите свое согласие или несогласие с ними».

Методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка» позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с окружающими, об его внутреннем мире, чувствах. Тест является визуально-вербальным, стимульный материал состоит из 42 карточек с изображениями, 17 текстовых заданий, длительность выполнения составляет около 30 минут. Изображения представлены довольно схематично для облегчения идентификации испытуемого с изображенными людьми.

Процедура проведения. Вначале ребенку говорят о том, что он должен ответить на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает картинки, слушает вопросы, словесные объяснения. Ребенку необходимо выбрать себе место среди изображенных людей или идентифицировать себя с кем-то. В текстовом задании ребенок должен выбрать определенный тип поведения, некоторые задания социометричны. Тестирование проводится строго индивидуально, без посторонних лиц, особенно родителей. В течение исследование не следует углубляться в родственные отношения ребенка с показываемыми им людьми, это выясняется после проведения. Также следует полученную информацию у родителей, потому что ребенок еще не очень хорошо ориентируется в родственных связях. При неточных и неясных ответах, следует задать уточняющие вопросы.

Методика направлена на получении информации об отношениях ребенка к семейному окружению и явлениям.

Цветовой тест Люшера базируется на экспериментально подтверждённой зависимости между предпочтением испытуемом определенных цветов и его психоэмоциональном состоянием.

Процедура проводится в течение 5 минут. Стимульный материал представлен восьмью цветными карточками. Психолог выкладывает карточки на белом фоне случайным образом на равном расстоянии друг от друга. Просит испытуемого выбрать наиболее приятный цвет, откладывает выбранную карточку. Выбор повторяется до последней карточки. Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».