Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика направлена на определение эмоционального состояния и фона испытуемого.
-
Диагностика детско-родительских отношений и эмоционального состояния ребенка
Организация исследования:
Констатирующий эксперимент.
Исследование проходило в ДОУ №231, г. Краснодара. Длительность эксперимента составляла два месяца. Было обследовано 16 детей и их родителей.
За основу были взяты методики детско-родительских отношений: «Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.); тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка».
Был применен цветовой тест Люшера на определение эмоционального состояния детей.
«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.), Данные интерпретации рисунков показали нам, что в 11 (69%) семьях присутствуют нарушения детско–родительских отношений, в 5 (31%) семьях таких нарушений не наблюдается.
Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Анализируя результаты тестирования родительского отношения наблюдается в основном средний уровень, это говорит о том, что взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
Методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка». В основе мы взяли те шкалы, которые имеют прямое отношение к нашему исследованию – это отношение к матери, отцу, братьям и сестрам, к семье в целом. Мы получили результаты о том, что 45 процентов имеют положительное отношение к семье, 30 процентов имеют удовлетворительное отношение к членам семьи, 25 процентов относятся безразлично к своим родственникам и родителям. Следовательно, в этих семьях нет взаимопонимания с ребёнком, с такими семьями психолог должен проводить определённую коррекционную работу. На основании тестирования детско-родительских отношений, на базе группы детей старшего дошкольного возраста и их родителей, четко просматривается, что у подавляющего большинства из них нарушены детско-родительские отношения.
Цветовой тест Люшера показал, что в основном у детей прослеживается относительно благополучный эмоциональный фон, но с преобладанием тревожности и повышенной аффективности.
Формирующий эксперимент.
По результатам констатирующего эксперимента был разработан игровой психотренинг на основе работ В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, направленный на формирование устойчивых благоприятных детско-родительских отношений.
Программа тренинга была рассчитана на детей 5–6 лет и их родителей. Программа проходила в течение двух месяцев два раза в неделю по 1,5 часа. Каждое занятие состояло из игр и упражнений, направленных на развитие рефлексии, коммуникативных качеств, самораскрытия, установку благоприятного эмоционального состояния.
Краткая программа психотренинга.
Занятие 1. «Знакомство» Цель: актуализированное чувство единения в системе «Рoдитeль – рeбeнoк».
Занятие 2. «Мы одна семья» Цель: развитие интереса друг к другу в системе «рoдитeль – рeбeнoк».
Занятие 3. «Мир эмоций». Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, расширение гаммы эмоций и способов их выражения.
Занятие 4. «Пeщeра страхов». Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.
Занятие 5. «Эффективное взаимодействие» Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».
Занятие 6. «Пoйми мeня» Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах «родитель-ребенок».
Занятие 7. «Наши приключeния» Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».
Занятие 8. «Узнаем вместе» Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.
Занятие 9. «Морe наших чувств» Цель: трeнировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.
Занятие 10. «Все только начинается» Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в системе «родитель-рeбенок».
В ходе занятий были созданы условия для сближения и кооперации детей и родителей, увеличения заинтересованности во внутреннем мире своего ребенка, большего понимания психологических особенностей и проблем ребенка. Занятия проводились в системе родитель-ребенок, то есть занятия ребенок посещал с одним своим родителем. Если имелся конфликт с каким-то родителем, то на занятия ходил именно этот родитель.
Контрольное обследование
Контрольное обследование проводилось с теми же детьми и их родителями. В ходе контрольного обследования использовался те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты обследования показали: улучшение показателей в системе детско-родительских отношений и установление благоприятного эмоционального фона у детей.
После сравнения результатов констатирующего и контрольного обследования можно сделать вывод: родители стали более восприимчивы к своему ребенку, начали относиться к нему с пониманием и уважением, была создана дружелюбная внутрисемейная атмосфера с принятием ребенка, была удовлетворена потребность в безопасности. Дети начали получать поддержку родителей, в целом улучшилось их эмоциональное состояние, они стали более уверенными и свободными.
Гипотеза исследования подтвердилась: эмоциональной благополучие детей находится в прямой зависимости от характера семейных взаимоотношений.
-
Анализ результатов полученных после проведения диагностики
Большинство ученых отмечают, что для нормального психического развития необходимо состояние эмоционального благополучия. Также исследователи выделяют влияние характера семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей.
Наше исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, когда так важно установление стойкого благоприятного эмоционального фона для работы над произвольностью и внимательностью. Как мы выяснили в теоретической части и подтвердили в нашем исследовании, главенствующая роль в формировании эмоционального благополучия принадлежит именно семейным взаимоотношениям и стилю родительского воспитания.
Нами была проведена работа на диагностику детско-родительских отношений, а также на установлении благоприятной семейной среды в ходе тренинга.
Мы проследили, как менялось поведение и характеристика детей на протяжении работы по сближению родителей и детей.
В ходе тренинга мы ставили определенные задачи по улучшению детско-родительских отношений:
-
Формирование партнерских отношений родителя с ребенком; -
Работа над возрастанием понимания родителем психологических и индивидуальных особенностей ребенка; -
Увеличение эмпатии по отношению друг к другу; -
Работа над установлением равноправного общения, обучения навыкам решения конфликтных ситуаций; -
Работа над формированием эффективного поведения в проблемных ситуациях; -
Работа по увеличению уверенности в себе, принятии своего «я»; -
Работа над укреплением родительской уверенности в своих воспитательных возможностях; -
Работа по обучению навыкам саморегуляции эмоцинальных состояний.
По окончанию тренинга наблюдались заметные улучшения в детско-родительских отношениях. В семьях был установлен благоприятный эмоциональный контакт, поддерживались товарищеские отношения, поощрялась активность детей, в семьях была создана совместная деятельность, направленная на раскрытие возможностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является ближайшей средой отношений и взаимодействий для ребенка, поэтому влияние родителей и выстроенных отношений велико и многогранно. Семейная среда и воспитание оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка.
Создание семейной атмосферы с эмоциональностью, непосредственностью и открытостью во взаимоотношениях, с наполненностью любовью и заботой является ключом к воспитанию психически здоровой и эмоционально уравновешенной личности ребенка. Важно умение сопереживать, замечать хорошее друг в друге, поддерживать и поощрять. Общение происходит в спокойном тоне, где учитывается мнение сторон. Именно создание семейной культуры – проведение совместно времени и семейные традиции, является базисом для формирования эмоциональной благополучности.
Великий педагог И.Г. Песталоцци высказал очень точное суждение, что ребенок – зеркало родителей. Ребенок очень быстро впитывает стиль поведения и общения, систему ценностей, отношение к различным явлениям. Его эмоциональное становление происходит в неразрывной связи с семейной средой. Большинство неврозов и психологических отклонений возникают вследствие неверного пути взаимоотношения родителей с ребенком.
В нашем исследовании мы убедились, что эмоциональное благополучие ребенка связано с характером взаимоотношений внутри семьи. И попытались помочь родителем найти связь со своими детьми и установить благоприятные отношения. Вследствие этого дети стали более уравновешенными, эмоциональный фон выровнялся, наблюдалась положительная активность.
Таким образом, мы достигли поставленных задач и подтвердили гипотезу исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология сeмейных отношeний с оснoвами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завeдeний / под ред. Е.Г. Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.