Файл: Эмоциональное благополучие старшего дошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоциональный комфорт формируется из чувства базового доверия к миру, активно-доверительного отношения к окружению и устойчивого положительно-эмоционального состояния. Именно взрослый закладывает основы такого состояния духа через доброжелательное внимание взрослого, эмоциональное взаимодействие, нахождения в определенной эмоционально-окрашенной среде.

От сопричастности к семье, семейным делам, от доброжелательного и внимательного отношения, от соблюдения личностных границ и уважения на собственные права ребенка возникает эмоциональное благополучие – чувство веры в себя и в свои силы. Таким образом, ребенок становится жизнерадостным, уверенным в себе, доброжелательным по отношению другим. Происходит полноценное психическое и физическое развитие. В условиях благополучной семейной среды ребенок не чувствует недостатка взаимной любви, и тем самым учиться любить сам. Ребенок, окруженный любовью и заботой, сам воспроизводит эти чувства по отношению к членам семьи. Такой вид взаимоотношений образует психологически стабильную и здоровую личность.

А.Д. Кошелева отмечает, что именно семья создает модели социального поведения. Ребенок прежде всего сохраняет перцептивный образ взаимодействия в семье, принимает его как эталон действий в социальных контактах. В дальнейшем он будет опираться именно на этот эталон, выстраивая свои отношения с другими людьми.

Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье

Э. Эриксон считал устойчивое положительно окрашенное эмоциональное состояние детей дошкольного возраста основой для всего взаимодействия с миром, влияющим на восприятие семейных отношений, построение отношений со сверстниками, когнитивное и эмоционально-волевое развитие, форму действий в стрессовых ситуациях.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Определяя
ведущее значение эмоций в жизни ребенка, в своей работе В.В. Зеньковский писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность. В этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности».

Эмоциональное неблагополучие приводит затруднению построений коммуникаций с окружением, мешает обретению новых социальных ролей. Эмоциональное неблагополучие составляют такие факторы как негативный фон настроения, бедный спектр эмоций, неадекватные формы реагирование на оценку своих действий – это и безразличие и агрессия, сильное переживание тревоги и страха.

Постоянный негативный эмоциональный фон приводит к образованию негативных смысловых установок, производят мотивы самоотстранения, нежелания вступать в социальные связи, что ведет к дисгармонии социального развития.

Детей с эмоциональным неблагополучием характеризуют следующие качества: замкнутость, боязливость, неуверенность, повышенная ранимость, неустойчивость и неадекватность эмоциональных реакций, порой острое переживание какой-либо ситуации и вследствие истерики, агрессии, протесты, часто подавленное состояние, мрачность, уныние.

Можно выделить определенные признаки эмоционального неблагополучия и сформулировать их в виде показателей для наблюдения в повседневной психолого-педагогической практике:

  • Неумеренная эмоциональная чувствительность. Признаки: постоянно наблюдаются аффективные реакции и изменения в настроении ребенка, усиленные эмоциональные реакции.

  • Неадекватная длительность эмоций. Признаки: чересчур длительные отрицательные переживания и короткие положительные переживания.

  • Интенсивность течения эмоций. Признаки: апатичность, вялость в актуальных для дошкольников видах деятельности; чрезмерная возбужденность в поведении.

  • Эмоциональная устойчивость. Признаки: затрудненность выхода из отрицательных переживаний к благополучной продуктивной деятельности.

  • Преобладание отрицательных по содержанию эмоций. Признаки: частое проявление страха, печали, гнева, обиды, стыда и т.д.; преобладание сниженного настроения.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности его развития. Оно не зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от системы семейных взаимоотношений и поэтому может рассматриваться как критерий успешности детско-родительский отношений.


1.3 Особенности семейной среды и детско-родительских отношений
Семья является первым и самым важным транслятором социального влияния, знакомит его с миром родственных отношений, способствует возникновению определенных чувств, действий, привычек, черт характера и развитию психических свойств. Семейная среда формирует человека, стиль его дальнейших семейных отношений.

Выделяют следующие аспекты детско-родительских отношений. Это родительская позиция, которая характеризуется степенью эмоционального принятия ребенка, целью и задачами воспитания, образом ребенка и себя как родителя, выбранным стилем поведения как воспитателя, желанием быть родителем.

Это тип семейного воспитания, который определяется стилем общения и взаимодействия, установленной степенью контроля, внимательностью к потребностям ребенка и последовательностью в выбранных действиях.

Это воспитательный образ родителя и образ семейного воспитания у ребенка. Ребенок, как и родитель, является активным членом, субъектом воспитательного процесса.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Многие исследователи указывают на то, что родительские отношению имеют начало до рождения ребенка, здесь важны такие аспекты как особенности личности родителей, их паттерны семейных отношений и способы взаимодействия с их родителями, социокультурные и семейные традиции, как они общаются между собой. Так же выделяют значимым фактором родительские представления о ребенке – характере, поле, способностях. Это все влияет на построения стиля и принципов воспитания, организацию общения с ребенком.

Именно детско-родительские отношения определяют психическое развитие ребенка и становление его как личности. Воспитательный процесс и особенности взаимоотношений, особенности восприятия детей родителями, ценностные ориентации формируют уникальную среду для развития и социализации ребенка.

Для развития ребенка важны родительские позиции в вопросе воспитания. Они определяют стиль воспитания в семье, что соответственно формирует психологический климат, процессы взаимодействия.

В педагогической литературы наиболее описаны три стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и попустительский. Дадим характеристику каждого из них.

Авторитарный стиль характеризуется излишней требовательностью
, контролем, отсутствием право голоса и самостоятельности в принятии решений детьми. Взрослые не уважают и не пытаются понять мнение ребенка, не учитывают его интересы, вторгаются в личное пространство. Конфликтные ситуации решаются методом «кнута и пряника», часто имеет место физическое наказание. Дети принимают только внешний контроль, боясь наказания или угрозы, нормы и правила не становятся их внутренним содержанием. Впоследствии это вытекает или в пассивную позицию по отношению к своей жизни или в агрессию, попытку доказать свою правоту.

Авторитетный стиль проявляется с одной стороны в предоставлении ребенку самостоятельности, свободе выбора, с другой – в мягком контроле, наделении ответственностью за свои шаги, строгости в выполнении обязанностей. Ребенок на равных включен в жизнь семьи, он участвует в семейных советах, к его мнению прислушиваются и корректируют его. Родители активно-положительно относятся к ребенку, чувствуют и поддерживают его.

Попустительский стиль характеризуется в предоставлении свободы, бесконтрольности и порой вседозволенности. Родители не направляют, не руководят ребенком, что подразумевает незаинтересованность и равнодушие в становлении ребенка. Это приводит к тому, что ребенок вырастает равнодушным, неотзывчивым, эмоционально холодным к другим или безответственным, привыкшим к вседозволенности.

Также были выделены другие стили воспитания – хаотический стиль, опекающий стиль.

Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода в воспитании, в смене родительских позиции, несогласованности действий между родителями, нет определенных постоянных требований и средств воспитания. Нарушается потребность ребенка в устойчивости, стабильности окружающего мира, определении ясных ориентиров в оценки своих действий.

Опекающий стиль воспитания характеризуется сильной эмоциональной привязанностью родителей, в стремлении оградить ребенка от трудностей и столкновений с окружением, отсутствием самостоятельности у детей. Это приводит к формированию тревожности, беспомощности, незрелости в социальном плане, зависимости от родителей, также к эгоизму и требовательности по отношению к другим.

Из выше перечисленного мы можем заметить, что наиболее лучшим стилем воспитания является авторитетный стиль. При этом стиле ребенок растет уверенным, самостоятельным, понимающим свои и чужие достоинства, дружелюбным, честным, терпеливым, общительным, умеющим контактировать с разными людьми.


Авторитетный стиль строится на таких принципах, как желание родителей поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка, родитель оценивает сами поступки, а не личность ребенка, родитель старается предложить сотрудничество в общении. В общем, детско-родительские отношения строятся на основе эффективно выработанного личностного общения.

Но не всем родителям удается выстраивать такие гармоничные отношения. Зачастую складывается ситуация неуспеха из-за ошибок в воспитательном процессе.

Приведем классификацию Э.Г. Эйдемиллера неправильных стилей воспитания.

  • Гипопротекция – семейное безразличие к интересам и увлечениям детей, но при соответствующей материальной поддержке.

  • Доминирующая протекция – чрезмерная мелочная опека над ребенком.

  • Потворствующая гиперпротекция – усиленное покровительство и освобождение от домашних дел.

  • Потворствующая гипопротекция – отстутсвие надлежащего контроля восполняется вседозволенностью вне дома.

  • Эмоциональное отвержение – холодное, неприязненное отношение к ребенку.

  • Жесткое обращение – родители выплескивают агрессию на ребенка.

  • Повышенная моральная ответственность – родители возлагают большие надежды на будущее ребенка, предъявляя ему высокие требования.

  • Воспитание в культе болезни в семьях с больным ребенком.

  • Противоречивое воспитание – родители занимают различные позиции в воспитании.

Негативные личностные качества – агрессия, инфантилизм, застенчивость, связывают с нарушением взаимоотношений ребенка с родителями и членами семьи. Даются такие типы семейных отношений, которые способствуют образованию этих качеств:

  • Пассивно-оборонительные отношения – дети в состоянии скрытого конфликта, отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

  • Семья в атмосфере эмоциональной несдержанности – дети копируют стиль родительской агрессии и относятся к ним зеркально, то есть в оборонительной агрессивной позиции. Дети не уверены в удовлетворении своих потребностей, становятся эмоционально неудержимыми и возбудимыми.

  • Семья в атмосфере эмоциональной несдержанности, но дети имеют слабый тип нервной системы, от этого отвечают пассивно, покорно. Возникают проблемы физиологического характера – тик, энурез, заикание.

Немаловажным в создании семейной среды является само устройство семьи. Выделяют такие типы семей как:

  • Гармоничная – взаимосвязь и обоюдная привязанность членов семьи.

  • Негармоничная – один из родителей занимает доминирующее положение по отношению к другому, другой становится зависимым.

  • Ригидная псевдосолидарная – наличие безоговорочной диктатуры одного из родителей.

  • Распадающаяся или распавшаяся – отделение одного из родителей, уход из семьи с поддержанием контакты или обязанностей.