Файл: Учебнометодическое пособие по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
А. М. Баксалова, И. В. Чаднова, М. Е. Нехороших
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к практическим занятиям
и организации самостоятельной работы студентов
направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(уровень бакалавриата) очной и заочной форм обучения
Томск 2018

УДК
351.74(075.8)
ББК
67.7(2Рос)я73
Б 196
Рецензенты
Р. Л. Ахмедшин, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры криминалистики Юридического института
Томского государственного университета;
Н. С. Соколовская, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права
Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Учебно-методическое пособие по дисциплине
«Правоохранительные органы» рассмотрено и одобрено на заседании кафедры уголовного права.
Протокол № 1 от 3 сентября 2018 г.
Баксалова А. М. и др.
Б 196
Правоохранительные органы : учебно-методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и органи- зации самостоятельной работы студентов направления под- готовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) очной и заочной форм обучения / А. М. Баксалова,
И. В. Чаднова, М. Е. Нехороших. – Томск : Эль Контент,
2018. – 100 с.
ISBN 978-5-4332-0273-3
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Правоохра- нительные органы» предназначено для студентов очной и заоч- ной форм, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01
«Юриспруденция» (бакалавр), с целью оказания им помощи при подготовке к практическим занятиям и организации самостоя- тельной работы.
УДК 351.74(075.8)
ББК 67.7(2Рос)я73
ISBN 978-5-4332-0273-3
© Баксалова А. М., Чаднова И. В.,
Нехороших М. Е., 2018
© Оформление.
ООО «Эль Контент», 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................... 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ................... 5
Цели дисциплины
................................................................. 5
Задачи дисциплины
............................................................... 5
Требования к результатам освоения дисциплины
................. 5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................. 8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................ 16
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
........................................................................ 16
Литература для изучения курса
........................................... 22
ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ .......................... 34
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ............................................... 80
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ..... 87
ГЛОССАРИЙ ................................................................................. 93

ВВЕДЕНИЕ
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Че- ловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна- ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Поэтому одной из важнейших функ- ций государства является охрана и защита прав граждан. Другая сторона этого вида деятельности – обеспечение выполнения раз- личными субъектами своих обязанностей, поскольку в против- ном случае обязательно будут нарушены чьи-то права и законные интересы.
Указанные цели достигаются путем разрешения особыми государственными органами различных правовых споров, надзора за исполнением законов, действующих на территории государ- ства, раскрытия и расследования преступлений, организации принудительного исполнения судебных актов и пр. Серьезный вклад в правоохранительную деятельность вносят и негосудар- ственные структуры, оказывая квалифицированную юридиче- скую помощь гражданам и организациям.
Высшее юридическое образование предполагает знание ста- туса правоохранительных органов, действующих в государстве, их системы, внутреннего устройства и компетенции каждого из них. Учебный курс «Правоохранительные органы» предназна- чен для получения этих знаний, без которых невозможно или су- щественно затруднено изучение ряда важных юридических дис- циплин («Уголовно-процессуальное право», «Гражданское про- цессуальное право», «Прокурорский надзор» и т. д.).
Особенностью изучения курса «Правоохранительные органы» является необходимость работы с большим числом нормативно- правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и допол- нения, что связано с незавершенностью начатой в 90-х гг. XX в. су- дебной реформы и необходимостью оптимизации организации и де- ятельности каждого правоохранительного органа страны.
В данном учебно-методическом комплексе представлен ба- зовый учебно-методический материал для изучения курса «Пра- воохранительные органы».


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ
Цели дисциплины
Основной целью изучения правоохранительных органов
Российской Федерации является усвоение комплекса общих зна- ний о государственных органах, должностных лицах и обществен- ных организациях, реализующих правоохранительную функцию государства, обеспечение бакалавров базовыми знаниями о дея- тельности правоохранительных органов и тех государственных и негосударственных учреждений, которые осуществляют право- охранительную деятельность: их правовом статусе, структуре, компетенции, функциях, взаимодействии друг с другом и пр.
Задачи дисциплины
В результате изучения данного курса студент будет знать:
– основы правоохранительной деятельности (цели, задачи, принципы);
– законодательство и иные акты правоохранительных орга- нов;
– структуру, систему, организацию и компетенцию судеб- ных органов, органов прокуратуры, юстиции, нотариата, органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, предварительным следствием, оперативно-розыскной деятельно- стью, а также организацию юридической помощи и защиты по уголовным делам (адвокатура).
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законода- тельства Российской Федерации субъектами права;

6
– ПК-8 готовностью к выполнению должностных обязанно- стей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
– ПК-9 способностью уважать честь и достоинство лично- сти, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда- нина;
– ПК-11 способностью осуществлять предупреждение пра- вонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способ- ствующие их совершению.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– основные понятия и определения курса «Правоохрани- тельные органы»;
– специфику правоохранительной деятельности, в том числе особенности правового статуса видов правоохранительных органов и субъектов правоохранительной деятельности;
– теоретико-правовые и организационно-правовые основы деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, адвокатуры и других правоохранительных орга- нов, ключевые принципы, направления и тенденции развития и совершенствования этой деятельности;
уметь:
– оперировать юридическими понятиями и категориями курса «Правоохранительные органы»;
– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними отношения в правоохранительной сфере;
– находить, исследовать, анализировать и давать оценку нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в право- охранительной сфере, толковать и применять нормы законода- тельства о деятельности правоохранительных органов;
– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
– ориентироваться в широком спектре правовых норм при разрешении вопросов судопроизводства и иных видов право- охранительной деятельности;


7
владеть:
– юридической терминологией;
– навыками применения действующего законодательства
Российской Федерации и соответствующих положений междуна- родно-правовых актов при анализе содержания деятельности правоохранительных органов;
– навыками анализа различных правовых явлений, юриди- ческих фактов, правовых норм и правовых отношений, являю- щихся объектами профессиональной деятельности;
– методикой самостоятельного изучения и анализа право- вых норм; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
– навыками принятия необходимых мер защиты прав и сво- бод человека и гражданина.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Сущность и основные понятия учебного курса
«Правоохранительные органы в Российской Федерации»
Предмет, система и задачи учебного курса «Правоохрани- тельные органы в Российской Федерации». Соотношение учеб- ного курса «Правоохранительные органы в Российской Федера- ции» с другими юридическими дисциплинами. Правоохранитель- ная деятельность, ее основные признаки и направления (право- охранительные функции). Понятие правоохранительных органов.
Система правоохранительных органов в Российской Федерации.
Тема 2. Законодательные и иные нормативные источники
учебного
курса
«Правоохранительные
органы
в Российской Федерации»
Общая характеристика правовых источников учебного курса
«Правоохранительные органы в Российской Федерации». Клас- сификация правовых источников по юридической силе. Класси- фикация правовых источников по содержанию.
Тема 3. Судебная власть. Суд. Судья. Статус судей.
Присяжные и арбитражные заседатели
Понятие, признаки и основные функции судебной власти.
Соотношение судебной власти с иными ветвями государственной власти. Суд как орган судебной власти.
Судебный состав, осуществляющий правосудие. Виды су- дебных составов в различных видах судопроизводства.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судьи. Наделение судей полномочиями.
Статус судьи. Требования, предъявляемые к судьям. Органы судейского сообщества: виды, основные задачи, принципы орга- низации и деятельности. Порядок формирования органов судей- ского сообщества. Компетенция органов судейского сообщества.


9
Неприкосновенность судьи. Особый порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности. Дисци- плинарная ответственность судей. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Несменяемость судей. Приостановление полномочий судьи.
Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей.
Присяжные заседатели и их функции. Требования, предъяв- ляемые к присяжным. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, порядок формирования списков. Фор- мирование коллегии присяжных заседателей.
Арбитражные заседатели и их функции. Требования, предъ- являемые к арбитражным заседателям. Формирование и утвер- ждение списков арбитражных заседателей. Срок полномочий ар- битражного заседателя.
Тема 4. Понятие правосудия и принципы его
осуществления
Понятие правосудия и его признаки. Отличие правосудия от иных форм государственной деятельности.
Понятие и значение принципов правосудия. Система прин- ципов правосудия: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип независимости судей и под- чинения их только закону; принцип гласности; принцип языка су- допроизводства; принцип равенства граждан перед законом и су- дом; принцип состязательности; принцип презумпции невинов- ности; принцип разумности сроков судопроизводства.
Тема 5. Судебная система Российской Федерации
Понятие и основные признаки судебной системы Россий- ской Федерации. Федеральные суды и суды субъектов Россий- ской Федерации. Единство судебной системы. Подсистемы су- дов. Звено судебной системы. Компетенция судов. Подсудность дел судам. Судебная инстанция: понятие и виды. Соотношение понятий «судебное звено» и «судебная инстанция». Инстанцион- ная связь между судебными звеньями.

10
Тема 6. Система судов общей юрисдикции России.
Военные суды. Районный суд. Федеральный суд общей
юрисдикции
субъекта
Российской
Федерации.
Апелляционный суд общей юрисдикции. Кассационный
суд общей юрисдикции. Мировые судьи
Система судов общей юрисдикции
Понятие судов общей юрисдикции, их система. Виды судов общей юрисдикции. Место кассационных и апелляционных су- дов общей юрисдикции в системе судов общей юрисдикции, их состав, структура и компетенция.
Военные суды в Российской Федерации
Система военных судов в Российской Федерации. Специ- фика организации военных судов. Место военных судов в си- стеме судов общей юрисдикции. Кассационный военный суд: со- став, структура, компетенция. Апелляционный военный суд: со- став, структура, компетенция. Окружной (флотский) военный суд: состав, структура и компетенция. Гарнизонный военный суд: состав и компетенция.
Верховный суд республики, входящей в состав Российской
Федерации, краевой, областной суд, суд города федерального
значения, автономной области и автономного округа
Место Верховного суда республики, входящей в состав Рос- сийской Федерации, краевого, областного суда, суда города фе- дерального значения, автономной области и автономного округа
(далее – областного суда) в системе судов общей юрисдикции.
Компетенция областного суда. Состав областного суда. Струк- тура областного суда.
Районный суд
Место районного суда в системе судов общей юрисдикции.
Компетенция районного суда. Состав районного суда.
Мировой судья
Особенности статуса мировых судей. Федеральное законода- тельство и законодательство субъектов Российской Федерации