Файл: Учебнометодическое пособие по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 как правовые источники организации системы мировых судей в Российской Федерации. Подсудность дел мировым судьям. По- рядок назначения (избрания) мировых судей. Срок полномочий мировых судей.
Тема 7. Арбитражные суды Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации
Арбитражные суды Российской Федерации
Задачи и общая характеристика арбитражных судов. Подве- домственность дел арбитражным судам. Звенья арбитражных су- дов. Суд по интеллектуальным правам: компетенция, состав и структура. Арбитражный суд округа: компетенция, состав и структура. Арбитражный апелляционный суд: компетенция, со- став и структура. Арбитражный суд субъекта Российской Феде- рации: компетенция, состав и структура.
Верховный Суд Российской Федерации
Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе России. Задачи и компетенция Верховного Суда Россий- ской Федерации. Состав и структура Верховного Суда Россий- ской Федерации. Пленум Верховного Суда Российской Федера- ции, его состав и компетенция. Лица, обязанные и имеющие право присутствовать на заседаниях Пленума Верховного Суда
Российской Федерации. Президиум Верховного Суда Российской
Федерации, его состав, компетенция и порядок формирования.
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации, их состав, порядок формирования и компетенция. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, ее состав, по- рядок формирования и компетенция. Судебный департамент при
Верховном Суде Российской Федерации: задачи, компетенция и система органов. Генеральный директор Судебного департа- мента при Верховном Суде Российской Федерации. Аппарат Вер- ховного Суда Российской Федерации.

12
Тема 8. Конституционный Суд Российской Федерации,
конституционные
(уставные)
суды
субъектов
Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации
Задачи и место Конституционного Суда Российской Федера- ции в судебной системе Российской Федерации. Компетенция
Конституционного Суда РФ. Состав Конституционного Суда
Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации. Заместители председателя Конституцион- ного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного
Суда Российской Федерации, их виды и юридическое значение.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации
Понятие конституционных (уставных) судов субъектов Рос- сийской Федерации, их место в судебной системе России. Состав конституционных (уставных) судов субъектов Российской Феде- рации, их компетенция. Порядок назначения судей конституцион- ных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Тема 9. Прокуратура
Задачи и общая характеристика органов прокуратуры в Рос- сийской Федерации. Основные направления деятельности проку- ратуры. Понятие и отрасли прокурорского надзора. Иные направ- ления деятельности органов прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры. Прин- цип законности. Принцип единства. Принцип централизации.
Принцип единоначалия. Принцип независимости. Принцип глас- ности.
Система органов прокуратуры. Территориальные прокура- туры. Специализированные прокуратуры. Генеральная прокура- тура Российской Федерации, ее структура и состав. Прокуратура субъекта Российской Федерации, ее состав и структура. Районная прокуратура и ее состав.


13
Прокурорские работники. Требования, предъявляемые к ли- цам, назначаемым на должности прокурорских работников. По- рядок назначения на должность прокурорских работников. Клас- сные чины прокурорских работников.

Тема 10. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность и предварительное расследование
Предварительное расследование и оперативно-розыскная
деятельность
Понятие и задачи предварительного расследования. Формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Органы предварительного следствия. Органы дознания.
Оперативно-розыскная деятельность: понятие, задачи и прин- ципы. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятель- ность.
Следственный комитет Российской Федерации
Основные задачи Следственного комитета Российской Феде- рации. Структура центрального аппарата Следственного коми- тета РФ. Председатель Следственного комитета Российской Фе- дерации. Система территориальных и специализированных орга- нов Следственного комитета Российской Федерации.
Таможенные органы
Система таможенных органов. Функции таможенных орга- нов. Федеральная таможенная служба: структура, руководство.
Тема 11. Органы Министерства внутренних дел
Российской Федерации
Функции, задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Структура центрального аппарата МВД России. Министр внутренних дел Российской Фе- дерации. Система органов МВД России. Система следственных подразделений в органах внутренних дел.
Полиция: предназначение, основные направления и прин- ципы деятельности. Организация полиции.

14
Тема 12. ФСБ России и иные органы государственной
безопасности
Федеральная служба безопасности Российской Федерации: назначение, основные принципы и направления деятельности.
Система ФСБ России. Директор ФСБ России.
Тема 13. Министерство юстиции Российской Федерации
и его органы
Система органов и учреждений юстиции в Российской Феде- рации. Задачи и функции Министерства юстиции Российской
Федерации. Структура центрального аппарата Министерства юс- тиции Российской Федерации. Министр юстиции Российской
Федерации.
Функции и задачи Федеральной службы судебных приставов
Российской Федерации (ФССП России). Структура ФССП Рос- сии. Главный судебный пристав Российской Федерации. Терри- ториальные органы ФССП России. Виды судебных приставов.
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Фе- дерации (ФСИН России), ее органы и учреждения. Функции и за- дачи ФСИН России. Структура ФСИН России. Директор ФСИН
России.
Тема 14. Адвокатура
Понятие адвокатуры, ее задачи и принципы организации.
Адвокатская деятельность и ее виды (направления). Адвокат.
Приобретение статуса адвоката. Формы адвокатских образова- ний: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация. Их основные черты, порядок создания, отличия друг от друга. Адвокатская палата субъекта
РФ: общая характеристика и структура. Федеральная палата ад- вокатов: общая характеристика и структура.
Тема 15. Нотариат
Понятие и задачи нотариата. Органы и лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Нотариус: понятие, виды.


15
Требования, предъявляемые к нотариусу. Получение статуса но- тариуса. Права, обязанности и ответственность нотариуса. Нота- риальная палата субъекта Российской Федерации: понятие, ха- рактеристика и структура. Федеральная нотариальная палата: по- нятие, характеристика и структура.
Тема 16. Правоохранительные органы зарубежных
стран
Система правоохранительных органов Соединенных Штатов
Америки. Система правоохранительных органов Великобрита- нии. Система правоохранительных органов Республики Фран- ции. Система правоохранительных органов Федеративной Рес- публики Германии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины
Основной целью изучения дисциплины является формирова- ние у студента системы знаний о правоохранительных органах
Российской Федерации. Кроме того, по результатам изучения предлагаемого курса студенты должны четко представлять себе место правоохранительных органов в системе отраслей права, его связь с ними.
Важнейшую роль в изучении курса играет самостоятельная работа студента. При всей важности и необходимости лекцион- ного и семинарских курсов, непосредственной работы студента с преподавателем изучить все многообразие вопросов дисци- плины «Правоохранительные органы» только с их помощью не- возможно. И лишь при соответствующей отдаче студента, его же- лании изучать поставленные проблемы самостоятельно воз- можно усвоение данной дисциплины.
Основные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения самостоятельной работы, заключаются в следу- ющем:
– в углублении и закреплении знаний по дисциплине «Пра- воохранительные органы»;
– способствовании развитию у студента навыков работы с нормативными документами, научной литературой, судебно- следственной практикой;
– развитии навыков практического применения полученных знаний.
Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых зна- ний. В процессе самостоятельной работы осуществляется систе- матизация, расширение и закрепление теоретических знаний, приобретение навыков исследовательской деятельности.


17
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью ре- шения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализа- ции теоретических знаний. При организации самостоятельной работы студенту особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на са- мостоятельную проработку.
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Право- охранительные органы» включает следующие виды его актив- ности:
1. Проработка лекционного и нормативного материала, учеб- ной литературы.
2. Подготовка к практическим занятиям и изучение тем тео- ретической части дисциплины, внесенных для самостоятельной проработки.
3. Выполнение индивидуальных заданий.
4. Подготовка к тесту.
5. Подготовка к промежуточной аттестации.
Проработка лекционного материала – прочтение конспекта по лекционному занятию, учебной литературы. Студенту следует перед каждой лекцией прочитать конспект предыдущей лекции, чтобы вспомнить пройденный материал. При правильной органи- зации самостоятельной работы студент приобретает навыки са- моорганизации, самоконтроля, саморефлексии, становится ак- тивным самостоятельным субъектом учебно-профессиональной деятельности и развивает профессиональные компетенции.
Методические рекомендации по составлению конспектов
учебной и научной литературы
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
2. Выделите главное, составьте план.
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, от- метьте аргументацию автора.

18 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана.
При конспектировании старайтесь выразить мысль своими сло- вами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте ла- коничность, значимость мысли.
6. В тексте конспекта желательно приводить не только тезис- ные положения, но и их доказательства. При оформлении кон- спекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения.
Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элемен- тов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, от- вечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, по- вседневной самостоятельной работы.
Практические занятия по дисциплине «Правоохранитель- ные органы» проводятся в форме семинарских занятий по темам, предложенным преподавателем заранее.
Семинарское занятие предполагает устный опрос студентов по теоретическим вопросам, который может осуществляться путем либо фронтального, либо индивидуального опроса определенного студента преподавателем или по желанию обучающегося.
В качестве контрольного среза знаний может осуществ- ляться тестирование по определенным темам, которое обычно проводится в начале семинарского занятия, перед началом опроса по новой теме. Кроме того, некоторые темы, требующие более углубленного теоретического или практического исследо- вания, могут быть вынесены для доклада определенным студен- том и общего обсуждения в группе или для подготовки реферата, с тезисным изложением его положений в ходе практического за- нятия.
Для выработки навыка работы с нормативным материалом студентам предлагаются ситуационные задачи, условие которых преднамеренно может содержать ошибку, которую необходимо,