Файл: Учебнометодическое пособие по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76
Задача 6.
К адвокату Головину обратился человек с прось- бой оказывать ему юридические консультации по различным во- просам, которые возникают в связи с его бизнесом. Адвокат со- гласился. Позже Головину стало известно, что его клиент ведет преступную деятельность, в частности, он занимается незакон- ной предпринимательской деятельностью и вымогательством.
Адвокат решил расторгнуть с ним соглашение.
Может ли адвокат в одностороннем порядке расторгнуть
соглашение об оказании юридических услуг?
Должен ли адвокат сообщить в правоохранительные ор-
ганы о преступной деятельности его клиента?

77
Тема 15. Нотариат
Вопросы:
1. Понятие и задачи нотариата. Органы и лица, имеющие право совершать нотариальные действия.
2. Требования, предъявляемые к нотариусу. Порядок полу- чения статуса нотариуса.
3. Нотариус: понятие, виды. Права, обязанности и ответ- ственность нотариуса.
4. Нотариальная контора.
5. Федеральная нотариальная палата: понятие, характери- стика и структура. Нотариальная палата: понятие, характери- стика и структура.
Цель семинарского занятия: изучить виды и основные направления деятельности нотариата; определить статус нотари- уса; изучить органы нотариата, правовой статус нотариальной конторы.
Задачи
Задача 1. Гражданин Геращенко обратился к адвокату с просьбой принять на хранение важные документы на период нахождения Геращенко в длительной командировке. Однако адво- кат заявил, что хранение документов не входит в его обязанности.
Поскольку такое хранение является нотариальным действием, его должен осуществить нотариус.
Что такое нотариат? Каковы его цели? Что такое нота-
риальные действия? Кто вправе их осуществлять?
Задача 2. К нотариусу, занимающемуся частной практикой, обратилась гражданка Керимова, являющаяся наследницей сво- его недавно умершего отца. Она попросила нотариуса принять меры к охране наследственного имущества, сохранность кото- рого, по ее мнению, находится под угрозой – на него незаконно претендуют дальние родственники ее отца. Однако нотариус по- яснил, что не может выполнить ее просьбу, и посоветовал обра- титься к государственному нотариусу.

78
Прав ли нотариус? Существуют ли ограничения в перечне но-
тариальных действий в зависимости от осуществляющего их
субъекта? Существуют ли различия в статусе государственного
нотариуса и нотариуса, занимающегося частной практикой?
Задача 3. Гражданин Савченко, проработавший полгода сле- дователем прокуратуры,обратился в управление юстиции с просьбой принять его в качестве стажера государственного но- тариуса. После прохождения стажировки он сдал квалификаци- онный экзамен. В управлении юстиции ему заявили, что, не- смотря на сдачу квалификационного экзамена, Савченко не могут сейчас наделить полномочиями нотариуса в связи с отсутствием вакансий. Учреждать дополнительную должность нотариуса управление юстиции и нотариальная палата пока не собираются.
Поэтому Савченко предложили пока поработать помощником нотариуса, чтобы результаты сданного им квалификационного экзамена не были признаны недействительными.
Мог ли гражданин Савченко претендовать на статус нота-
риуса? В каком порядке учреждаются и упраздняются должно-
сти нотариуса? Опишите порядок наделения нотариусов полно-
мочиями. Кто может быть стажером нотариуса и помощни-
ком нотариуса? Оцените законность действий управления юс-
тиции.
Задача 4. Гражданин Алябьевобратился в суд с иском о при- знании договора недействительным. По словам Алябьева, усло- вия договора были явно кабальными, невыгодными для него. Од- нако занимающийся частной практикой нотариус удостоверил этот договор, не разъяснив ему последствия данного договора.
Поэтому Алябьев просил привлечь нотариуса к ответственно- сти – взыскать с него определенную денежную сумму в счет ча- стичного возмещения ущерба, который был причинен истцу за- ключением данного договора. Вызванный в судебное заседание нотариус заявил, что он не адвокат и не должен давать гражданам юридические консультации. Его обязанность – совершать нота- риальные действия, что он и сделал.


79
Какие права и обязанности нотариуса предусмотрены зако-
ном? Какова его ответственность за невыполнение обязанно-
стей? Оцените ситуацию. Кто осуществляет контроль за ис-
полнением нотариусом своих обязанностей? Кто осуществляет
контроль за исполнением правил нотариального делопроизвод-
ства?
Задача 5. Гражданин Якимов обратился в государственную нотариальную контору для предъявления к платежу чека. Однако он посчитал, что нотариус в ходе производства соответствую- щего нотариального действия нарушил закон. По этому поводу
Якимов обратился в нотариальную палату Новосибирской области с заявлением о привлечения нотариуса к ответственности.
Оцените ситуацию. Что такое нотариальная палата? Ка-
кие органы имеются в нотариальной палате? Что такое Феде-
ральная нотариальная палата? Для чего она создана?
Задача 6. Правление нотариальной палаты Тюменской обла- сти приняло решение об освобождении от полномочий Чистова, нотариуса, занимающегося частной практикой. Причиной тому послужило разглашение Чистовым сведений о совершенных им нотариальных действиях посторонним лицам. Однако Чистов не согласился с решением правления, поскольку, по его словам, данное решение может принять только управление юстиции Тю- менской области.
Имеет ли право нотариальная палата освободить нотари-
уса от полномочий? Какова ответственность нотариуса за раз-
глашение сведений о совершенных им нотариальных действиях?
По каким основаниям и в каком порядке нотариус может быть
освобожден от полномочий?

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
Студентам заочного отделения необходимо выполнить в письменном виде контрольную работу, которая заключается в решении ситуационных задач по курсу «Правоохранительные органы». Контрольная работа является одной из форм контроля за усвоением студентами знаний по дисциплине.
Цель работы: развитие у студента навыков самостоятельной творческой работы; овладение методами анализа нормативных и литературных источников, материалов судебной и следствен- ной практики по предложенной теме; освоение методов совре- менных научных исследований; углубленное изучение конкрет- ной проблемы.
Правоохранительные органы – одна из вводных юридиче- ских дисциплин, которая преподается во всех юридических учеб- ных заведениях. Она дает студенту необходимые знания об орга- низации, построении, системе и структуре правоохранительных органов.
Курс «Правоохранительные органы» состоит из общей и особенной частей. В общей части освещаются такие вопросы, как предмет и система дисциплины, соотношение курса «Право- охранительные органы» с другими юридическими дисципли- нами, законодательство и иные правовые акты о правоохрани- тельных органах; раскрываются основные понятия курса (право- охранительные органы, судебная власть, правосудие, принципы правосудия), а также рассматривается система принципов право- судия. В особенной части рассматриваются система, состав и структура отдельных правоохранительных органов.
Пользуясь учебниками, учебными пособиями, изданными до 2014 г., следует проявлять особую внимательность в связи с изменениями законодательства. В учебниках и учебных посо- биях учтены изменения законодательства лишь на определенный момент, знать же их необходимо. Поэтому рекомендуется сле- дить за изменениями законодательства и иных правовых актов


81 о правоохранительных органах, которые публикуются в офици- альных изданиях: «Российская газета», «Собрание законодатель- ства Российской Федерации».
Для поиска необходимой литературы и нормативных актов можно использовать ресурсы Интернет, справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
Посредством выполнения контрольной работы студенту прививается умение правильно и логично излагать свои мысли, формулировать основные выводы и предложения.
Контрольная работа способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической подготовки, лучшему усвоению учебного мате- риала.
При написании контрольной работы студент должен пока- зать умение работать с литературой, анализировать законода- тельные и иные правовые источники, относящиеся к деятельно- сти по применению уголовно-процессуального закона, делать обоснованные выводы и предложения.
Варианты для выполнения контрольной работы распределя- ются между студентами следующим образом:
– студенты 1-й группы (с фамилиями, начинающимися на буквы А–К) решают вариант 1;
– студенты 2-й группы (с фамилиями, начинающимися на буквы Л–С) решают вариант 2;
– студенты 3-й группы (с фамилиями, начинающимися на буквы Т–Я) решают вариант 3.
При написании контрольной работы студент должен сначала привести условие задачи, а затем свое решение со ссылками на соответствующую норму права в нормативном источнике.
В конце работы необходимо привести список использованных нормативных актов и литературы.
При написании контрольной работы используются научная и учебная литература, нормативные акты, материалы судебной и следственной практики, другие источники и материалы, необ- ходимые в силу специфики рассматриваемой темы. Написанию работы предшествует изучение рекомендованных источников.
Целесообразно делать выписки из источников, нормативных ак- тов, книг, статей с указанием исходных данных (название, автор, год издания, страница).

82
Написание контрольной работы – это систематизированное и соответствующее плану изложение студентом основных сведе- ний по теме, отражающее его понимание научных и практиче- ских проблем. При использовании материалов ссылки на источ- ники обязательны. Переписывание чужого текста из учебников, журналов, сборников, литературных и нормативных источников без ссылки на них не разрешается, т. к. это будет плагиатом, не допустимым в соответствии с УК РФ (ст. 146).
Объём контрольной работы – 14–16 страниц. При наборе ра- боты на компьютере используется текстовой редактор Word. Ин- тервал – 1,5, размер шрифта – 14, выравнивание по ширине. Фор- мат бумаги А4. Контрольная работа должна иметь титульный лист.
В работе применяется сплошная нумерация листов. Номер страницы указывается вверху, посередине листа. Слева остав- ляют поля шириной 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и ниж- нее поле – 20 мм.
Решение задач и список использованной литературы начина- ются с отдельного листа, снабжаются соответствующими заго- ловками. На последнем листе, после списка литературы, ставится дата выполнения работы и подпись студента.
В работе могут быть использованы только общепринятые со- кращения: т.е. – вместо «то есть», и т.д. – вместо «и так далее», и т.п. – вместо «и тому подобное», и др. – вместо «и другие» (со- кращение «и др.» допустимо только в конце предложения) – и об- щепринятые аббревиатуры: РСФСР, РФ, УК, УПК. Иные сокра- щения и аббревиатуры запрещены.
Критерии положительной оценки контрольной работы:
– степень разработки темы и правильность решения задач;
– полнота охвата научной литературы, использованных нор- мативных актов, судебной и следственной практики;
– творческий подход к написанию контрольной работы;
– правильность и научная обоснованность выводов;
– стиль изложения, аккуратность оформления.
Успешное выполнение контрольной работы является допус- ком к итоговой аттестации по предмету. Студенты, не сдавшие в срок контрольные работы или чьи работы не зачтены, не допус- каются к очередным зачетам и экзаменам.


83
Методические рекомендации по решению задач
Контрольная работа по курсу «Правоохранительные ор- ганы» заключается в решении задач определенного варианта, каждая из которых представляет собой частный случай, взятый из судебной практики. При решении задач следует исходить из того, что описанные в задаче фактические обстоятельства явля- ются установленными. Если студент считает необходимым допу- стить какие-либо отклонения, то они должны быть специально оговорены и мотивированы. Это допускается только после реше- ния предложенной задачи.
Решение задач следует основывать на теоретическом мате- риале (разделе лекционного курса, учебной и дополнительной ли- тературы), нормах действующих законодательных актов, разъяс- нениях Верховных судов СССР, РСФСР, РФ.
Решение должно быть развернутым и содержать ответы на все возникающие вопросы. Следует давать точные юридиче- ские формулировки, свои мысли излагать грамотно и разборчиво.
Вариант 1
Задача 1. Кировским районным судом г. Томска гражданин
П. был осужден и приговорен к 4 годам лишения свободы. Он обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ. П. с приговором был категорически не согласен, так как, по его мнению, обвинение не доказало его виновность.
Какой принцип, по мнению осужденного, был нарушен при
вынесении приговора?
Может ли П. обжаловать не вступивший в законную силу
приговор суда? Если да, то в каком порядке?
Может ли П. обжаловать вступивший в законную силу при-
говор суда? Если да, то в каком порядке?
Задача 2. Арбитражный суд Томской области вынес реше- ние в пользу истца ООО «Вымпел». Ответчик ООО «Рассвет» в связи с этим решением арбитражного суда понесет большие убытки. Тогда представитель ООО «Рассвет» принял решение об- жаловать решение Арбитражного суда Томской области.

84
Кто может быть представителем юридического лица?
Вправе ли ответчик обжаловать решение арбитражного
суда? Если да, то в каком порядке?
Задача 3. Жаров, Оверченко и Рябчук обвинялись в соверше- нии разбойного нападения на женщину. Жаров заявил ходатайство о допуске в качестве защитника его двоюродного брата – юриста.
Оверченко попросил назначить ему адвоката за счет государства, т. к. у него нет денег на оплату услуг адвоката. Рябчук не стал заявлять никаких ходатайств и вообще раскаивается в соверше- нии преступления.
Следователь в ходатайстве Жарову отказал, мотивировав тем, что родственники не могут защищать обвиняемых. Овер- ченко он также отказал, в связи с тем, что услуги адвоката должны быть оплачены обвиняемым самостоятельно. Рябчуку же он, наоборот, самостоятельно назначил защитника, так как обви- няемый Рябчук является несовершеннолетним и защитник ему полагается в обязательном порядке.
Оцените законность решений следователя.
О действии какого принципа идет речь в данной задаче?
1   2   3   4   5   6   7   8

Вариант 2
Задача 1. Прокурор Томской области обнаружил, что одно из постановлений мэрии г. Томска противоречит Конституции
Российской Федерации, и дал указание одному из своих замести- телей принести протест на данный нормативный акт. Заместитель рассмотрел указание прокурора области и пришел к выводу о не- обоснованности его указаний, в связи с чем не стал его выпол- нять.
Оцените законность указаний прокурора области.
Вправе ли заместитель не выполнять указания вышестоя-
щего прокурора?
Задача 2. Илюшенко и Зайцев были задержаны по подозре- нию в совершении преступления. После доставления их в дежур- ную часть оба заявили, что требуют предоставить им адвокатов, иначе они отказываются что-либо пояснять по делу. Дознаватель

85
Лавров в просьбе отказал обоим по следующей причине: Илю- шенко и Зайцев являются задержанными, а не подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, в связи с этим адвокат им не полагается.
Оцените сложившуюся ситуацию.
Задача 3. Пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид II группы, обратился в коллегию адвокатов
«Юридический центр» с просьбой помочь ему составить исковое заявление в суд. В коллегии дежурный адвокат Зуров сказал, что может это сделать за полчаса, но услуга будет стоить 1000 руб.
Пенсионер сказал, что у него нет таких денег и попросил оказать ему услугу бесплатно. Зуров отказал в просьбе, пояснив, что ад- вокатские услуги всегда стоят денег, а бесплатно пусть его кон- сультируют студенты юридических вузов.
Оцените ситуацию. Правомерна ли была просьба пенсио-
нера?
Вариант 3
Задача 1. В прокуратуру Советского района г. Новосибирска поступило анонимное заявление, в котором сообщалось, что на таможенных складах постоянно расхищаются грузы. Об этом не- однократно сообщалось в таможенные органы и органы полиции, но никаких мер принято не было.
Что надлежит сделать прокурору по поступившему заявле-
нию?
Задача 2. Самойлова обратилась в коллегию адвокатов с жа- лобой на действия состоявшего в коллегии адвоката Севрюгова.
В жалобе указывалось, что Севрюгов согласился оказать Самой- ловой юридическую помощь по представлению ее интересов в районном суде. Самойлова фигурировала ответчиком в граж- данском деле. Адвокат оценил свои услуги в 10 тыс. руб. и пообе- щал все урегулировать. Самойлова согласилась и передала ему лично в руки все деньги.