Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
8. Квинт Гораций Флак (65-8)
родился на ю. Италии в семье вольноотпущенника, откуда-то получил имение и жил с дохода
много пишет об отце, мать не упоминается.
учитель – Орбилий, строгий, учил детей крупных людей → поехал в Афины доучиваться. Чтобы заработать на обучение сына, отец работал на аукционе. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии». Время его пребывания в А. – гражданские войны. Г. вступил в войско Брута, стал командиром легиона (круто). 42 г – Брут с Касием были разбиты Октавианом, Г. бежал «бросив щит» → общее место. Октавиан кто сдаст сразу оружие → амнистия, 14 тыс перешло. Г. не сдал → долго слонялся по островам. Октавиан амнистию всем, но без имущества → Г. вернулся. Становится писцом, начинает писать стихи. Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот долго присматривается к Г., друзья. М. дарит Г. небольшое имение.
«Эподы» - первый сборник
ямб, двустишья, образец – Архилох. Насмешки – на современников, но только на «маленьких».
агрессивная ироническая поэзия, грубая, 17 эподов. -Все сейчас плохо. Если у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – только бежать подальше можно.
13 г – два сборника сатир. «золотая середина» - самое главное в жизни – умеренность и покой. Независимая бедность лучше зависимого богатства.
«Сатиры»
- это жанр формы «просвещенной беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни».
Каждой сатире соответствует одна определенная тема.
Лирика неотериков и любовная элегия, популярные, его не интересуют, для него главное – правильный выбор жизненного пути.
«Сатиры – 2»
более зрелый, чем 1, много общих мест
диалогическая форма
автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость
человек должен быть художником и мудрецом своей жизни, идеал – «довольство малым»
«О полевой и городской мыши» - басня, «Полевая мышь и хорек»
23 – «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры.
образец – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры к римской литературе
разный поэт, но поэт мысли, а не чувства
темы различны – дружеские, полит, гимны богам, размышления, любовная. Не чувств, как у Катулла, а лирика размышлений.
показывает, как в сатирах, свой идеал жизни (тот же)
Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти разных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.
Расстановка слов очень сложная.
стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Каждая последующая картина крупнее предыдущей и мгновенна
концовка всегда падает, менее напряженная
«золотая середина» - относится ко всему.
-
много возлюбленных, всегда легкая влюбленность. Любовная лирика – без страданий. -
счастье не может быть совершенным → пофигист -
главное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался. -
хорошо не испытывать сильных чувств -
плохо быть и бедным, и богатым -
не надо быть плохим, а надо быть хорошим
23 послания в гекзаметре
- письма в стихотворной форме. Каждое как-нибудь называется, часто – греческими именами.
Форма – советов. Писал Меценату, Августу.
Впервые дает описание своей внешности.
идеи
-
поэт должен быть образованным человеком, мыслителем -
поэзия – не развлечение, но и не приверженец старины
9. Публий Овидий Нарон
– любовная поэзия 43 г до н.э. – 18 г н.э.
Принадлежал к старинному роду «всадников» г. Сульмон. В Риме О. прошёл ораторскую школу, где учился декламации у знаменитых ораторов. Завершил свое образование традиционной поездкой в Грецию, вернулся в Рим, начал служить (отец хотел), но карьера не удалась, увлекался поэзией. (хотел прозу, получал стихи), (контроверсии – судебные речи, свасории – рассуждения). Связан с кружками Мессалы и Мецената.
-
не был склонен идеализировать прошлое -
хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть→не любил Августа -
в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.
«Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)
-
героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы) -
немногие стихотворения обращены к Коринне, роль этого отвлеченного образа - служить персонажем нескольких типических, традиционных ситуаций -
в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин, но -
иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники -
вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью -
«влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни → снижение жанра. Идеализованная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры -
изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги» -
переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура. Берет мотив из ранних поэтов и расширяет его декламационной обработкой -
безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла → шутливо-игровое -
изобретательность в вариациях, остроумие -
тонкость отдельных психологических наблюдений -
живые зарисовки быта -
легкость и гладкость стиха -
недостаток – незначительность содержания -
однообразие и отсутствие чувства меры -
самовлюбленность автора
Триумф Амура.
Он мучается один, ночью, ибо пусто его ложе. Понимает, что сражён стрелой Амура. Отдаёт себя во власть Амура.
Любовь – военная служба.
Сравнивает любовь с войной. Говорит, что каждый любовник - солдат в лагере Амура. Законы любви=законы войны. Кто ленив должен любить, ибо любовь изгоняет лень. Даже самые закалённые войны – дети перед любовью.
Поэзия бессмертна.
Пишет, что не создан для армии или ораторства. Пишет, что поэзия сделает его бессмертным, как сделала Сафокла, Каллимаха, Менандра и Гомера.
«Послания героинь»
-
письма миф-х героинь своим возлюбленным, показывает их ревность -
15 писем от имени 15 героинь дают возможность блеснуть искусством вариации -
все письма на одну тему: разлука, тоска, одиночество, муки ревности, горестные воспоминания о начале несчастной любви, мысли о смерти, мольба о возвращении -
индивидуализовано соответственно характеру персонажа и различию в условиях, создавших разлуку -
Скромная Пенелопа, сжигаемая страстью Федра, мстительная Медея, насильственно разлученная Брисеида, покинутая Дидона – герои из ранних источников -
описательная и повествовательная сторона подчинены психологической задаче. Природа - фон для настроения -
по душевному облику героини далеки от величавых образов эпоса или трагедии; чувствительные «красавицы» почти всегда боязливы и беспомощны
сборник вызвал подражания
-
напоминают свасории, вложенные в уста миф-х персонажей
Письмо Дидоны Энею.
Дидона пишет Энею, что любила его больше жизни. Обвиняет его, что он оставил её, пишет, что всё ради него предала, что всё бы отдала, чтобы он вернулся. Начинает обвинять его во всех своих грехах и бедах, пишет. Что убьёт себя и своего будущего ребёнка, всё по его вине. Наказывает Анне написать на своём надгробном камне, что виновником её смерти был Эней.
Вообще в письме ушуют чувства: то любит, то ненавидит
«Наукалюбви» (Ars amatoria) (0)
-
пародийно-дидактическая поэма в форме элегии -
ссылается на свое знакомство с предметом и дает классификацию своей «науки» -
«наука» состоит из трех частей:
-
«нахождение» предмета любви -
как добиться любви -
как эту любовь удержать
-
наставления даются сперва для мужчин, затем для женщин -
оживлено эффектными сентенциями, мифологическими повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не подымается над уровнем «шаловливой любви», временных связей между знатной молодежью и полупрофессиональными гетерами.
«Лекарства от любви»
-
тоже «дидактическая» поэма -
средства помочь тому, чья любовь безнадежна
третья поэма - «медикаменты лица» – о косметике – сохранилось только начало.
10. Овидий – мифологические поэмы
Овидий одновременно работал над двумя ученоповествовательными поэмами каталогообразното типа: это — «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).
«Метаморфозы»
кн 1: описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево
век золотой народился, все круто и справедливо, безопасность, мир, не было войны, не путешествовали, земля все сама приносила, реки текли молока, струились реки нектара…
Сатурн → в тартар низвергнут → миром владел Юпитер → серебряный век → хуже
разделил он четыре времени года → мерзкая погода → дома → медный век – суровей, склонней к ужасающим браням, но не преступный → железный век – худший, все справедливое пропало → обманы, коварство, насилье, война, вражда
кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю
кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение
кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе
кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвальбу
кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды
кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды
кн 10: сказание об Орфее и Эвридике, любовные мифы, рассказываемые Орфеем
кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы
Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ.
-
эпическая поэма в гекзаметре -
состоит из 15 книг, >200 сказаний, имеющих своим финалом превращение -
Овидий задумал «непрерывную поэму» - от сотворения мира, превращения хаоса в космос, к историческим временам до новейшей «превращения» Цезаря в комету, вышел сборник -
методы объединения:
-
по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки) -
по сюжету - близкие или контрастные -
«рамочный» метод, одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо