Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Художественные особенности гомеровского эпоса
Язык
-
эпический (гомеровский) – лит яз всего эпоса в античной литературе -
в историческом плане – сплав различных греч. диалектов (отдельных племен) -
метрический размер – гекзаметр:
-
6 дактилических стоп (-uu), последняя обычно усеченная (двусложная) -
в каждой стопе, кроме 5, 2 кратких слога могут заменяться долгим →спондей (--) -
в середине стиха обычно цензура, которая делит стих на 2 полустишия -
подвижность цензуры усиливает метрическое разнообразие стиха, обычно после 2-го слога 3-ей стопы, реже – после 1-го 2-ой или 4-й
-
1/5 часть стихов – формульные стихи (повторяющиеся). В повторяющихся ситуациях (пир, жертвоприношение, поединки, начало прямой речи) -
стремление к типизации:
-
белокурые волосы – женщины и юноши (Ахилл, Аполлон, Менелай) -
темные волосы – зрелые мужи (Зевс, Агамемнон. Одиссей) -
постоянные эпитеты (корабли быстрые, Ахилл быстроног, ночь звездна)
Стиль
-
постоянная и нарочитая архаизация в повествовании -
прошлое идеализируется -
нет ничего случайного (в схватке побеждает сильнейший, т.к. у него лучше оружие) -
нет описаний природы, это просто место действия -
объективность повествования – певец не анализирует, а лишь сообщает. Иногда авторское отношение прослеживается: Елена – виновница войны. -
речи героев традиционны, но связаны с обликом говорящего, часто даже индивидуализированы (речи 3-х посланцев к Ахиллу) -
развернутые сравнения, назначение которых – осветить прошлое. В них поэт сравнивает настоящий мир с героическим -
развернутые сравнения – самостоятельные художественные зарисовки (сравнение Диомеда с рекой → картина осеннего наводнения). Но картины природы еще не связаны с настроением человека. Это не мирная природа, а буря, стихийные бедствия. В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение (девушка =стройная пальма). -
темп рассказа не постоянен. Замедление темпа – «эпическое раздолье» - чтобы завладеть вниманием слушателя -
геометричность стиха – похож на орнаментальный стиль в искусстве -
хронологическая несовместимость – после битвы Менелая и Париса -
монументальная торжественность (все верили). Проэмий – зачин поэм – гарант правдивости – Муза, дочь Зевса и Мнемозины
Образы:
-
много действующих лиц (люди, герои, боги) -
боги очеловечены – наделены добродетелями и пороками, но в больших масштабах -
боги бессмертны и диктуют свою волю (сны, знаменья) -
судьба сильнее богов (жребий) -
боги в «О» сильно отличаются от богов в «И» - живут своей жизнью (искл. – Афина, покровительница Одиссея). Люди – сильные, уверенные и энергичные.
4. Гесиод
1-я известная личность др. Гр. Жил в Беотии (приехал из Малой Азии) – сел. местность, почти изолированная от остального греческого мира → фольклор в поэзию, поэзию в жизнь.
власть аристократов ↓→ Г-д более демократичен, чем Г-р → пишет не только для аристократов
ощущается соц несправедливость, расслоенность общества → Г-д отражает настроение тех, кому это не нравится.
Язык и художественность – от Г-ра, но тематика другая
«Теогония»
генеалогический эпос. Цель – понять происхождение всего → нет ничего о поклонении богам и культах.
1-я попытка дать родословную богов + не только олимпийские боги (Борьба, Ложь)
Зевс – воплощение порядка
+ 2 несохранившиеся поэмы – список женщин и мужчин, имевших детей от богов → герогония
много внимания уделяет подземному царству
более архаичен, чем Г-р (-рационалистичен)
не стесняется преувеличивать
«Труды и дни»
дидактический эпос (наставительный)
повод для написания – семейные тяжбы из-за наследства (брат Перс отобрал больше и хотел еще) → 2 темы:
-
можно разбогатеть только трудясь → проникнута уважением к труду -
справедливость и её значение для человека
о земледельце среднего достатка (большинство)
Прославление Зевса → рассказ о 2-х Эридах (1-соревнование в труде (+), 2-вражда и распри (-).
Трудности жизни объясняет соперничеством людей и богов. Люди хотят жить лучше, а боги им усложняют жизнь
вставной эпизод:
-
про Прометея (титан) и Пандору (всем одаренная), изображается неодобрительно – он обманул богов → те послали Пандору. «Надежда» принесла людям то желание, которое не может воплотиться. -
миф о пяти поколениях – общность людей и богов
-
золотое – не знали труда, нужды и старости -
серебряное – люди горды и не чтят богов → Зевс истребил их -
медное – воинов, которые через слишком большую силу сами себя истребили -
встретили смерть под стенами Фив и Трои -
железное – труд и горе, сам Г-д. Оно погибнет, если насилие победит справедливость.
↑ несправедливости → Г-д – тщетность сопротивляться сильному
Конец – «Дни» - «календарь» счастливых и несчастливых дней.
Стиль:
близок к Г-ровскому, но другая цель → нет яркости (метафоры и т.п.)
популярен, некоторое время считался круче Г-ра
5. Элегическая и ямбическая лирика
Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.
Древнегреческая лирика по характеру исполнения:
-
монодии
-
хоровые песни
Мелические – отличались многообразием размеров.
Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.
Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)
-
Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти.
Особенности:
-
стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель
-
новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события
-
новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет
-
гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)
-
сближение героя и слушателя
-
взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения
-
жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности
-
любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны
Жанры:
монодии
хоровые песни
Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти.
стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель
новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события
новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет
гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)
сближение героя и слушателя
взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения
жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности
любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны
|
|
|
|
-
создает ямбическую поэзию, в которой сатира, обличение и инвектива используются в личной полемике
Значение:
-
осуществил переход от эпоса к драме -
сделал поэзию средством раскрытия личных чувств
Семонид (Аморгский)
Родился на о. Самосе. Прозвище – по месту (о.), куда переселился
Особенности:
-
четкая назидательность, учит, что несчастье – удел всех людей и в этом должно быть утешение -
его мир мелок и приземлен, человек ≈ овца, не знает, для чего живет -
взгляды на жизнь ≈ Гесиода (труженик)
Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)
Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.
-
его герой может быть = автору, но всегда окарикатуренный – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами -
есть пародии на «высокую» эпическую поэзию. Ех: в гимнической манере выпрашивает у бога плащ и $ -
объединение гомеровской лексики с разговорным языком -
обилие бытовых подробностей
комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку
=> образец для Каллимаха («Ямбы») и Герода – отвергали героическую поэзию в пользу бытовых тем.
-
любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6тистопного ямба заменяется хореем)
Элегическая поэзия
Истоки элегии неизвестны.
Особенности:
-
небольшой объем -
четкий ритм, размер – элегический дистих (из УНТ-плачей)
Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)
дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)
Тиртей (2/2 VII до н.э.)
Жил в Спарте
тема защиты родины, призывает её беречь. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины.
С этическими указаниями переплетаются практические советы.
поучение строится на конкретных примерах
Каллин и Тиртей еще выражают общественное мнение и адресованы коллективу.
Мимнерм (600)
-
Создатель любовной элегии. Сборник (куски) к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний, нет субъективности. -
Восхваляет прелести юности, старость так плоха, что лучше не жить → может быть это была грусть о прошедшем уставшего от настоящего → предвосхитил современную элегию