Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)

3. Художественные особенности гомеровского эпоса



Язык

  1. эпический (гомеровский) – лит яз всего эпоса в античной литературе

  2. в историческом плане – сплав различных греч. диалектов (отдельных племен)

  3. метрический размер – гекзаметр:

  • 6 дактилических стоп (-uu), последняя обычно усеченная (двусложная)

  • в каждой стопе, кроме 5, 2 кратких слога могут заменяться долгим →спондей (--)

  • в середине стиха обычно цензура, которая делит стих на 2 полустишия

  • подвижность цензуры усиливает метрическое разнообразие стиха, обычно после 2-го слога 3-ей стопы, реже – после 1-го 2-ой или 4-й

  1. 1/5 часть стихов – формульные стихи (повторяющиеся). В повторяющихся ситуациях (пир, жертвоприношение, поединки, начало прямой речи)

  2. стремление к типизации:

  • белокурые волосы – женщины и юноши (Ахилл, Аполлон, Менелай)

  • темные волосы – зрелые мужи (Зевс, Агамемнон. Одиссей)

  • постоянные эпитеты (корабли быстрые, Ахилл быстроног, ночь звездна)

Стиль

  1. постоянная и нарочитая архаизация в повествовании

  2. прошлое идеализируется

  3. нет ничего случайного (в схватке побеждает сильнейший, т.к. у него лучше оружие)

  4. нет описаний природы, это просто место действия

  5. объективность повествования – певец не анализирует, а лишь сообщает. Иногда авторское отношение прослеживается: Елена – виновница войны.

  6. речи героев традиционны, но связаны с обликом говорящего, часто даже индивидуализированы (речи 3-х посланцев к Ахиллу)

  7. развернутые сравнения, назначение которых – осветить прошлое. В них поэт сравнивает настоящий мир с героическим

  8. развернутые сравнения – самостоятельные художественные зарисовки (сравнение Диомеда с рекой → картина осеннего наводнения). Но картины природы еще не связаны с настроением человека. Это не мирная природа, а буря, стихийные бедствия. В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение (девушка =стройная пальма).

  9. темп рассказа не постоянен. Замедление темпа – «эпическое раздолье» - чтобы завладеть вниманием слушателя

  10. геометричность стиха – похож на орнаментальный стиль в искусстве

  11. хронологическая несовместимость – после битвы Менелая и Париса

  12. монументальная торжественность (все верили). Проэмий – зачин поэм – гарант правдивости – Муза, дочь Зевса и Мнемозины


Образы:

  1. много действующих лиц (люди, герои, боги)

  2. боги очеловечены – наделены добродетелями и пороками, но в больших масштабах

  3. боги бессмертны и диктуют свою волю (сны, знаменья)

  4. судьба сильнее богов (жребий)

  5. боги в «О» сильно отличаются от богов в «И» - живут своей жизнью (искл. – Афина, покровительница Одиссея). Люди – сильные, уверенные и энергичные.



4. Гесиод



1-я известная личность др. Гр. Жил в Беотии (приехал из Малой Азии) – сел. местность, почти изолированная от остального греческого мира → фольклор в поэзию, поэзию в жизнь.

власть аристократов ↓→ Г-д более демократичен, чем Г-р → пишет не только для аристократов

ощущается соц несправедливость, расслоенность общества → Г-д отражает настроение тех, кому это не нравится.

Язык и художественность – от Г-ра, но тематика другая

«Теогония»

генеалогический эпос. Цель – понять происхождение всего → нет ничего о поклонении богам и культах.

1-я попытка дать родословную богов + не только олимпийские боги (Борьба, Ложь)

Зевс – воплощение порядка

+ 2 несохранившиеся поэмы – список женщин и мужчин, имевших детей от богов → герогония

много внимания уделяет подземному царству

более архаичен, чем Г-р (-рационалистичен)

не стесняется преувеличивать

«Труды и дни»

дидактический эпос (наставительный)

повод для написания – семейные тяжбы из-за наследства (брат Перс отобрал больше и хотел еще) → 2 темы:

  • можно разбогатеть только трудясь → проникнута уважением к труду

  • справедливость и её значение для человека

о земледельце среднего достатка (большинство)

Прославление Зевса → рассказ о 2-х Эридах (1-соревнование в труде (+), 2-вражда и распри (-).

Трудности жизни объясняет соперничеством людей и богов. Люди хотят жить лучше, а боги им усложняют жизнь

вставной эпизод:

  1. про Прометея (титан) и Пандору (всем одаренная), изображается неодобрительно – он обманул богов → те послали Пандору. «Надежда» принесла людям то желание, которое не может воплотиться.

  2. миф о пяти поколениях – общность людей и богов


  1. золотое – не знали труда, нужды и старости

  2. серебряное – люди горды и не чтят богов → Зевс истребил их

  3. медное – воинов, которые через слишком большую силу сами себя истребили

  4. встретили смерть под стенами Фив и Трои

  5. железное – труд и горе, сам Г-д. Оно погибнет, если насилие победит справедливость.

↑ несправедливости → Г-д – тщетность сопротивляться сильному

Конец – «Дни» - «календарь» счастливых и несчастливых дней.

Стиль:

близок к Г-ровскому, но другая цель → нет яркости (метафоры и т.п.)

 популярен, некоторое время считался круче Г-ра

5. Элегическая и ямбическая лирика



Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.

Древнегреческая лирика по характеру исполнения:

  1. монодии

  2. хоровые песни

Мелические – отличались многообразием размеров.

Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.

Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)

  • Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти.

Особенности:

  1. стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель

  2. новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события

  3. новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет

  4. гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)

  5. сближение героя и слушателя

  6. взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения

  7. жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности

  8. любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны

Жанры:

  • элегии

  • гимны

  • эпиграммы

  • басни

  • создает ямбическую поэзию, в которой сатира, обличение и инвектива используются в личной полемике

Значение:

  1. осуществил переход от эпоса к драме

  2. сделал поэзию средством раскрытия личных чувств

Семонид (Аморгский)

Родился на о. Самосе. Прозвище – по месту (о.), куда переселился


Особенности:

  1. четкая назидательность, учит, что несчастье – удел всех людей и в этом должно быть утешение

  2. его мир мелок и приземлен, человек ≈ овца, не знает, для чего живет

  3. взгляды на жизнь ≈ Гесиода (труженик)

Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)

Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.

  • его герой может быть = автору, но всегда окарикатуренный – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами

  • есть пародии на «высокую» эпическую поэзию. Ех: в гимнической манере выпрашивает у бога плащ и $

  • объединение гомеровской лексики с разговорным языком

  • обилие бытовых подробностей

 комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку

=> образец для Каллимаха («Ямбы») и Герода – отвергали героическую поэзию в пользу бытовых тем.

  • любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6тистопного ямба заменяется хореем)

Элегическая поэзия


Истоки элегии неизвестны.

Особенности:

  • небольшой объем

  • четкий ритм, размер – элегический дистих (из УНТ-плачей)

Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)


дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)

Тиртей (2/2 VII до н.э.)


Жил в Спарте

тема защиты родины, призывает её беречь. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины.

С этическими указаниями переплетаются практические советы.

поучение строится на конкретных примерах

 Каллин и Тиртей еще выражают общественное мнение и адресованы коллективу.

Мимнерм (600)


  • Создатель любовной элегии. Сборник (куски) к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний, нет субъективности.

  • Восхваляет прелести юности, старость так плоха, что лучше не жить → может быть это была грусть о прошедшем уставшего от настоящего → предвосхитил современную элегию