Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Durov.com: История античной литературы
История античной литературы
Литература Древней Греции 1
1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1
2. Гомеровский вопрос 2
3. Художественные особенности гомеровского эпоса 4
4. Гесиод 5
5. Элегическая и ямбическая лирика 6
6. Мелическая поэзия 7
7. Трагедия, театр 9
8. Эсхил (425/4 – 456) 10
9. Софокл (496-406) 11
10. Еврипид 12
11. Комедия. Аристофан 14
12. Философская проза 16
13. Историография 18
14. Ораторская проза 20
15. Новая аттическая комедия. Менандр 21
16. Александрийская поэзия 23
17. Лукиан (120-180) 25
18. Греческий роман 26
Литература Древнего Рима 27
1. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 27
2. Тит Макк Плавт (250-184) 27
3. Публий Теренций Афр (195-159) 28
4. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 29
5. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 30
6. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 30
7. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 31
8. Квинт Гораций Флак (65-8) 33
9. Публий Овидий Нарон 34
10. Овидий – мифологические поэмы 36
11. Овидий – период изгнания 37
12. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 38
13. «Энеида» 39
14. Римские историки. 39
15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 41
16. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 43
17. Гай Петроний Арбитр (I в) 43
18. Апулей 43
19. Марк Валерий Марциал 45
Литература Древней Греции
1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение
Durov.com: История античной литературы
История античной литературы
Литература Древней Греции 1
1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1
2. Гомеровский вопрос 2
3. Художественные особенности гомеровского эпоса 4
4. Гесиод 5
5. Элегическая и ямбическая лирика 6
6. Мелическая поэзия 7
7. Трагедия, театр 9
8. Эсхил (425/4 – 456) 10
9. Софокл (496-406) 11
10. Еврипид 12
11. Комедия. Аристофан 14
12. Философская проза 16
13. Историография 18
14. Ораторская проза 20
15. Новая аттическая комедия. Менандр 21
16. Александрийская поэзия 23
17. Лукиан (120-180) 25
18. Греческий роман 26
Литература Древнего Рима 27
1. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 27
2. Тит Макк Плавт (250-184) 27
3. Публий Теренций Афр (195-159) 28
4. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 29
5. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 30
6. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 30
7. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 31
8. Квинт Гораций Флак (65-8) 33
9. Публий Овидий Нарон 34
10. Овидий – мифологические поэмы 36
11. Овидий – период изгнания 37
12. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 38
13. «Энеида» 39
14. Римские историки. 39
15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 41
16. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 43
17. Гай Петроний Арбитр (I в) 43
18. Апулей 43
19. Марк Валерий Марциал 45
Литература Древней Греции
1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение
1 Архаический | до 500 до н.э. | эпос и лирика | Гомер Гесиод ямбическая и элегическая лирика мелическая |
2 Аттический | V-VI до н.э. | драма | Эсхил Софокл Еврипид Аристофан ораторы |
3 Эллинистический | IV-I до н.э. | проза | Менандр Каллимах Феокрит |
4 Эпохи римского владычества | до IV н.э. | разное | Плутарх Лукиан |
Особенности:
-
мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно родовым обществом) -
философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности -
традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени -
непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации -
преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка -
постоянная близость к фольклору -
чел – основной объект художественного изображения -
отражены особенности и эволюция художественного восприятия действтельности -
строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно -
традиционная система стилей -
метрическая система
2. Гомеровский вопрос
-проблема возникновения и создания гомеровских поэм
-
жил в «семи городах», приписывавших себе честь быть родиной -
время жизни - различные датировки, начиная с XII и кончая VII вв. до н. э. -
фантастические легенды: внебрачное рождение от бога, личное знакомство с миф-ми персонажами эпоса -
имя «Гомер» = «слепец», изображался слепым -
собирательный характер имени - ему приписывались многие произведения и эпические и стихотворные. С V до н. э., с зарождением исторической критики, начинают отделять «подлинного» Г.→ «И», «О» и «Маргит», не дошедшая до нас пародийная поэма о герое-дурачке. -
В более позднее время отдельные античные ученые Г. приписывали только «И», «О»-другой автор, но большинство: обе Г. Различие в стиле – Г. составил «И» в молодости, а «О» на склоне лет. -
текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Г.→ искажения со стороны рапсодов → редакция Писистрата – восстановила целостность, не имея уже возможности устранить противоречия между отдельными песнями. -
до XVI в «И» и «О» .были образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов. -
В эпоху классицизма развилось отрицательное отношение. Критика отыскивала недостатки, главное – невыполнения «правил» эпической композиции классицизма – нет единого плана, героя, повторения и противоречия. Аббат д`Обиньяк доказывал, что «И» - соединение самостоятельных песен об осаде Трои, что Г. не было, а было много слепых певцов, исполнявших эти песни. Современники не поддержали. -
1-я научная постановка «гомеровского вопроса» - Вольф, 1795 «Введение к Гомеру» (эпоха Просвещения). «И» - свод разных песен, сочиненных в разные времена и разными поэтами. -
Немец Гердер к XVIII считал Г. народным поэтом, песни которого были записаны из уст позднейших певцов. Доказывает:
-
сравнительно позднее развитие письменности у греков, VII — VI вв. до н. э. -
античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате -
отдельные вставки и противоречия в поэмах
-
собрание отдельных песен. Единство и целостность поэм лежит в самом материале, в мифе, и не требует единого автора. Большинство песен принадлежит Г., позднее – просто добавляли. -
1796 немец Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал вывод: худ. целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». → результат коллективного творчества народных поэтов. -
После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря – вольфианцев (= аналитики), считавших, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами и искали эти отдельные части, и унитариев («единый» Г.).
-
Позднее было доказано, что:
-
письменность была уже в VIII в. -
сообщения о писистратовской редакции – домыслы → не первая запись.
-
Последователи Вольфа:
-
Лахман (1837) «песенная теория» -), делил «И» на 16 самостоятельных песен. -
Кирхгофф (1859)- «теория компиляции» - эпос состоит из более мелких эпосов.
-
в «И» и «О» имеются наслоения различного времени в пестром смешении. -
несомненны элементы единства: построение сюжета, обрисовка действующих лиц. -
неувязки, противоречий в движении сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л. -
Песенная теория ошибочна, эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами. -
Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.
В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.
Вероятно, Гомер был народным певцом (homerus – слепой). Это слепые инвалиды, зарабатывающие так на жизнь. Аэды – и исполнители, и поэты (Гомер), рапсоды – только исполнители.
«Илиада»
В основе произведения – история Троянской войны:
На свадьбу Пелея и Фетиды не пригласили богиню раздора Эриду. Она обиделась и незаметно бросила на стол во время пира яблоко с надписью «прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита стали спорить. Зевс посоветовал спуститься на землю и спросить у человека. Богини спросили у троянского (Троя=Иллион) царевича Париса, который пас овец. Гера пообещала власть, Афина – мудрость и славу, Афродита – красивейшую жену. Парис отдал яблоко Афродите. Остальные обиделись.
Прекраснейшей девушкой была Елена (дочь Зевса и Леды, нимфы), (история с лебедем), жена спартанского царя Минелая. Афродита помогла Парису ее выкрасть. Менелай и его брат Агамемнон поплыли к Трое → война на 10 лет.
Греки (=ахейцы, данайцы): Ахилл (сын Пелея и Фетиды,), Агамемнон (предводитель), Нестор (мудрый старец), Аякс, Одиссей, Диомед. Троянцы – гл. – Гектор (старший сын Приама)
Одиссей придумал подсунуть коня, чтобы «умилостивить Афину». Жрец Лаокоон сообразил, в чем дело, но его не послушали. Его задушили две змеи, посланные Герой и Афиной. Победа греков, но они тоже не очень рады: Ахилл пал от руки Париса, Агамемнона убили по возвращению жена с любовником. Менелай и Елена – долго шатались, Одиссей – возвращался с приключениями.