Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
13. «Энеида»
Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.
Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).
Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).
Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.
Каждый эпизод – эпилии.
Содержит общеиталийские картины, потом римские.
«гомеровские мотивы»:
О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Трои
сцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора
олимпийский план
Особенности:
-
посвящена и прошлому, и настоящему
-
в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).
-
драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон
-
соотносит мифологическое прошлое и современность
-
судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.
-
Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.
-
и Эней и Дидона показаны в развитии
-
роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним.
14. Римские историки.
Луций Ливий Андроник (275-200)
Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.
Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.
Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.
Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.
Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)
Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели.
Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.
Особенности:
-
главные герои отрицательные
-
стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный
-
архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме
-
асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря)
-
сентенции
-
антитезы
-
риторические вопросы
-
контрасты
-
народные слова → аномалист
-
термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию
«Заговор Катилины» - монография
взгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.
«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).
С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну.
«История»
целиком не дошла
изложены события от смерти Суллы (78) до 67
Уже не видит светлых периодов в римской истории.
Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)
Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.
«От основания города»
142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».
Особенности творчества:
-
живой и увлекательный рассказ
-
стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов)
-
повествование делится на отдельные законченные эпизоды
-
восхищение римской стариной
-
преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...)
-
избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима
-
герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям
(Публий) Корнелий Тацит (
55 -
120)
13. «Энеида»
Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.
Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).
Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).
Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.
Каждый эпизод – эпилии.
Содержит общеиталийские картины, потом римские.
«гомеровские мотивы»:
О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Трои
сцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора
олимпийский план
Особенности:
-
посвящена и прошлому, и настоящему -
в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). -
драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон -
соотносит мифологическое прошлое и современность -
судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. -
Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. -
и Эней и Дидона показаны в развитии -
роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним.
14. Римские историки.
Луций Ливий Андроник (275-200)
Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.
Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.
Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.
Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.
Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)
Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели.
Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.
Особенности:
-
главные герои отрицательные -
стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный -
архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме -
асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) -
сентенции -
антитезы -
риторические вопросы -
контрасты -
народные слова → аномалист -
термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию
«Заговор Катилины» - монография
взгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.
«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).
С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну.
«История»
целиком не дошла
изложены события от смерти Суллы (78) до 67
Уже не видит светлых периодов в римской истории.
Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)
Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.
«От основания города»
142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».
Особенности творчества:
-
живой и увлекательный рассказ -
стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) -
повествование делится на отдельные законченные эпизоды -
восхищение римской стариной -
преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) -
избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима -
герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям
(Публий) Корнелий Тацит (
Data –скудно – из писем Плиния к Тациту (+письмо об извержении Везувия и гибели дяди +письмо о землетрясении); приехал из провинции
Государственный деятель квестор → эдил → претор → консул.
Риторское и философское образование.
«Жизнеописание Юлия Агриколы»
- о тесте Т. Посмертное восхваление (элогия), не столько как родственника, сколько как гос. деятеля (римский наместник, завоевал UK). В стиле Саллюстия. Герой – скромный, деловитый, почтительный к императору, умеренный в частной жизни.
Идея: добродетельный и умеренный человек может существовать при любом императоре.
Т. интересуют исторические сведения, военные действия, быт, нравы британцев.
Особое внимание – романизация UK.
«О происхождении, положении, нравах и народах Германии»
-
Актуальная тема – готовился поход против Германии. Тоже этнографический характер. Т: г-цы – опаснейшие враги, столкновение неизбежно. Для Т. важна и морально-психологическая сторона. Т-та интересует жизнь г-цев – они сильно отличаются от римлян. -
Идеализация простоты и нравственной чистоты первобытным народам, свойственная римлянам → описание семей г-цев, противопоставляет нравств. упадку в Риме.
«Диалог об ораторах»
Форма – беседа ораторов-учителей Т., Марк Апр, Юлий Секунд в доме Куриация Матерна, поэта. Стиль Цицерона. Обсуждается, почему красноречие пришло в упадок. Матерн бросил красноречия из-за поэзии.
части:
-
что лучше – деятельность оратора или поэта -
приходит Мессала, увлекающийся стариной → обсуждают старое и новое красноречие, Апр: старое устарело -
Матерн видит причину в изменении гос. строя
«Аналы» (с 14 до 68, до смерти Нерона)
-дошли не полностью. По форме – летопись, но эта форма мешает Т., много описывает характеров.
«История»(с 69г)
отчетливый трагический темперамент
Особенности творчества:
читая его, возникает только презрительная улыбка
все мрачно
гос. деятель, выразитель точки зрения сенатской верхушки, важны источники. Беспристрастный
15. Луций Анней Сенека (
4 до н.э – 65)
Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.
Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.
9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)
15. Луций Анней Сенека (
4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.
Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.
9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)
|
|
|
«Медея»
М. С. будто бы знает М. Еврипида, её характер уже сложившийся, она прошла через все муки любви и желание мстить. Её решения уже сформировались. Отличается вся трактовка образов. У Еврип. Яссон не признаёт своей вины, у С. – все знает, усталый, пытается отвратить страшное, но это не в его силах.
Идея: нужно вовремя уметь остановить свои страсти. Осуждает М. за то, что она не смогла побороть свои чувства. С. нагнетает ужасы, зловещее (как было при дворе) → воспринималось естественно.
Особенности трагедий:
-
ненависть к тирании и деспотизму -
проникнуты идеями стоицизма -
человек бессилен и игрушка в руках рока -
герои – сильные личности, охваченные гибельными страстями или великие мученики, гибнущие в страданиях -
Драма → для чтения, не для постановки. -
С. вводит 5-актное действие. Акты часто слабо связаны между собой и перемежаются лирическими партиями хора (и сейчас в Европе это классическое деление)
«Октавия»
драма, С. не принадлежит, но публикуется в одном с ним сборнике ← единственная римская драма о недавней истории.
Вариант претекстата.
Идея: осуждение чрезмерного властолюбия, в первую очередь Нерона. Монологи, излияния героев. В диалогах 1 герой второстепенный. После них не нужно развитие действия.
Мениповая сатира – чередование стиха и прозы, такую форму впервые предложил Менип Гозарский (греч. философ).
«Апофеоз Клавдия»
- «обожествление умершего Клавдия» → «Отыквление Клавдия» - сатира – может быть и не сам назвал. После Клавдия все императоры причисляли себя к богам. После смерти Кл. приходит на Олимп → там не нужен → должен попасть в ад через землю → попадает на свои похороны. Его душу судили по его же методу – без права защитной речи – ему не дают ничего сказать.
«Письма к Луцилию о нравственности»
- философские стоические трактаты в форме посланий. О душевном покое, о страхе смерти, об истинной дружбе, о старости, о презрении к богатству, о недоверии к счастью → о философском смысле жизни.
Не аргументирует свою точку зрения, а просто постоянно её повторяет, варьируя её (чувствуется, что он ритор)
→ в творчество Корнеля, Россина
16. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127)
Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком (16), в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры.
2 группы по содержанию:
-
1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни. -
10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени. При дворе разврат: «лишь преступлением себе наживают сады и палаты».
-
возмущен нравами и жизнью римлян. По именам называет только умерших, хотя чувствуется, что им. в виду настоящее -
разврат, обжорство и пустота римской знати -
гиперболы, нагромождает определения, детали -
? доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники -
только высокие душевные качества делают человека благородным -
порицает жестокость императора – обличает Домициана и его приближенных (про рыбу) -
обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ)
симпатия к страдающим беднякам
17. Гай Петроний Арбитр (I в)
арбитр – судья, ценитель, знаток. При дворе его называли арбитром – знатоком прекрасного. Как и Сенека, обвинен в заговоре и вскрыл вены.
«Сатирикон»
-
Жанр мениповой сатиры. -
О приключениях трех бродяг: Эмколний (рассказывает), Аскилт, Гитон (мальчик). -
Описывается все с «черного хода», а не с «парадного крыльца» → и аристократы, и притоны. -
Книга построена так, что тоже чувствуются античные корни. Эмк. испытывает гнев бога Приана (разврата?) → пародия на преследование Одиссея гневом Посейдона. -
Дошла только часть – пир Тримальхиона (раб, разбойник). Кичится богатством, пытается внешне подражать аристократам. П. это утрирует (кольца – одно ценное, другое – барахло). -
П. подчеркивает и «+» качества Трим. – умение работать, щедрость, энергичность, выдумка. -
+ плутовские и любовные истории из низов общества (тоже в «С») – низменная эротика. -
+ много вставных новелл – там сгущает краски, чтобы подчеркнуть общую мысль – империя погнила. -
Особый язык героев – народная речь -
в конце ссорятся – Г. был любовником А. потом стал любовником Э., А. узнал.
Евпонид – архаик в поэзии – помогает им бежать.
18. Апулей
(125-…→ II в)
Провинциал (культурная жизнь в это время перемещается в провинцию), из Африки, г. Мадавр. Отец – крупный чиновник, богатый → риторическое образование в Карфагене, обучался философии в Афинах и много путешествовал по греческому Востоку, только потом приехал в Рим → родной язык – местное наречие и греческий, латынь учил в Риме (писал на латыни). Женился на матери товарища, богатей вдове, старше. Родственники, обвинили А. в магии → речь в защиту перед проконсулом, издана. А. высмеивает невежество своих противников, оправдание, но репутация «мага». Жил в Карфагене, прославленный оратор. В Карфагене ему 3 статуи.
«Метаморфозы» или «Золотой осел»
Молодой грек Лукий, попадает в Фессалию, страну, славящуюся чародейством, и останавливается в доме знакомого, жена которого слывет могущественной колдуньей. В жажде приобщиться к таинственной сфере магии, Лукий вступает в связь со служанкой, несколько причастной к искусству госпожи, но служанка по ошибке превращает его вместо птицы в осла. Человеческий разум и человеческие вкусы Лукий сохраняет. Он знает даже средство освобождения от чар: для этого достаточно пожевать роз. Но обратное превращение надолго задерживается. «Осла» в ту же ночь похищают разбойники, он