Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
стремится именно к пестроте и разнообразию повествований, избегает однообразия (меняется величина, подробность изложения, тон и настроение) -
чередует грустные и веселые картины, трогательные и ужасные, возвышенные и смешные -
любовные темы: идиллическая жизнь бедной и благочестивой старой четы -
боевые сцены, сражения -
драматические монологи (Медея), «словесные состязания» (спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла). -
стиль короткого, напряженного и эмоционально окрашенного повествования -
миф-е образы - такое же «снижение», как и в «Героинях». Особенно заметно это в трактовке богов. Они организованы по-римски. -
В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к италийским и римским.
«Фасты»
-
посвящены римским мифам -
в качестве нити, связующей отдельные сказания, избран римский календарь (→заглавие) -
каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с учено-грамматических толкований имени этого месяца -
есть мифы о происхождении созвездий -
основное содержание – сказания, связанные с римскими праздниками -
мифы греческого происхождения и италийский фольклор чередуются с рассказами из римской истории, легендарной и более поздней, вплоть до современности. -
особенно подчеркнуты дни, являющиеся памятными для императорского дома -
иногда сказания «Фастов» дублируют сюжеты «Метаморфоз» → отчетливо видно различие → взволнованный, неровный стиль -
лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния над целомудренной Лукрецией; однако и здесь Лукреция изображена не как древнеримская матрона, а в стиле робких «героинь» овидиевской любовной поэзии -
для оживления ученого материала, почерпнутого из сочинений римских антикваров, Овидий прибегает к приемам Каллимаха: боги, Музы, случайно встреченные собеседники дают автору необходимые ученые разъяснения -
имп-м стал Тиберий, Ов. стал перерабатывать незаконченные «Фасты» с тем, чтобы посвятить их новому покровителю, но переработка не продвинулась дальше первой книги. В этом незаконченном виде (шесть книг, из которых первая во второй редакции) «Фасты» и были впоследствии изданы, уже после смерти поэта, который скончался в изгнании в 18 г. н. э.
11. Овидий – период изгнания
-
в конце 8 г. н. э. Август сослал его на берег Черного моря (окраина империи), в город Томы. Причины ссылки неизвестны - безнравственность «Науки любви» + очевидец преступления не политического характера, но затрагивало лично Августа. -
сжег рукопись «М-з», поэма сохранилась благодаря копиям друзей -
содержанием его поэзии становятся жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим
«Скорбные стихотворения» (Tristia)
-
по пути из Рима пишет 1ю книгу в элегическом размере. Описывает:
-
последнюю ночь в Риме. Ему была дана ночь, чтобы покинуть Рим. Вспоминает, как тяжело ему было, как он не собрал даже вещи, как убивалась его супруга и т.д. -
о невзгодах пути, о бурном плавании. Когда плыл на корабле, случилась буря. Ов. устрашился смерти, а потом понял, что он и так уже мёртв без родины. -
обращения к жене и друзьям, которых он даже не рискует называть по имени. Пишет жене, что очень тоскует, что всё здесь плохо, что он умрет, и никто не будет плакать над его могилой.
вскоре после прибытия написана 2-я книга – большое, весьма льстивое послание к Августу
-
оправдывает свою лит деят-ть, ссылается на примеры поэтов прошлого, свободно трактовавших любовные темы
следующие 3 сборника «Ск. ст-й», темы:
-
жалоба на суровый климат -
на неверность друзей -
прославления преданной жены -
признательность тем, у кого сохранились дружеские чувства к изгнаннику -
просьба о заступничестве, о переводе в другое место ссылки -
восхваления поэзии, как единственного утешения в печальной жизни. -
В 4-й книге - автобиография.
«Понтийские послания»
-
4 книги - называет своих адресатов -
появляются бодрые тона -
на местном гетском языке – ст-е в честь имп-го семейства
«Ибис»
-
памфлет – проклятия неверного друга
пытался переработать «Фасты», 1 книгу, скончался в изгнании в 18 г. н. э.
12. Публий Вергилий Марон (70 – 19)
Родился в с Италии, отец – гончар. Учился в Кремоне, приехав в Рим понял, чтобы выступать на форуме ему не хватает голоса.
Увлекался:
-
эпикурейской философией. Близок к Сирону, после его смерти купил его дом, там пустил корни. -
поэзией неоретиков
↓ политической свободы → ↑ поэзии. Появились рецитации (публичные чтения) → обсуждения → критика, устная → письменная. Мода на стихи. Появились кружки.
1-Моссала – Трибул, Сулицца. Уже произошло слияние р. и г. литературы.
2 - Мецената, придворного Августа – писал плохие стихи, но хороший критик. В этом кружке Вергилий, Гораций, прославляли Августа.
«Буколики»
-
пастушечья поэзия -
включает 10 стихотворений, как у Феокрита (эклог) -
прошлое всегда счастливо, настоящее печально -
источники – иделическая поэзия Феокрита, почти пересказ
отличия от Феокрита:
-
герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты -
мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни -
образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии -
нестройность композиции – эклоги перекликаются парами -
в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан → всегда переписывали -
потом составляли цинтоны (сижу за решеткой).
«Георгики» («О земледелии»)
посвящена Меценату (другу, не начальнику) и Октавиану
тема – отвечала интересам режима
соотносятся человек и природа. Георгос – земледелец, человек улучшает землю. «Труд побеждает все». Если Лукреций объяснял природу, то В. думал, как её улучшить.
писал 7 лет, 4 книги. Практических советов нет, цель – моралистическая.
-
о посеве хлеба, о почвах и их обработке -
о вине, прививка фруктовых деревьев, о сортах винограда -
о скотоводстве, дрессировке и обращению с животными -
о пчелах – образец идеального гос хозяйства, пчелы – римляне
особенности:
-
одухотворяет природу -
особое внимание коням -
много поэтических отступлений – во 2й книге – похвальное слово Италии (земли – в востоком) -
композиция – четные книги кончаются жизнерадостными картинами, нечетные – трагическими. -
политические мотивы переплетаются с философскими, о человеке -
источник – Гесиод