Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)


6. Мелическая поэзия

Сольная мелика

Алкей


20-е VII в г. Мителене, мальчиком участвовал в междоусобной борьбе аристократов с тираном Меланхром, воевал с афинянами за г. Троады, в изгнание из Мителена из-за гражданских там столкновений → странствовать→ дома амнистия →вернулся→

  1. борьба основное содержание , то торжествует ♂ и созывает друзей на пир, то оплакивает

  2. то сокрушается в изгнании, то отдыхает на пиру

  3. в 1 отрывке изгнанник, нашедший убежище в храме, сетует на свою судьбу, в др. – молит богов о спасении

франмент 1

  • экспрессивен призыв взяться за оружие

  • детальное описание доспехов и оружия (типично для эпического стиля) следует за решением вступить в и перед . -побудить людей к бою

франмент 2

  • гражданские поэт представляет разбушевавшимися стихиями «яростный бунт ветров»

  • «злобные волны»- враги, несущийся корабль - А. и его соратники

  1. композиция застольных песен не выходит за рамки традиционной застольной поэзии:

  • описание пира, его повод и обстановка

  • время года или суток → любое хорошо для выпивания

  • иногда прибегает к мифам, чтобы аргументировать

  1. связь с эпосом – нередко обращается к темам троянских сказаний (идет борьба за Троаду). Осуждает Елену.

  2. из народной песни заимствует любовный мотив. Эрот – самый грозный из богов

  3. эмоциональность→моментальная и экспрессивная фиксация 1-го факта или впечатления

  4. творчество А. популярно, Алекс-е ученые – 10 книг по темам

  5. стих – разные стопы, повторяющиеся в ритмически сложном чередовании

Сапфо VII


Возглавляла один из девичьих союзов, главная функция союза – воспитание молодого поколения. Участницы – мусополы (служительницы Муз) → узкий мир девичьего окружения → определяет поэзию. Тоже пережила изгнание. Был муж, дочь, брат.


Гимн к Афродите – 1-ое дошедшее целиком


  • в строгих традициях гимна

  • открывается обращением к богине с перечислением всех её эпитетов

  1. условный поэтический язык, понятный для всех современников

  2. попытка изобразить чувства через внутреннее состояние

  3. свадебные песни – в обычной фольклорной манере. Песни для жениха и невесты, плачи

  4. иногда – мифологические сюжеты (свадьба Гектора и Андромахи), но пользуется средствами лирического изображения

  5. часто – стихи о расставаниях, напутствия и утешения

  6. С. называли 10-й музой Эллады

  7. Алекс-е ученые – 9 книг по ритмико-мелодическим типам

Анакреонт 2/2 VI


родился на о. Теос, но о. захвачен Персами→вынужден уехать→Фракия→о. Самос→Афины

  1. темы песен – Диониса, Эрота, Афродиту, вино, любовь, веселье

  2. язык контрастен и ясен, строфы кратки

  3. изображает Эрота ребенком (первый)

  4. элегии, ямбы, военные песни и гимны

Хоровая мелика


- входила в ритуал праздника. Под кифару исполнялись гимны богов. В честь Диониса – дифирамб, Ареса и Аполлона – пэан. Просодии – маршевые песни. Гипорхемы – песни плясок. Парфении – песни девушек. Трены – похоронные песни. Энкомии – песни в честь отличившихся граждан. Эпиникии – победные песни (победителям). Родина – Лесбос (авторская переработка)

Алкмảн


Из Малой Азии.

  1. большинство песен – Парфении, он руководил хором, песня:

  • предназначалась для однократного исполнения

  • имела собственную мелодию и ритм

  • построение строфично

  • в содержании – 3 основные части:

  • обращение к богам и рассказ из мифологического прошлого

  • общие дидактические рассуждения

  • личные отступления поэта

  1. в раскрытии чувств – много общего с Сапфо, но лексика песен – гомеровская


Стесихор VI

Сицилия

  1. повествовательный характер

  2. сюжеты – из эпических сказаний

  3. основное внимание – чувствам, а не действиям героев

  4. отрывок из песни С. о пребывании Телемаха в Спарте

Ивик 2/2 VI

южная Италия

  1. как у Стесихора – четко прослеживается влияние эпических традиций

  2. с Анакреонтом при дворе тирана Поликрата, посвятил ему первый энкомий (начал жанр)

Симонид Кеосский 2/2 VI -1/2 V

  1. прославляет доблесть человека, требуя, чтобы память о нем была сохранена. : «живопись – немая поэзия, поэзия – говорящая живопись»

  2. писал трены, первый стал прославлять воинов, падших в бою

  3. представление об идеальном гражданине – гармония физ. и интел. сил

  4. противопоставляет свое творчество (дидактическая цель) развлекательной поэзии

  5. мифологические сюжеты использует по-своему (ех: миф о Данае, сын – Персей → плач)

Пиндар 1/2 V

рядом с Фивами (где Гесиод), учился в Афинах, путешествовал по всей Элладе

  1. Алекс-е ученые – 17 книг по виду песен. Фрагменты и 4 книги эпиникиев. (Олимпийские, пифийские, немейские, истмийские игры)

  2. первый стал писать эпиникии Симонид, но для П. доблесть представляла собой наследственную привилегию аристократов

  3. каждая песня – отдельному конкретному подвигу

эпиникий:

  • указание причины его исполнения

  • лишь 1 человек удостоился главной награды

  • характеристика победителя и его рода + миф (о предках / подходящий)
Вакхилид

Иония

  1. 14 эпиникиев и 6 дифирамбов

  2. поверхностен, но точен и легок

7. Трагедия, театр


В основе драмы – культ Диониса

В VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни.

Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos. Рассказывались разные мифические истории о боге.

Писистрат в 20-е VI издал указ, чтобы в дни великих Дионисиев ставить представления на сцене → узаконил постановки.

Конец VI - строили театр. Афины – Акрополь.

  1. на открытом воздухе

  2. актеры – только мужчины

  3. форма подковы, в центре – круглая площадка (d=27м)

  4. в центре – алтарь

  5. площадка – орхестра – место для хора. На орхестру вели украшенные проходы – пароды.

  6. за орхестрой – скена, в ней хранился реквизит

  7. после усовершенствовали сцену – параскении (два выступающих павильона)

  8. потом построили отдельный проскений (логейон) для актеров

  9. периакты – призмы - декорации

  10. актеры – в масках, в масках – рупор.

  11. выступать мог только честный человек, с хорошей репутацией (он как жрец в культе)

  12. двигались медленно (величие)

  13. хорошая акустика (форма раковины, крутизна холма)

  14. места – «театр», вмещал 17 тыс. зрителей (некоторые историки: больше)

Родственен китайскому театру (маски, только мужчины). Профессия актера почетна.

Костюмы:

  1. трагедия – старинные длинные одеяния, котурны – обувь с ходулеобразными подошвами

  2. комедия, сатировская драма – приближены к обычным. Маски нарочито уродливые

На Великие Дионисии (6 дней, весенний праздник возрождения природы) 3 дня посвящалось театру – драматический агон (представления в форме состязания). Состязались 3 трагедийных поэта, каждый представлял тетралогию (3 трагедии и 1 сатировская драма) три комедийных поэта (по 1 комедии). 10 судей выбирали лучшего. (+Ленеи)

В трагедии миф впервые становится средством раскрытия современной поэту действительности.

Демократия – все свободные мужчины выбирали архонтов (1 на округ), главный – Василес. Архонт выбирал поэтов, которые могли ставить пьесы. Первый поставил свое произведение Феспид.