Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
6. Мелическая поэзия
Сольная мелика
Алкей
20-е VII в г. Мителене, мальчиком участвовал в междоусобной борьбе аристократов с тираном Меланхром, воевал с афинянами за г. Троады, в изгнание из Мителена из-за гражданских там столкновений → странствовать→ дома амнистия →вернулся→
-
борьба основное содержание , то торжествует ♂ и созывает друзей на пир, то оплакивает -
то сокрушается в изгнании, то отдыхает на пиру -
в 1 отрывке изгнанник, нашедший убежище в храме, сетует на свою судьбу, в др. – молит богов о спасении
франмент 1
-
экспрессивен призыв взяться за оружие -
детальное описание доспехов и оружия (типично для эпического стиля) следует за решением вступить в и перед . -побудить людей к бою
франмент 2
-
гражданские поэт представляет разбушевавшимися стихиями «яростный бунт ветров» -
«злобные волны»- враги, несущийся корабль - А. и его соратники
-
композиция застольных песен не выходит за рамки традиционной застольной поэзии:
-
описание пира, его повод и обстановка -
время года или суток → любое хорошо для выпивания -
иногда прибегает к мифам, чтобы аргументировать
-
связь с эпосом – нередко обращается к темам троянских сказаний (идет борьба за Троаду). Осуждает Елену. -
из народной песни заимствует любовный мотив. Эрот – самый грозный из богов -
эмоциональность→моментальная и экспрессивная фиксация 1-го факта или впечатления -
творчество А. популярно, Алекс-е ученые – 10 книг по темам -
стих – разные стопы, повторяющиеся в ритмически сложном чередовании
Сапфо VII
Возглавляла один из девичьих союзов, главная функция союза – воспитание молодого поколения. Участницы – мусополы (служительницы Муз) → узкий мир девичьего окружения → определяет поэзию. Тоже пережила изгнание. Был муж, дочь, брат.
Гимн к Афродите – 1-ое дошедшее целиком
-
в строгих традициях гимна -
открывается обращением к богине с перечислением всех её эпитетов
-
условный поэтический язык, понятный для всех современников -
попытка изобразить чувства через внутреннее состояние -
свадебные песни – в обычной фольклорной манере. Песни для жениха и невесты, плачи -
иногда – мифологические сюжеты (свадьба Гектора и Андромахи), но пользуется средствами лирического изображения -
часто – стихи о расставаниях, напутствия и утешения -
С. называли 10-й музой Эллады -
Алекс-е ученые – 9 книг по ритмико-мелодическим типам
Анакреонт 2/2 VI
родился на о. Теос, но о. захвачен Персами→вынужден уехать→Фракия→о. Самос→Афины
-
темы песен – Диониса, Эрота, Афродиту, вино, любовь, веселье -
язык контрастен и ясен, строфы кратки -
изображает Эрота ребенком (первый) -
элегии, ямбы, военные песни и гимны
Хоровая мелика
- входила в ритуал праздника. Под кифару исполнялись гимны богов. В честь Диониса – дифирамб, Ареса и Аполлона – пэан. Просодии – маршевые песни. Гипорхемы – песни плясок. Парфении – песни девушек. Трены – похоронные песни. Энкомии – песни в честь отличившихся граждан. Эпиникии – победные песни (победителям). Родина – Лесбос (авторская переработка)
Алкмảн
Из Малой Азии.
-
большинство песен – Парфении, он руководил хором, песня:
-
предназначалась для однократного исполнения -
имела собственную мелодию и ритм -
построение строфично -
в содержании – 3 основные части:
-
обращение к богам и рассказ из мифологического прошлого -
общие дидактические рассуждения -
личные отступления поэта
-
в раскрытии чувств – много общего с Сапфо, но лексика песен – гомеровская
Стесихор VI
Сицилия
-
повествовательный характер -
сюжеты – из эпических сказаний -
основное внимание – чувствам, а не действиям героев -
отрывок из песни С. о пребывании Телемаха в Спарте
Ивик 2/2 VI
южная Италия
-
как у Стесихора – четко прослеживается влияние эпических традиций -
с Анакреонтом при дворе тирана Поликрата, посвятил ему первый энкомий (начал жанр)
Симонид Кеосский 2/2 VI -1/2 V
-
прославляет доблесть человека, требуя, чтобы память о нем была сохранена. : «живопись – немая поэзия, поэзия – говорящая живопись» -
писал трены, первый стал прославлять воинов, падших в бою -
представление об идеальном гражданине – гармония физ. и интел. сил -
противопоставляет свое творчество (дидактическая цель) развлекательной поэзии -
мифологические сюжеты использует по-своему (ех: миф о Данае, сын – Персей → плач)
Пиндар 1/2 V
рядом с Фивами (где Гесиод), учился в Афинах, путешествовал по всей Элладе
-
Алекс-е ученые – 17 книг по виду песен. Фрагменты и 4 книги эпиникиев. (Олимпийские, пифийские, немейские, истмийские игры) -
первый стал писать эпиникии Симонид, но для П. доблесть представляла собой наследственную привилегию аристократов -
каждая песня – отдельному конкретному подвигу
эпиникий:
-
указание причины его исполнения -
лишь 1 человек удостоился главной награды -
характеристика победителя и его рода + миф (о предках / подходящий)
Вакхилид
Иония
-
14 эпиникиев и 6 дифирамбов -
поверхностен, но точен и легок
7. Трагедия, театр
В основе драмы – культ Диониса
В VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни.
Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos. Рассказывались разные мифические истории о боге.
Писистрат в 20-е VI издал указ, чтобы в дни великих Дионисиев ставить представления на сцене → узаконил постановки.
Конец VI - строили театр. Афины – Акрополь.
-
на открытом воздухе -
актеры – только мужчины -
форма подковы, в центре – круглая площадка (d=27м) -
в центре – алтарь -
площадка – орхестра – место для хора. На орхестру вели украшенные проходы – пароды. -
за орхестрой – скена, в ней хранился реквизит -
после усовершенствовали сцену – параскении (два выступающих павильона) -
потом построили отдельный проскений (логейон) для актеров -
периакты – призмы - декорации -
актеры – в масках, в масках – рупор. -
выступать мог только честный человек, с хорошей репутацией (он как жрец в культе) -
двигались медленно (величие) -
хорошая акустика (форма раковины, крутизна холма) -
места – «театр», вмещал 17 тыс. зрителей (некоторые историки: больше)
Родственен китайскому театру (маски, только мужчины). Профессия актера почетна.
Костюмы:
-
трагедия – старинные длинные одеяния, котурны – обувь с ходулеобразными подошвами -
комедия, сатировская драма – приближены к обычным. Маски нарочито уродливые
На Великие Дионисии (6 дней, весенний праздник возрождения природы) 3 дня посвящалось театру – драматический агон (представления в форме состязания). Состязались 3 трагедийных поэта, каждый представлял тетралогию (3 трагедии и 1 сатировская драма) три комедийных поэта (по 1 комедии). 10 судей выбирали лучшего. (+Ленеи)
В трагедии миф впервые становится средством раскрытия современной поэту действительности.
Демократия – все свободные мужчины выбирали архонтов (1 на округ), главный – Василес. Архонт выбирал поэтов, которые могли ставить пьесы. Первый поставил свое произведение Феспид.