Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В 20 лет выступил на драматических состязаниях.
Написал 100 пьес (в Византийскую эпоху его не переписывали – христианство, а он писал про плотскую любовь, в XIV в монастырях сожгли его тексты). В 1905 Лефевр, раскопки в Афродитополе – найден глиняный сосуд с юридическими бумагами, прикрыт папирусным кодексом («рукописью») с четырьмя пьесами (⅔ пьесы «Третейский суд», ½ «Отрезанной косы», еще 2). 1956 – найдена еще одна пьеса (целиком) – «Угрюмец» (=«Мизантроп», =«Нелюдим»). 1964 – найдены куски комедии «Щит».
Главное не сюжет, а проникновение характеров.
Дидаскалия – данные о постановке – Менандр получил первую награду за «Угрюмца» (ранняя пьеса).
Аттика, поселок, два дома, 1 – старик Климон с ужасным характером и старой рабыней, 2 – совсем бедная бывшая жена с сыном, рабом Давом………………..Горгий женится на сестре Састрата. В конце – обращение к Нике.
Разные типы героев, рабов.
«Третейский суд»
Харисий и Панфила.
Положительный герой совершил насилие над девушкой, она только сняла с него кольцо. Его женят на Панфиле. Он уезжает, она рожает, подбрасывает ребенка (положила и кольцо), два раба находят его. Один хочет вещи оставить себе, а ребенка отдать. Судья – отец девушки – отдает вещи с ребенком. Юноше рассказывают это, он заводит роман с рабыней, которая сочувствует Панфиле, соединила их.
→ драматическая интрига, 5 пьес.
Новая комедия:
-
далека от политики -
бытовая драма (хор не играет роли в действии) -
статичные типы (влюбленный юноша, хвастливый воин, парасит, старик)
16. Александрийская поэзия
Александрийская – условное название, т.к. литературных центров было много, но Александрия – самый крепкий и знаменитый (библиотека – ½ млн. свитков). В Александрию приезжали ученые и литераторы из всех греческих городов. О. Родос (Колосс Родосский), (знаменитая школа философов) + о. Кос (врач Гепократ).
Герод (Геронд)
Не очень знаменит. Это не эпоха в литературе, но это очень типичный представитель этого времени. В 1891 был опубликован папирус из британского музея, содержал 7 произведений Герода.
Писал мимиямбы – маленькие сценки хромым ямбом (как бы спотыкается в одном месте в строках). В них одна или несколько ролей (обычно 2-3).
Жил в Александрии, какое-то время жил на о. Кос, т.к. сценка жертвоприношения в храме Асклепия – точно описал храм.
Зарисовки реалистичные. Описывал людей низшего класса – против официоза других Александрийских поэтов.
«Жертвоприношения в храме Асклепия»
Две простые женщины приносят жертву в храме Асклепия и любуются красотой храма. Это малокультурные люди.
«Ревнивица»
У девушки был красивый раб-любовник. Она узнает, что он ей изменил и отдает приказ наказать его по 1000 ударов по спине и животу. Его отмазала другая рабыня.
«Сводня»
К женщине, у которой муж в отъезде, приходит сваха, говорит, что в нее влюблен мужчина и готов за нее заплатить. Женщина сваху выгоняет.
«Балаганчик»
«Учитель»
Мать просит учителя наказать своего сына за то, что тот не учился, а играл в азартные игры на деньги.
Особенности:
-
у каждого персонажа свой язык, простонародный -
не предназначались для прочтения на сцене -
развлекательная функция, а не учительская -
цель поэзии – показывать жизнь, а не осмеивать, не осуждать
Феокрит
Теокрит – «божья сила». Родился в ½ III до н. э. На серебряном блюде, хранящемся в ленинградском Эрмитаже и изготовленном в VI в. н.э., среди стада животных изображен необычный пастух.
Очень знаменит, оказал влияние на европейскую литературу.
Жил на Сицилии → переехал в Александрию.
Представитель буколической поэзии – пастухи пели на природе. Были и соревнования, не такие торжественные, как у ораторов, но на животное.
В городах ужасная теснота, улицы узкие, мощеные – грохот колес → хотели обратно в деревню → нравилась сельская буколическая поэзия.
Писал идиллии («картинка»). Из его 800 произведений дошло 30 стихотворений, 12 буколик, 4 мима, 25 эпиграмм, 1 фигурный стих – «Свирель», 8 эпилий (малый эпос), хвалебные начальникам.
«Тирсис» (идиллия)
Пастух вместе с козопасом. Пастух Тирсис рассказывает козопасу, что хорошо поет. Козопас говорит, что у него есть очень красивый кубок и просит спеть. За песню отдает кубок.
Появляется умилительный пейзаж, имеет большое влияние на всю дальнейшую литературу. У Феокрита всегда чудная погода. Благостный пейзаж → однообразно.
«Женщины на празднике Идониса
» (№15)
Две провинциальные (из Сицилии) женщины пришли на праздник, толпы зевак, солдаты, конница. Одна – сварливая, другая – хитрая. Пробиваются ко дворцу, там выступает певица. Они в восторге. Картина уже не такая благостная.
«Колдунья» (№3)
Девица Семайта влюбилась в парня, 2 недели сохла, послала рабыню – привела. Парень, Дельфис – сразу признался в любви, все пучком. Но ухажер разлюбил → Самайта ночью колдовать. Решает, приворожить колдовством, или извести? все рассказывает Селене (луна)
Каллимах (300 – 245 до н. э.) («прекрасно воюющий»)
Очень знаменитый поэт. Знатный род, очень ученый человек, учился в Афинах, учитель в Александрии → приглашен в библиотеку составить каталог, открыл там гимнасии. Его ученики очень знамениты (Аполлоний Родосский – ученый).
«Таблицы»
- перечень произведений, распределенных по жанрам, и авторов с краткой биографической справкой. 120 книг. Не дошли, но отрывки из них часто цитируют другие писатели. Первая научная библиография.
Дошло 6 гимнов и 64 эпиграммы, + отрывки.
Эпилий Гекала
Дошло не полностью.
«Причины», 4 книги.
Объясняет, почему то или иное явление так называется (≈ этимологические объяснения). Старушка Гекала, жившая в Аттике приютила царя Тесея, афинского царя → он назвал село и праздник Зевса по имени старушки.
Исчезают сложные размеры. Остаются элегический дистих, гекзаметр (гимны), ямб и трахей (эпиграммы).
Считал, что классические античные жанры устарели
17. Лукиан (120-180)
-
осмеивал мифы, философию (в это время идут споры разных философских школ), олимпийскую религию и религии других народов, христианство как новую секту, сатирик -
лишен предрассудков -
творчество публицистично – привлекает -
остроумный человек, ирония везде, но ирония исторически ограниченная -
первый переводчик - Ломоносов
Л. был сирийцем (→не грек), из семьи бедного ремесленника. Родители хотели обучить его ремеслу, но его влекла слава софиста (историческая преемственность → вторая софистика. Она опиралась не греч. древность). Бежал из мастерской скульптора. Долго занимался риторикой. Как софист посетил Италию, недолго занимал кафедру риторики в одной из общин Галлии; достигнув некоторой известности и благосостояния, он вернулся на восток и выступал с публичными чтениям. Конец жизни Лукиан провел на императорской службе, занимая видный пост в канцелярии наместника Египта.
Разговоры гетер
Воспроизводятся ситуации типа средней и новой комедии с их мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам».
Похвала Мухе
Описывает как муха превосходит человека, кузнечиков, летучих мышей. Говорит какие у неё крылья, глазки, что ходит она на 4, а не на 6 ногах. Рождается муха из мёртвых людей или животных. Ест с людьми всё кроме елея, ибо это для неё смерть. Далее приводит в пример Гомера, который тоже муху прославлял в Илиаде. Мухи спариваются в полёте. Муха перует и есть подле людей, пробует всё раньше, чем люди. У мухи нет гнезда, миф о мухе, которую превратила Селена (богиня луны) за то что та подсмеивалась над её возлюбленным. Пишет ещё, что в Аттике жила женщина-поэтесса, по имени муха. Бывают и долговечные мухи – «собаки», они переживают всю зиму без еды. Делают то, что положено мухам и т.д.
-
сильное влияние риторики
Разговоры богов
-
Зевс и Гефест. Высмеивается миф о рождении Афины -
Гермес и Гелий. О похождениях Зевса, продление ночи, дабы сотворить героя. -
Гермес и Мая (его мать) жалобы Гермеса на жизнь
-
направляет сатиру против религии: с позиций рационалиста разоблачает отжившую античную религию, не щадит и возникающее христианство, против суеверий -
Олимп → типичный провинциальный город, где ссорятся, обжираются, дерутся, сплетничают и обманывают. Как кумушки-соперницы спорят Гера и возлюбленная Зевса, богиня Латона. Миф о суде Париса → встреча хитрого пастуха с тремя красотками. Мифы о рождении Афины и Диониса → веселый фарс с роженицей-Зевсом в главной роли
Зевс трагический
На Олимпе паника – слух о том, что на земле философы заспорили, есть ли боги. Каждый бог высказывает свои опасения, ворчит, бодрится или опасается. Боги приоткрывают свои ворота, ничего не понимают в речах философов, успокаиваются, решив, что на земле ещё много людей, которые не сомневаются в их существовании.
-
антирелигиозная сатира
Разговоры в царстве мертвых
-
Гермес и Харон. Гермес покупает Харону всякие снасти для лодки и говорит сколько тот ему должен. А Харон отвечает, что сейчас отдать не может, нужен мор или чума, тогда будет много трупов = много денег. -
Харон Гермес и другие Мёртвые. Гермес приказал снять мёртвым всё, что мешает лодке перевести их (тяжести) только Миниппу он разрешает взять с собой всё (свободу духа, беззаботность, благородство и смех)
-
менипповские диалоги кинического содержания -
осмеяние богачей, которым в царстве мертвых хуже бедняков – отголоски настроений низов империи
18. Греческий роман
-
рассказы о путешествиях или приключениях + любовная история = роман (название придумано в средневековье) -
история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока -
первые романы – герои – мифологические персонажи -
основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе -
приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен -
неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти» -
персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности, имеет второстепенное значение. -
романисты: Антоний Диоген, Харитон («История Херея и Каллирои»), Ксенофонт Эфесский («Эфесская повесть об Анфии и Габрокоме»), Ахилл Татий(«Левкиппа и Клитофонт»), Гелиодор («Эфиопка»)
«Дафнис и Хлоя», Лонг (II — Ш вв.)
Действие – не о. Лесбосе, рядом с г. Мителины. И Дафнис (с козой, в кустах) и Хлоя (с овцой, в гроте, через 2 года) были подкинуты и выросли в среде пастухов. Это - подростки, почти дети; дружба переросла в любовь. Не понимают своих чувств и боятся их. Рост и осознание любовного желания развертываются параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года. Однажды к Лесбосу подплыло судно пиратов, в столкновении с которыми погиб наглый пастух, влюбленный в Хлою, а Дафнис едва не стал добычей разбойников. Вскоре началась война, Хлоя попала в плен, но её покровитель бог Пан её спас. Теперь единственное препятствие к браку – бедность Дафниса. Случайно он находит кошель с много денег на берегу, стал богат. Теперь не хватает разрешения хозяев. Вскоре в деревню приехали господа, но новая беда: хозяйский сын хочет подарить Дафниса приятелю. Тут выясняется, что Дафнис – родной сын хозяев. Теперь мешает происхождение Хлои. Но один из гостей, известный богач признает в ней свою дочь. Свадьба.