Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Durov.com: История античной литературы История античной литературы Литература Древней Греции 11. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 12. Гомеровский вопрос 23. Художественные особенности гомеровского эпоса 44. Гесиод 55. Элегическая и ямбическая лирика 66. Мелическая поэзия 77. Трагедия, театр 98. Эсхил (425/4 – 456) 109. Софокл (496-406) 1110. Еврипид 1211. Комедия. Аристофан 1412. Философская проза 1613. Историография 1814. Ораторская проза 2015. Новая аттическая комедия. Менандр 2116. Александрийская поэзия 2317. Лукиан (120-180) 2518. Греческий роман 26Литература Древнего Рима 271. Хронология римской литературы, её особенности и историческое значение 272. Тит Макк Плавт (250-184) 273. Публий Теренций Афр (195-159) 284. Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) 295. Гай Юлий Цезарь (100 – 44) 306. Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) 307. Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.) 318. Квинт Гораций Флак (65-8) 339. Публий Овидий Нарон 3410. Овидий – мифологические поэмы 3611. Овидий – период изгнания 3712. Публий Вергилий Марон (70 – 19) 3813. «Энеида» 3914. Римские историки. 3915. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) 4116. Децим Юлий Ювенал (50/60 –>127) 4317. Гай Петроний Арбитр (I в) 4318. Апулей 4319. Марк Валерий Марциал 45 Литература Древней Греции 1. Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение

5. Элегическая и ямбическая лирика Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Эл. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.Древнегреческая лирика по характеру исполнения: монодии хоровые песни Мелические – отличались многообразием размеров.Возникает в обстановке борьбы аристократии и поднявшимся $ народом.Архилох (сер VII до н.э. – по затмению) Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство → беден. Был воином и поэтом, героизирован после смерти. Особенности: стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события новое понимание чести – про себя пишет, что бросил щит, но спас жизнь, а щит и лучше найдет гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный») сближение героя и слушателя взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности любовные стихи – только к гетерам (к жене не принято), не важны Жанры:

Литература Древнего Рима

13. «Энеида» Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.Каждый эпизод – эпилии.Содержит общеиталийские картины, потом римские.«гомеровские мотивы»:О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Троисцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектораолимпийский планОсобенности: посвящена и прошлому, и настоящему в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон соотносит мифологическое прошлое и современность судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. и Эней и Дидона показаны в развитии роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним. 14. Римские историки. Луций Ливий Андроник (275-200)Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.Особенности: главные герои отрицательные стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) сентенции антитезы риторические вопросы контрасты народные слова → аномалист термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монографиявзгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История»целиком не дошлаизложены события от смерти Суллы (78) до 67Уже не видит светлых периодов в римской истории.Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.«От основания города»142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».Особенности творчества: живой и увлекательный рассказ стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) повествование делится на отдельные законченные эпизоды восхищение римской стариной преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (55 -

15. Луций Анней Сенека (4 до н.э – 65) Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)



В 20 лет выступил на драматических состязаниях.

Написал 100 пьес (в Византийскую эпоху его не переписывали – христианство, а он писал про плотскую любовь, в XIV в монастырях сожгли его тексты). В 1905 Лефевр, раскопки в Афродитополе – найден глиняный сосуд с юридическими бумагами, прикрыт папирусным кодексом («рукописью») с четырьмя пьесами (⅔ пьесы «Третейский суд», ½ «Отрезанной косы», еще 2). 1956 – найдена еще одна пьеса (целиком) – «Угрюмец» (=«Мизантроп», =«Нелюдим»). 1964 – найдены куски комедии «Щит».

Главное не сюжет, а проникновение характеров.

Дидаскалия – данные о постановке – Менандр получил первую награду за «Угрюмца» (ранняя пьеса).

Аттика, поселок, два дома, 1 – старик Климон с ужасным характером и старой рабыней, 2 – совсем бедная бывшая жена с сыном, рабом Давом………………..Горгий женится на сестре Састрата. В конце – обращение к Нике.

Разные типы героев, рабов.

«Третейский суд»

Харисий и Панфила.

Положительный герой совершил насилие над девушкой, она только сняла с него кольцо. Его женят на Панфиле. Он уезжает, она рожает, подбрасывает ребенка (положила и кольцо), два раба находят его. Один хочет вещи оставить себе, а ребенка отдать. Судья – отец девушки – отдает вещи с ребенком. Юноше рассказывают это, он заводит роман с рабыней, которая сочувствует Панфиле, соединила их.

→ драматическая интрига, 5 пьес.

Новая комедия:

  1. далека от политики

  2. бытовая драма (хор не играет роли в действии)

  3. статичные типы (влюбленный юноша, хвастливый воин, парасит, старик)

16. Александрийская поэзия



Александрийская – условное название, т.к. литературных центров было много, но Александрия – самый крепкий и знаменитый (библиотека – ½ млн. свитков). В Александрию приезжали ученые и литераторы из всех греческих городов. О. Родос (Колосс Родосский), (знаменитая школа философов) + о. Кос (врач Гепократ).

Герод (Геронд)

Не очень знаменит. Это не эпоха в литературе, но это очень типичный представитель этого времени. В 1891 был опубликован папирус из британского музея, содержал 7 произведений Герода.

Писал мимиямбы – маленькие сценки хромым ямбом (как бы спотыкается в одном месте в строках). В них одна или несколько ролей (обычно 2-3).


Жил в Александрии, какое-то время жил на о. Кос, т.к. сценка жертвоприношения в храме Асклепия – точно описал храм.

Зарисовки реалистичные. Описывал людей низшего класса – против официоза других Александрийских поэтов.

«Жертвоприношения в храме Асклепия»

Две простые женщины приносят жертву в храме Асклепия и любуются красотой храма. Это малокультурные люди.

«Ревнивица»

У девушки был красивый раб-любовник. Она узнает, что он ей изменил и отдает приказ наказать его по 1000 ударов по спине и животу. Его отмазала другая рабыня.

«Сводня»

К женщине, у которой муж в отъезде, приходит сваха, говорит, что в нее влюблен мужчина и готов за нее заплатить. Женщина сваху выгоняет.

«Балаганчик»

«Учитель»

Мать просит учителя наказать своего сына за то, что тот не учился, а играл в азартные игры на деньги.

Особенности:

  1. у каждого персонажа свой язык, простонародный

  2. не предназначались для прочтения на сцене

  3. развлекательная функция, а не учительская

  4. цель поэзии – показывать жизнь, а не осмеивать, не осуждать

Феокрит


Теокрит – «божья сила». Родился в ½ III до н. э. На серебряном блюде, хранящемся в ленинградском Эрмитаже и изготовленном в VI в. н.э., среди стада животных изображен необычный пастух.

Очень знаменит, оказал влияние на европейскую литературу.

Жил на Сицилии → переехал в Александрию.

Представитель буколической поэзии – пастухи пели на природе. Были и соревнования, не такие торжественные, как у ораторов, но на животное.

В городах ужасная теснота, улицы узкие, мощеные – грохот колес → хотели обратно в деревню → нравилась сельская буколическая поэзия.

Писал идиллии («картинка»). Из его 800 произведений дошло 30 стихотворений, 12 буколик, 4 мима, 25 эпиграмм, 1 фигурный стих – «Свирель», 8 эпилий (малый эпос), хвалебные начальникам.

«Тирсис» (идиллия)

Пастух вместе с козопасом. Пастух Тирсис рассказывает козопасу, что хорошо поет. Козопас говорит, что у него есть очень красивый кубок и просит спеть. За песню отдает кубок.

Появляется умилительный пейзаж, имеет большое влияние на всю дальнейшую литературу. У Феокрита всегда чудная погода. Благостный пейзаж → однообразно.

«Женщины на празднике Идониса

» (№15)

Две провинциальные (из Сицилии) женщины пришли на праздник, толпы зевак, солдаты, конница. Одна – сварливая, другая – хитрая. Пробиваются ко дворцу, там выступает певица. Они в восторге. Картина уже не такая благостная.

«Колдунья» (№3)

Девица Семайта влюбилась в парня, 2 недели сохла, послала рабыню – привела. Парень, Дельфис – сразу признался в любви, все пучком. Но ухажер разлюбил → Самайта ночью колдовать. Решает, приворожить колдовством, или извести? все рассказывает Селене (луна)

Каллимах (300 – 245 до н. э.) («прекрасно воюющий»)

Очень знаменитый поэт. Знатный род, очень ученый человек, учился в Афинах, учитель в Александрии → приглашен в библиотеку составить каталог, открыл там гимнасии. Его ученики очень знамениты (Аполлоний Родосский – ученый).

«Таблицы»

- перечень произведений, распределенных по жанрам, и авторов с краткой биографической справкой. 120 книг. Не дошли, но отрывки из них часто цитируют другие писатели. Первая научная библиография.

Дошло 6 гимнов и 64 эпиграммы, + отрывки.

Эпилий Гекала

Дошло не полностью.

«Причины», 4 книги.

Объясняет, почему то или иное явление так называется (≈ этимологические объяснения). Старушка Гекала, жившая в Аттике приютила царя Тесея, афинского царя → он назвал село и праздник Зевса по имени старушки.

Исчезают сложные размеры. Остаются элегический дистих, гекзаметр (гимны), ямб и трахей (эпиграммы).

Считал, что классические античные жанры устарели

17. Лукиан (120-180)





  • осмеивал мифы, философию (в это время идут споры разных философских школ), олимпийскую религию и религии других народов, христианство как новую секту, сатирик

  • лишен предрассудков

  • творчество публицистично – привлекает

  • остроумный человек, ирония везде, но ирония исторически ограниченная

  • первый переводчик - Ломоносов


Л. был сирийцем (→не грек), из семьи бедного ремесленника. Родители хотели обучить его ремеслу, но его влекла слава софиста (историческая преемственность → вторая софистика. Она опиралась не греч. древность). Бежал из мастерской скульптора. Долго занимался риторикой. Как софист посетил Италию, недолго занимал кафедру риторики в одной из общин Галлии; достигнув некоторой известности и благосостояния, он вернулся на восток и выступал с публичными чтениям. Конец жизни Лукиан провел на императорской службе, занимая видный пост в канцелярии наместника Египта.


Разговоры гетер

Воспроизводятся ситуации типа средней и новой комедии с их мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам».

Похвала Мухе

Описывает как муха превосходит человека, кузнечиков, летучих мышей. Говорит какие у неё крылья, глазки, что ходит она на 4, а не на 6 ногах. Рождается муха из мёртвых людей или животных. Ест с людьми всё кроме елея, ибо это для неё смерть. Далее приводит в пример Гомера, который тоже муху прославлял в Илиаде. Мухи спариваются в полёте. Муха перует и есть подле людей, пробует всё раньше, чем люди. У мухи нет гнезда, миф о мухе, которую превратила Селена (богиня луны) за то что та подсмеивалась над её возлюбленным. Пишет ещё, что в Аттике жила женщина-поэтесса, по имени муха. Бывают и долговечные мухи – «собаки», они переживают всю зиму без еды. Делают то, что положено мухам и т.д.

  • сильное влияние риторики

Разговоры богов

  1. Зевс и Гефест. Высмеивается миф о рождении Афины

  2. Гермес и Гелий. О похождениях Зевса, продление ночи, дабы сотворить героя.

  3. Гермес и Мая (его мать) жалобы Гермеса на жизнь

  • направляет сатиру против религии: с позиций рационалиста разоблачает отжившую античную религию, не щадит и возникающее христианство, против суеверий

  • Олимп → типичный провинциальный город, где ссорятся, обжираются, дерутся, сплетничают и обманывают. Как кумушки-соперницы спорят Гера и возлюбленная Зевса, богиня Латона. Миф о суде Париса → встреча хитрого пастуха с тремя красотками. Мифы о рождении Афины и Диониса → веселый фарс с роженицей-Зевсом в главной роли

Зевс трагический

На Олимпе паника – слух о том, что на земле философы заспорили, есть ли боги. Каждый бог высказывает свои опасения, ворчит, бодрится или опасается. Боги приоткрывают свои ворота, ничего не понимают в речах философов, успокаиваются, решив, что на земле ещё много людей, которые не сомневаются в их существовании.

  • антирелигиозная сатира

Разговоры в царстве мертвых

  1. Гермес и Харон. Гермес покупает Харону всякие снасти для лодки и говорит сколько тот ему должен. А Харон отвечает, что сейчас отдать не может, нужен мор или чума, тогда будет много трупов = много денег.

  2. Харон Гермес и другие Мёртвые. Гермес приказал снять мёртвым всё, что мешает лодке перевести их (тяжести) только Миниппу он разрешает взять с собой всё (свободу духа, беззаботность, благородство и смех)


  • менипповские диалоги кинического содержания

  • осмеяние богачей, которым в царстве мертвых хуже бедняков – отголоски настроений низов империи

18. Греческий роман





  • рассказы о путешествиях или приключениях + любовная история = роман (название придумано в средневековье)

  • история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока

  • первые романы – герои – мифологические персонажи

  • основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе

  • приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен

  • неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти»

  • персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности, имеет второстепенное значение.

  • романисты: Антоний Диоген, Харитон («История Херея и Каллирои»), Ксенофонт Эфесский («Эфесская повесть об Анфии и Габрокоме»), Ахилл Татий(«Левкиппа и Клитофонт»), Гелиодор («Эфиопка»)

«Дафнис и Хлоя», Лонг (II — Ш вв.)

Действие – не о. Лесбосе, рядом с г. Мителины. И Дафнис (с козой, в кустах) и Хлоя (с овцой, в гроте, через 2 года) были подкинуты и выросли в среде пастухов. Это - подростки, почти дети; дружба переросла в любовь. Не понимают своих чувств и боятся их. Рост и осознание любовного желания развертываются параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года. Однажды к Лесбосу подплыло судно пиратов, в столкновении с которыми погиб наглый пастух, влюбленный в Хлою, а Дафнис едва не стал добычей разбойников. Вскоре началась война, Хлоя попала в плен, но её покровитель бог Пан её спас. Теперь единственное препятствие к браку – бедность Дафниса. Случайно он находит кошель с много денег на берегу, стал богат. Теперь не хватает разрешения хозяев. Вскоре в деревню приехали господа, но новая беда: хозяйский сын хочет подарить Дафниса приятелю. Тут выясняется, что Дафнис – родной сын хозяев. Теперь мешает происхождение Хлои. Но один из гостей, известный богач признает в ней свою дочь. Свадьба.