Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из всего вышесказанного, самым частым из всех недостатков речевой динамики у детей с ЗПР являются именно проблемы в звуковом произношении, а именно: пропуски, смешение, искажение и замены звуков, чаще всего артикуляторно сложных (шипящие, сонорные, свистящие).

Искажения произношения звуков наделены следующими особенностями: дефекты строения речевого аппарата, искажения артикуляционной моторики, ярко выраженные трудности в слуховом и наглядном различении звуков. Так как коррекция звукового произношения детей дошкольного возраста с ЗПР происходит сложнее и дольше, нежели та же работа со здоровыми сверстниками, им нужна специальная логопедическая помощь. В дальнейшей работе для формирования правильного звукового произношения потребуется постановка звуков, а также развитие речевого дыхание, артикуляционной подвижности, развитие фонематических процессов, обучение дифференцированию звуков.


2. Экспериментальное исследование нарушений звукопроизношения детей 7 года жизни с задержкой психического развития

2.1. Диагностическое исследование звукопроизношения детей 7-го года жизни с задержкой психического развития
Цель экспериментального исследования: создать и включить в работу коррекции звукового произношения у детей семилетнего возраста.

Экспериментальное исследование включает три этапа:

• Констатирующий этап (сентябрь – октябрь 2022 года) – определение базиса исследования, выборка дошкольников экспериментальной и контрольной группы, проведение диагностического обследования звукопроизношения дошкольников, интерпретация результатов.

• Формирующий этап (ноябрь – 2022 года – апрель 2023 года) – составление и апробация программы по формированию звукопроизношения детей экспериментальной группы с задержкой психического развития, проведение групповых занятий.

• Контрольный этап (май 2023 года) – проведение повторного диагностического обследования звукопроизношения дошкольников, интерпретация результатов.

Первым этапом экспериментального исследования является констатирующий этап. Цель: выявление актуального уровня сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы с ЗПР.

Учитывая цель вышеупомянутого этапа экспериментальной работы, были оформлены следующие задачи:

Установить базис работы.

Собрать диагностический инструментарий для исследования звукового произношения дошкольников старшего возраста.

Сделать анализ звукового произношения старших дошкольников с ЗПР, установить виды нарушений звукопроизношения у воспитанников.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад No19 г. Йошкар-Олы «Василёк» 13 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Ромашка» составили экспериментальную группу, МБДОУ «Детский сад No37 г. Йошкар-Олы «Красная шапочка» 14 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Малинка» вошли в контрольную группу.

Чтобы сделать достойный анализ произношения детей, нам потребовалась методика, разработанная и предложенная специалистом Е.Ф. Архиповой [2]. Ее методика отличается тем, что в ней собраны все необходимые инструкции и пояснения для полноценной работы логопеда. Если говорить точнее, то она включает в себя как отдельно воспроизводимость звуков, так и их включение в слова, предложения или текст. В ходе исследования состояния звукового произношения отмечается не только число искаженных звуков, но и особенности искажения произнесения (искажение, отсутствие, замена, смешение) в разнообразных фонетических ситуациях, четкость,

понятность произношения, умение дифференцировать звуки. Полное описание методики было оформлено в Приложении 1.

Нами были обеспечены благоприятные условия проведения диагностического обследования. Обследование проводилось индивидуально, в устной форме. Для проведения было выбрано наиболее удобное время (вторая половина дня, время, отведённое для самостоятельной деятельности), отвечающее условиям звукоизоляции место (кабинет логопеда). Для того, чтобы испытуемые чувствовали себя благоприятно, нами предварительно был установлен контакт: проведено знакомство с помощью социально- коммуникативной игры, проведены индивидуальные беседы, организовано присутствие на логопедических занятиях и во время режимных моментов.

Представим результаты диагностики возможности изолированного произнесения звука у дошкольников экспериментальной и контрольной с задержкой психического развития. Протокол обследования представлен в Приложении 2 и 3. Сводные результаты представим в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики возможности изолированного произнесения звука дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

8

62%

9

64%

Низкий

5

38%

5

36%

Исходя из данных в таблице первой мы видим, что ни у одного испытуемого не выявлен высокий уровень развития возможности изолированного произнесения звука. Данный результат говорит о том, что у всех дошкольников с ЗПР имеются нарушения звукопроизношения.


У 62% испытуемых (8 детей) группы в эксперименте и 64% испытуемых (9 детей) контрольной группы отмечено среднее развитие звукопроизношения изолированного звука, то есть нарушено произношение одного, двух или трёх звуков. У дошкольников с нарушением произношения одного звука, как правило, отсутствуют сонорные звуки ([р], [й], [л]). В случае нарушения двух или трёх звуков было выявлено также отсутствие сонорных и свистящих звуков. Например, у испытуемого No6 экспериментальной группы выявлено отсутствие звуков [р] и [р’], у испытуемого No8 этой же группы выявлено отсутствие звуков [л] и [л’]. У испытуемого No11 контрольной группы выявлены нарушения в произношении звуков [с], [с’], [ц].

У 38% испытуемых (5 детей) группы эксперимента и 36% испытуемых (5 детей) контрольной группы выявлено слабое развитие изолированного звукопроизношения. У данных воспитанников нарушено звукопроизношение более 3 звуков. Например, у испытуемого экспериментальной группы No1 отмечено нарушение звукопроизношения пяти свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. Нарушения свистящих звуков у детей с ЗПР, по-видимому, связаны с недоразвитием речеслухового анализа. Выявленное нарушение свидетельствует о наличии у дошкольника сигматизма. У остальных испытуемых, составивших данную группу, выявлено нарушение произношения 4 звуков. Например, у испытуемого No3 контрольной группы нарушено произношение сонорных звуков [ц], [р], [р’] [й].

Полученные результаты говорят о том, что у всех испытуемых с задержкой психического развития отмечаются нарушения изолированного звукопроизношения, при этом фиксируется нарушение произношения более одного звука. Среди обследованных детей преобладают нарушения произношения свистящих и сонорных звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц], [р], [р’], [л], [л’], [й].

Далее представим результаты диагностики возможности произношение звука в слогах разнообразной структуры детей дошкольного возраста с ЗПР. Протокол обследования оформлен в Приложении 2 и 3. Сводные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики возможности произнесения звука в слогах разной конструкции дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

7

54%

7

50%

Низкий

6

46%

7

50%


По предоставленным в таблице данным видим, что ни у одного испытуемого не выявлен высокий уровень развития возможности произнесения звука в слогах разной конструкции. Иными словами, все обследованные дошкольники с ЗПР не смогли верно повторить предложенные слоги.

У 54% испытуемых (7 дошкольников) группы эксперимента и 50% испытуемых (7 дошкольников) контрольной группы выявлено среднее развитие возможности произнесения звука в слогах разной конструкции. Так, у испытуемого No8 экспериментальной группы отмечено отсутствие звука [л] в слогах закрытого типа со стечением согласных звуков. У испытуемого No12 контрольной группы отмечена замена звука [ц] со звуком [ч] в слогах со стечением гласного, согласного и согласного, произносимого верно.

У 46% испытуемых (6 дошкольников) экспериментальной группы и 50% испытуемых (7 дошкольников) контрольной группы выявлен низкий уровень развития возможности произнесения звука в слогах разной конструкции. Данные испытуемые допускали большое количество ошибок в звукопроизношении слогов, в целом отмечены нарушения, замены, пропуски 3 и более звуков. К примеру, у испытуемого No4 экспериментальной группы отмечено отсутствие звука [р] в слогах типа «ори», «арт»; замена звука [ш] на звук [c]. У испытуемого No9 контрольной группы выявлен неправильное произнесение слогов «сёл», «зон», «зло», «цап», «овс».

Анализ результатов проведения данной речевой пробы показал, что у всех детей 7-го года жизни с ЗПР нарушено звукопроизношение в слогах различной конструкции. При этом у большинства дошкольников нарушено звукопроизношение 2 и более звуков, а среди ошибок преобладают пропуски и замены звуков. Реже встречаются смешения звуков.

Далее нами было воспроизведено исследование возможности произношения звука в словах на различных позициях по отношению к началу, концу, середине слова у детей дошкольного возраста с ЗПР. Протокол обследования оформлен в Приложении 2 и 3. Сводный результат оформим в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты диагностики возможности произнесения звука в словах в разных позициях у дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

9

70%

8

56%

Низкий

4

30%

6

42%