Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3041

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- определяет основные параметры поведения всех людей.

1.2. Корпоративные нормативные акты. Эти нормативные акты в той или иной мере имеют место в различных организациях, но наиболее массивно они представлены в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек. Корпоративные нормативные акты опосредуют внутреннюю деятельность организаций, направлены на упорядочение их работы с учетом специфики конкретной организации. По этой причине их еще называют внутрифирменными или внутриорганизационными нормативными документами.

2. Индивидуальные документы. Они содержат решения индивидуального характера. Их особенность заключается в том, что они влекут правовые последствия в отношении конкретных лиц. В них находит отражение воля конкретных людей, направленная на установление, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Их можно разделить на три подвида.

2.1. Документы, фиксирующие юридические факты. Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы:

- документы, фиксирующие правовой статус субъектов (паспорт, свидетельство о браке, усыновлении, военный билет, документы об образовании, различного рода удостоверения и др.);

- документы, фиксирующие правовой режим объектов (технический паспорт автомашины, счет в сберегательном банке, сберегательная книжка, свидетельство о праве собственности на недвижимость, ценные бумаги и др.);

- документы, фиксирующие акты-события (свидетельство о рождении) или акты-действия (акт о нахождении на работе в нетрезвом состоянии).

2.2. Правореализационные документы. Речь идет об индивидуальных актах, в которых фиксируются волеизъявления или собственные решения субъектов права, осуществляя законопослушное поведение (договоры, доверенности, приказы руководителей организаций, расписки, жалобы, заявления и т.п.).

2.3. Правоприменительные документы. Их отличие состоит в том, что они имеют (для лиц, которым они адресованы) властный и обязательный характер. Навязывать волю субъектам права могут государственные органы, обладающие определенной компетенцией. Эти документы различаются в зависимости от видов государственных органов, их издающих: документы исполнительных органов власти (распоряжения Правительства, приказы министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, администраций субъектов Федерации, их отделов и управлений и т.п.) и документы правоохранительных органов, фиксирующие процессуальные действия, осуществляемые при расследовании и рассмотрении юридических дел (решения, приговоры, постановления, определения, заключения и др.). Система правовых актов представлена на рис. 6.1.

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Виды правовых документов │

└────────────────────────────────────────



┌────────────────────────┐

│ Нормативные акты │ │

└───────────────────────┘



┌──────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Законодательные │ │ Корпоративные │ │

└───────────────────┘ └───────────────────┘ │



┌──────────────────

┌──────────────────────────────────────────Индивидуальные акты

│ ┌─────────────────────────────────



┌──────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────────

│ Фиксирующие │ │ │ │ │

│ юридические │ │Правореализационные│ │Правоприменительные│

│ факты │ │ │ │ │

───────────────────┘ └──────────────────┘ └──────────────────

│ │ │



фиксирующие статус Договоры Распоряжения

│ субъектов Доверенности Решения

│ Приказы Приговоры

фиксирующие руководителей Определения

│ правовой режим Расписки Заключения

│ объектов Заявления Постановления

│ Жалобы Другие

└─ фиксирующие Другие

акты-события
Рис. 6.1. Виды юридических документов


6.3. Значение юридических документов
Оно состоит в следующем:

1) с помощью юридических документов средства правового регулирования - такие, как нормы права, соглашения, индивидуальные решения и др. - становятся объективированными и доступными для понимания и реализации субъектами права. Так, глядя на студенческий билет, кассир понимает, что перед ним студент, и без всяких вопросов выдает льготный проездной билет;



2) они позволяют достичь определенности в отношениях между людьми, прочности их правового положения. Например, согласие издать книгу, данное издателем устно, еще не порождает правоотношение, но письменный договор, где указаны все необходимые условия (объем издания, срок представления, размер гонорара и др.), обязует автора выполнить обусловленную работу;

3) юридические документы предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера. Так, усыновленный ребенок может чувствовать себя психологически комфортно: ведь у него появились родители (родитель), и это на всю жизнь (если по возрасту способен это осознать);

4) с их помощью юридическим действиям придается официальность, т.е. поддержка со стороны государства. Если, к примеру, в корпоративном нормативном акте обусловлено назначение ежеквартальной премии и работник все условия выполнил, то отказ администрации начислить премию может быть обжалован в суде.

Юридическая информация содержится не только в документах. Немалая ее часть документально не оформляется, а просматривается в действиях граждан, должностных лиц. Предположим, вы дарите какую-либо вещь подруге. Понятно, вещь переходит в ее собственность, но документ при этом не составляется. Или, инспектор ГИБДД жезлом показывает вам, что проезд по определенной части магистрали в данный момент запрещен. Неподчинение этому требованию грозит применением санкции.

Как видим, понятия "юридический акт" и "юридический документ" не совпадают. Однако издание юридических документов среди юридически значимых действий занимает в целом значительное место.


6.4. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота
Надлежащее оформление, хранение, выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие установления законности в стране. Вот почему государство, будучи небезразличным к нарушениям в сфере документооборота, устанавливает как административную, так и уголовную ответственность за правонарушения, связанные с юридическими документами.
Административная ответственность
1. Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации (
ст. 19.11 КоАП РФ).

Понятно, что здесь правонарушитель посягает на установленный порядок управления.

Объективно это выражается в том, что правонарушитель не соблюдает технологический цикл изготовления и/или правила использования (например, в деятельности своей частной фирмы), хранения (в том числе при себе, в офисе, в транспортном средстве), уничтожения (т.е. полной утилизации) бланков, печатей, штампов с изображением Государственного герба РФ.

Субъектами правонарушения могут быть граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста) и должностные лица, а также юридические лица, использующие в своей деятельности бланки с изображением Государственного герба РФ.

Наказание возможно, если будет установлен с их стороны прямой умысел.

Виновному назначается административный штраф.

2. Умышленные порча или утрата документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ).

Функция обороны в современно мире остается одной из важных. Вот почему законодатель ввел в КоАП РФ такой состав административного правонарушения. Его объектом является порядок воинского учета.

Внешне это правонарушение (объективная сторона) может выражаться в том, что виновный (а им может быть только военнообязанный):

1) умышленно портит (например, заливает краской, чернилами, загрязняет, рвет и иным образом приводит в непригодное состояние или уничтожает, например путем сжигания) военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву;

2) небрежно хранит упомянутые выше документы (например, оставляет в одежде на пляже или хранит на чердаке, в гараже рядом с инструментами и запчастями к машине и т.п.), в результате чего они утрачиваются, т.е. выходят из обладания владельца.

Субъектом анализируемого деяния являются только лица, состоящие на воинском учете (например, офицеры запаса).

Что же касается субъективной стороны, то она характеризуется или умыслом (в отношении порчи или уничтожения документа), или неосторожностью (в отношении хранения документа и его утраты).

Виновному назначается или предупреждение, или административный штраф.

Уголовная ответственность
1. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Предметом преступления могут быть:

- удостоверение. Это именной официальный документ, выдаваемый государственными или негосударственными органами, содержащий сведения о физическом или юридическом лице и удостоверяющий их правовой статус;

- иные официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей. Они исходят от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо от негосударственных организаций в пределах их компетенции (например, паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом);

- государственные награды Российской Федерации, РСФСР, СССР;

- штампы. Штамп - ручная печатная форма (как правило, треугольная или прямоугольная), предназначенная для производства оттисков при составлении документов, с выпуклым обратным изображением реквизитов органа, учреждения или организации, содержащая место для переменных сведений (номер, дата и т.д.);

- печати. Печать - это печатная (как правило, круглая) форма (клише, специальное приспособление, прибор) с соответствующими реквизитами органа, учреждения, организации или конкретного лица (например, врача) для производства оттиска на определенном материале (бумаге, сургуче, свинце, пластилине и т.д.), предназначенная для удостоверения подписи компетентного лица или какого-либо факта;

- бланки. Бланк представляет собой лист бумаги определенной формы с частично воспроизведенной на них постоянной информацией и местом для переменной информации.

Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

2. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).

Здесь речь идет о денежных знаках и ценных бумагах

Наказываются следующие действия: изготовление, хранение, перевозка и сбыт предмета преступления. И не важно, имела место частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг либо изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг.