Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3044

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логические правила
Юридическая деятельность очень сложна: она состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяженная по времени и достаточно затратна с точки зрения нервной энергии. Вот почему остро ставится во главу угла проблема достижения поставленной цели. Наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы, является соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при составлении отдельных юридических документов.

Например, Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в одной из первых статей (ст. 4) формулирует причины, побудившие ввести запрет на курение: охрана здоровья граждан; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения и др. Вполне логично именно в начале текста оговорить цель издания закона, а не в конце - это сразу настроит пользователя на серьезный лад и ответственное отношение к усвоению его норм и исполнению.
Структурные правила
Как и любая сложная деятельность, юридическая деятельность не может осуществляться спонтанно. Она должна определенным образом систематизироваться. Обычно ее разбивают на части, этапы, стадии, в процессе которых ставятся свои определенные задачи. Их реализация способствует обеспечению цельности работы. Внешне это выражается в придании юридическим документам структурности.

К примеру, договорная работа начинается с подбора контрагента, который бы наилучшим образом удовлетворил имеющуюся потребность. Далее субъекты договора определяют предмет взаимоотношений и соответственно формулируют взаимные права и обязанности. Именно эта схема и определяет структуру договора: в начале идентифицируются субъекты, затем формулируются предмет, их права и обязанности и далее прорисовываются другие менее значимые параметры договора.
Языковые правила
Язык, опосредующий любую юридическую работу, крайне важен: юридическая деятельность осуществляется для людей, и любой юридический документ, ее опосредующий, ими должен быть понятен. Особенно это касается правотворчества, результаты которого адресуются многим и многим людям. Но не менее важно соблюдение языковых правил и в процессе составления индивидуальных документов (договоров, кадровых документов, судебных решений и приговоров). И хотя нарушение языковых правил не является основанием для отмены юридического документа или признания его недействительным, его эффективность все-таки снижается.

Реквизитные требования
Их не может игнорировать ни один юрист. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Порой они могут круто изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.
Процедурные правила
Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться в определенной процедуре. Последствия принятия юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение правил юридического документирования, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий - прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц - и принять оптимальный вариант юридического документа.
7.2. Правила достижения социальной адекватности юридического документа (содержательные правила)
Рассмотрим подробно несколько правил, касающихся формирования содержания юридических документов, независимо от того, к какому виду и разновидности они относятся (т.е. нормативных и индивидуальных).
Нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования
В нашей жизни правовой характер имеют (или должны иметь) не все общественные отношения, а лишь те, которые входят в сферу правового регулирования. Рассмотрим два примера.

1. Министерство образования принимает ведомственный нормативный акт, в котором регламентирует правила использования школьниками ручек разного цвета (допустим, ручки синего цвета применяются для написания текста, зеленого - для обозначения названия темы, красного - для выделения в тексте главных мыслей, черный цвет не используется).

2. В суд обратился гражданин, который просит рассмотреть семейный спор и обязать жену, активно читающую психологическую литературу, не использовать приобретенные ею знания в семейной жизни и не устанавливать в семье свое доминирование.



Эти примеры у профессионалов, возможно, вызовут улыбку именно потому, что им хорошо известно: право не всесильно и должно использоваться там, где может принести ощутимый эффект. На научном языке это означает, что общественное отношение или правовой казус должны входить в сферу правового регулирования.

Какие же отношения могут быть подвергнуты урегулированию с помощью права?

Они непременно должны обладать несколькими свойствами (признаками):

- носить волевой характер и предоставлять субъектам возможность выбора варианта поведения или действий;

- поддаваться внешнему контролю;

- допускать возможность применения государственного принуждения при их нарушении;

- выражать интересы общественного развития;

- для их реализации имеются необходимые материальные и иные средства.

Если нет хотя бы одного из этих свойств, действие права будет подобно выстрелам из пушки по воробьям, т.е. недейственно.

В примере с инструкцией Министерства образования явно отсутствует предпоследний признак: нарушение правил использования цветных ручек никак не затрагивает интересы общественного развития. Кроме того, вряд ли во всех регионах России (особенно в сельской глубинке) есть возможность обеспечить школьников необходимыми ручками.

Во втором примере отсутствует уже несколько признаков. Во-первых, трудно понять, использует ли супруга заявителя психологические знания в отношениях со своим мужем (внешне трудно проконтролировать). Во-вторых, даже если супруга приобретенные ею знания в области психологии использует корыстно, вряд ли применение государственного принуждения (допустим, суд, действующий от имени государства, обяжет ее не делать этого) способно урегулировать отношения в семье.

Понятие "сфера правового регулирования" отражает объем общественных отношений, обладающих перечисленными свойствами.

Сфера правового регулирования может быть представлена схематично (рис. 7.2).


Выяснять вопрос, входит ли регулируемое общественное отношение или рассматриваемый правовой казус в сферу правового регулирования, крайне важно не только в процессе правотворчества, но и в процессе реализации, а также применения норм права.

Однородность правового регулирования
Речь идет о том, что правовой документ должен иметь границы и не может быть безразмерным; в противном случае его эффективность снизится.

Нормативный акт должен быть рассчитан на упорядочение однородных общественных отношений. Регулирование отношений разного типа и рода встречалось в ранние периоды правового развития у всех народов (вспомним Русскую Правду, где были помещены нормы, относящиеся к разным отраслям права). В настоящее время просматривается тенденция, когда нормативные акты становятся все более специализированными. Смешение в них норм различных отраслей считается верхом непрофессионализма.

То же самое касается и актов правоприменительных. Для наглядности рассмотрим пример.

Суд рассматривает гражданское дело о возмещении имущественного ущерба в результате протечки воды. Однако ответчик, чтобы показать, что поведение соседа тоже не всегда безупречно, приводит факт нахождения его на улице (в общественном месте) в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Поскольку истец признал этот факт, суд своим решением взыскал с ответчика сумму ущерба, причиненного протечкой воды, а на истца наложил административный арест на срок 15 суток.

Понятно, что такое решение повергло бы истца в шок (он в суд обращался за защитой!). Кроме того, такой скорый суд дает основание сомневаться в прочности доказательственной базы административного проступка. Правда, закон дает, например, право суду при рассмотрении уголовного дела рассмотреть и гражданский иск. Однако он должен быть связан с рассматриваемым преступлением, доказательства которого в уголовном процессе тщательно исследовались.
Полнота правового регулирования
Это общее правило юридического документирования, т.е. касается не только актов правотворчества, но и реализации, а также применения права. Насколько оно важно, опять-таки исследуем на примерах.

1. Составители гражданско-правового договора забыли предусмотреть санкции за неисполнение его условий. Результат - права субъектов договора оказались незащищенными.

2. Судья, рассматривающий уголовное дело, при постановлении приговора не решил вопрос о возмещении вреда, причиненного преступлением. В результате потребовались дополнительные усилия со стороны потерпевшего и суда, с тем чтобы решить этот вопрос уже в рамках гражданского процесса.


Когда речь идет о правотворчестве, при обнаружении того, что общественные отношения остались неурегулированными, хотя могли и должны быть урегулированы, принято говорить о наличии пробелов в праве*(10). Когда дело касается правоприменения, говорят о неполноте урегулирования правовой ситуации. Как бы там ни было, терминология не должна заслонять суть дела.

Однако на сегодняшний день (в связи с кардинальным изменением социальных условий) подходы к пониманию пробелов в праве должны быть несколько иными. Постараемся ответить на вопрос: почему в европейском праве проблема пробелов не существует?

Во-первых, государственно-правовое (публично-правовое) регулирование в США и Западной Европе касается лишь вопросов, затрагивающих интересы государства, общества в целом и множества лиц. Частные интересы находят отражение в частноправовых нормах, которые создают сами субъекты права (интересы организаций - в договорах, корпоративных нормах, интересы граждан - в договорах). Государство берет на себя лишь их защиту.

Во-вторых, если оказывается неурегулированной ситуация, относящаяся к сфере публичного права, нагрузку по ее разрешению берут на себя суды, создавая соответствующий прецедент.

Если эти положения применить к российским условиям, получается, что не любое отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни, является пробелом.

Если ситуация относится к сфере частного права, отсутствие нормы в законодательстве вовсе не говорит о пробеле. Это в советской жизни у нас не было частного права (В.И. Ленин писал: "Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное"*(11)). Сейчас же частное право - это полноправная часть российского права.

Другое дело - публично-правовая сфера. Если общественное отношение затрагивает общественный интерес, т.е. входит в сферу публичного права, а нормы в законодательстве нет, следует констатировать наличие пробела. Суды в данной ситуации не способны помочь: они в России не наделены правом создавать прецеденты.

Таким образом, мы можем вести речь только о пробелах в законодательстве, а не в праве. Они имеют, как правило, объективный характер, но законодатель должен стремиться их не допускать (должен быть более прозорливым). Таково непреложное правило законодательной техники. Однако если в будущем суды в России получат право создавать прецеденты (что маловероятно), проблема пробелов отпадет сама собой.