Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3068

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- изменяющие Конституцию;

- конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам);

- обыкновенные.

Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизнь, которая становится сложнее и требует более специализированного ее регулирования. Есть и другие причины:

а) физические силы парламентариев не беспредельны;

б) ограничено и время их работы (рабочий день - восемь часов);

в) есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы;

г) экономические - оправданно задействовать парламент (450 чел.) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни.

Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства.

Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России) помимо парламентов другие государственные органы (см. табл. ниже).

2. Указы. Их издает Президент Российской Федерации. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов:

- структура органов исполнительной власти;

- порядок награждения;

- порядок вступления в гражданство;

- Вооруженные Силы.

3. Постановления. Их принятие входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Принимаются они в основном по социально-экономическим вопросам.

4. Инструкции (приказы). Разрабатываются министерствами (входящим в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.

Б. Региональный уровень

На уровне субъектов Федерации распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне:

1) законы субъекта РФ. Они принимаются региональными парламентами (законодательными собраниями, думами т.п.). Их задача - смягчить жесткость федерального законодательства и обеспечить правовое регулирование с учетом специфики региона. Так, скажем, вряд ли принятие закона на федеральном уровне о сносе 5-этажных домов и строительстве современного жилья позволит решить жилищную проблему в стране: далеко не во всех регионах страны есть то количество денег, необходимое для осуществления этого мероприятия. Если денежные ресурсы найдутся, например, у такого богатого региона, как Москва, то они могут быть использованы для этой цели;


2) указы губернаторов краев и областей, президентов республик. Надо отметить, что в действительности главы регионов редко пользуются этим своим правом и в плане нормотворчества больше полагаются на представительные органы;

3) постановления администраций области, края и правительств республик. Они могут регулировать различные менее важные вопросы - например, порядок предоставления в аренду помещений, взимание за проезд в общественном транспорте, за содержание детских садах и т.п.;

4) инструкции (приказы) по специальным вопросам могут издавать и департаменты (управления) администрацией областей и краев, министерства республик. И этим правом они охотно пользуются - например, инструкция о порядке закупки школами учебной литературы, о комплектовании фонда детских библиотек и др.

Система законодательных актов представлена в таблице.
Виды нормативных актов, издаваемых государственными органами (законодательные акты)




Орган, издавший акт


Наименование акта


Федеральный уровень


Государственная Дума


Законы:

1) изменяющие Конституцию;

2) конституционные;

3) обыкновенные


Президент


Указы:

1) о порядке награждения;

2) о порядке вступления в гражданство;

3) по вопросам Вооруженных Сил;

4) о структуре исполнительных органов власти


Правительство


Постановления (по социально-экономическим вопросам)


Министерства


Инструкции (приказы) по ведомственным, т.е. специальным, вопросам


Региональный уровень (уровень субъектов РФ)


Законодательные собрания (думы) субъектов Федерации


Законы


Губернаторы, президенты республик


Указы


Администрации областей, краев, правительства республик


Постановления


Департаменты (управления) администраций области, края, министерства республик


Инструкции (приказы)





8.3. Критерии качества законодательства
Чтобы быть действенным регулятором общественной жизни, законодательство должно быть качественным. Что значит "качественное законодательство"?
Примечание. Качество законодательства - это совокупность его социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность законодательства удовлетворять определенные потребности общества.
Чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям.
Отражение воли государства
Законодательство должно выражать волю правотворческого государственного органа, а через него и волю государства. Поскольку предполагается, что государственные органы должны действовать в интересах и во благо народа, то и в законодательстве должна находить отражение воля народа. Таковы теоретические постулаты, которые на практике далеко не всегда находят применение. Тем не менее закон считается качественным, если соответствует реальным общественным отношениям. Закон может соответствовать самому высокому уровню законодательной техники, но тем не менее вызывать отрицательный эффект, если грубо нарушает социальную справедливость и не отвечает экономическим, политическим и иным интересам и потребностям общества.

Например, в начале 2006 г. жители многих российских городов вышли на улицы протестовать против резкого удорожания коммунальных услуг. Понять их можно: коммунальные тарифы возросли сразу на 30%, а прибавки к пенсиям, пособиям и заработной плате бюджетников не произошло.
Стремление к минимальному количеству нормативных актов
В противном случае у подавляющего большинства населения возникают проблемы с получением информации о законодательстве: в большом их массиве немудрено запутаться. И даже при должной информированности далеко не все способны увязать правовые нормы между собой, определить их иерархию и т.п. Это порой у пользователей снижает желание действовать в соответствии с законодательством, поскольку, по их мнению, все равно не получится быть чистым перед законом.

Именно такое положение существует в области налогового права, которое продолжает оставаться массивным, сложным и запутанным. Налогоплательщики (особенно мелкие предпринимательские организации) жалуются, что для того, чтобы разобраться с налоговым законодательством и правильно посчитать свои налоги, им приходится приглашать юристов за немалую плату. Это часто обходится гораздо дороже, чем уплата штрафов за сокрытие налогов.


В правотворчестве надо исходить из принципа регулирования с помощью законодательства лишь вопросов, которые граждане и организации не могут урегулировать самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. Неоправданная правовая заурегулированность общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, гасит энергию людей, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т.е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных актов.

Однако есть еще проблема - внутренняя правовая избыточность. Речь идет о повторении информации в самом нормативном акте, не несущей дополнительную нагрузку, которую можно удалить либо преобразовать без изменения смысла нормативного акта. Такая избыточность загромождает нормативные акты и затрудняет восприятие их смысла Ярким примером в этом отношении является уже упоминавшийся Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на референдум в Российской Федерации".
Стабильность
Стабильность отнюдь не означает неизменность законодательства, которая может сделать его косным, не соответствующим реалиям. Стабильность достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверхностный подход, неадекватное отражение действительности приводят к многочисленным поправкам и исправлениям в законодательстве.

Так, например. Государственная Дума никак не определится по вопросу о том, можно ли в конце концов допускать какое-то количество алкоголя в крови водителей или нет (депутаты новых созывов постоянно меняют свое решение по этому поводу).

Стабильность содержания законодательного акта связана с необходимостью регулировать не только существующие общественные отношения, но и отношения, которые возникнут в будущем. Это дает возможность их применять в течение более или менее длительного времени, накапливать и использовать опыт реализации правовых норм, укрепляя законность. Слишком частые изменения способны привести к ослаблению не только авторитета данного нормативного акта, но и авторитета права в целом.

Требования стабильности нормативных актов непременно должно учитываться при их выработке, когда принимаются во внимание не только ближайшие по времени результаты правового регулирования, но и возможность решения перспективных задач. Однако на практике нормативные акты часто