Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3066

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимаются исходя не из перспективного плана, а из сиюминутной необходимости, что сказывается на качестве нормативно-правовой базы.

Особенно часто изменяются нормативные акты, касающиеся структуры исполнительных органов власти. Изменения в Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" вносятся каждый год в среднем 5-6 раз.

Еще чаще изменяется Кодекс об административных правонарушениях РФ. Так, например, в 2016 г. он изменялся 16 раз, в 2015-м - 17 раз, в 2014-м - 17 раз, в 2013 г. - 16 раз. Вряд ли такое положение дел можно считать приемлемым.

Все это говорит о том, что принятие нормативных актов по конъюнктурным соображениям дорого обходится обществу и резко негативно сказывается на стабильности законодательства.
Своевременное обновление
Если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Задачей законодателя является определение хотя бы ближайших перспектив в развитии общества и выработка нормативных актов наперед. Сиюминутное правовое регулирование, практика латания дыр не повышают качество законодательства.

Исторически негативным уроком в этом отношении является положение дел с принятием Земельного кодекса Российской Федерации. В начале 1990-х гг. общество стало переходить к рыночным отношениям. Земля же как один главных атрибутов рыночной экономики была передана в гражданский оборот только десять лет спустя, да и то с определенными ограничениями.

Сколько возможностей в обществе не было реализовано...

Данное требование означает, что законодательные предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми и важными именно на данном этапе общественного развития.

Законодательные акты должны приниматься, когда их исполнение принесет наилучший результат. В случае изменения требований общественной жизни внесение изменений и дополнений в нормативный акт должно быть незамедлительным и оперативным, чтобы новые социальные условия быстро нашли в нем отражение. Длительное несоответствие нормативной базы условиям жизни подрывает авторитет правовых норм, затрудняет их реализацию и ослабляет эффективность правового регулирования в целом.

Рассматриваемое требование включает в себя и требование своевременности замены устаревших актов, поскольку в противном случае создается ненужная множественность и противоречивость нормативных актов.


Своевременность перекликается с требованием эффективности, поскольку только своевременный нормативный акт будет по-настоящему эффективным. Своевременность тесно связана и с требованием обоснованности принятия акта, так как несвоевременность акта означает, что он принят без учета всех объективных факторов, определяющих необходимость его принятия, и в связи с этим не может считаться обоснованным.
Полнота
Законодательство должно состоять из законов, которые достаточно полно регулируют тот или иной фрагмент общественной жизни. Требование полноты предполагает, что нормативный акт содержит прорисовку всех элементов правоотношений, которые возникнут на его основе: объекты, субъекты, их права и обязанности, санкции на случай нарушения прав участников правоотношения.

Закон "Об охране окружающей среды Российской Федерации" выгодно отличается от своего предшественника. Однако законодателю и в нем не удалось с исчерпывающей полнотой урегулировать вопросы, связанные с защитой окружающей среды. Так, в Законе предусмотрена гражданская ответственность за причинение вреда природе, тогда как административная ответственность по-прежнему регулируется Кодексом об административных правонарушениях. При этом законодатель не учел давно наметившуюся тенденцию переноса правонарушений из названного Кодекса в специальные законы, каковым и является Закон об охране окружающей среды.
Конкретность
Законодательство должно быть конкретным, т.е. содержать четко выраженные правила поведения, способные однозначно регулировать определенную сферу общественных отношений. Преобладание в них призывов, декларативных положений сказывается на практике их реализации, существенно снижает эффективность законодательства и приводит к серьезным негативным последствиям.

Закон "Об охране памятников истории и культуры" из-за неконкретности своего содержания дает возможность его обхода, вызывает необходимость конкретизации многочисленными подзаконными актами, порождает засилье ведомственных инструкций, в которых закон может, как это бывало неоднократно, потонуть.

Однако степень конкретизации имеет определенный предел. Нормативный акт не в состоянии предусмотреть многообразие жизненных обстоятельств. Для того чтобы законодательство не страдало мелочной регламентацией и не корректировалось постоянно, необходимо сохранять разумную обобщенность его содержания.


Демократичность
Большое значение в деле повышения качества законодательства имеет процесс демократизации законодательства. Способствовать этому может проведение следующих мероприятий:

а) свободные выборы, когда роль административного ресурса сведена к минимуму;

б) развитие партийной системы и реальное, а не номинальное участие партий в предвыборной борьбе;

в) более широкое использование референдумов;

г) широкое обсуждение законопроектов в средствах массовой информации;

д) проведение опросов общественного мнения относительно законопроектов и реальный его учет в законотворчестве и т.д.

Повышение качества законодательства - постоянная задача. Прекращение работы по ее достижению (даже на самый непродолжительный срок) может стоить обществу очень дорого.
Глава 9. Правила формирования содержания законодательных актов
9.1. Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
Законодательные акты должны быть социально адекватными и эффективными. Правильное наполнение их содержания означает прежде всего верное решение вопроса, способны ли общественные отношения подвергнуться правовому регулированию. И лишь когда этот вопрос решен положительно, можно приступать к определению предмета правового регулирования и выбору отрасли права, а также методов решения задачи по приданию определенным общественным отношениям правовой формы. После этого законотворческая работа должна обрести конкретность. Содержание любого нормативного акта должно отвечать следующим требованиям (правилам).
Требование законности
Оно означает, что любой нормативный акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции РФ, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Этот правило, основано на существующей иерархии правотворческих субъектов (см. рис. 8.1).

Аспектами требования законности с точки зрения содержания нормативных актов являются следующие моменты:

а) законодательный акт должен издаваться в пределах компетенции право творческого субъекта. Это означает, что нормативный акт должен быть посвящен вопросу, который входит в предмет ведения данного органа. Если это правило нарушено, дальнейший анализ нормативного акта теряет смысл;


б) должны соблюдаться права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а задачей государства является их защита. Следовательно, принятие законодательных актов в соответствии с правами и свободами граждан является конституционным требованием.

В качестве примера нарушения прав и свобод можно привести:

а) их ограничение или ущемление;

б) установление дополнительных формальностей;

в) перенесение бремени проблем по их реализации с государственного органа на личность, как, например, установление требования предоставить новые документы;

г) увязывание решения конкретного вопроса с выполнением каких-либо условий;

д) усложнение процедуры реализации гражданами принадлежащих им прав путем корректировки предусмотренных механизмов такой реализации и др.

Однако в литературе существует расширенное понимание правила о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Так, некоторые ученые предлагают установление этого правила в следующей вариации: нормативные акты должны приниматься в интересах граждан. Это требование гораздо шире вышеуказанного. Несмотря на то, что оно, по существу, возражений не вызывает, с воплощением его в реальности будут большие сложности. Прежде всего потому, что оно носит оценочный характер: очень сложно установить, соответствует законодательный акт интересам тех, кому адресован, или нет.
Требование соответствия нормам морали
Пока нельзя сказать, что мораль в нашей жизни имеет основополагающее значение. Основную нагрузку по регулированию общественных отношений несет на себе право. Однако моральные нормы все же являются значимым регулятором в обществе, и с этим надо считаться. Если в обыденной жизни люди нарушают нормы морали, то общество их категорически осуждает. Законодатель в отличие от простых людей, которые подвержены страстям, не имеет права поступать вразрез с нормами морали. Отсюда следует безусловное правило: законодательные акты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь.

В советское время встречались нормативные положения, идущие вразрез с нормами морали. Вот одно из них. Независимо от того, доводился человек родственником подсудимому или нет, абсолютно все граждане были обязаны свидетельствовать в уголовном процессе, если привлекались в качестве свидетелей. За отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний родственники подсудимого наравне с другими гражданами привлекались к уголовной ответственности.

Требование целесообразности
Речь идет о способности нормативного акта по своему содержанию в наибольшей степени отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реальных условиях.

Практика показывает, что бесплатное высшее образование не всегда позволяет определить, сколько специалистов той или иной квалификации требуется на деле. Если бы контингент студентов комплектовался с участием организаций, заинтересованных в получении нужных специалистов и оплачивающих их обучение, высшее образование действительно работало бы на общество. Однако в реальности в России использовать исключительно такую систему подготовки кадров не представляется возможным. Вот почему наиболее оптимальным на сегодняшний день является подход, который зафиксирован в Законе "Об образовании": в России допускается как бесплатное, так и платное образование. Процентное соотношение этих видов высшего образования выверяет сама жизнь.
Требование обоснованности
Данное требование означает, что нормативные акты должны приниматься с учетом объективных и субъективных факторов в соответствии с закономерностями и тенденциями развития общества.

Это требование включает в себя необходимость тщательного исследования и учета в целях надлежащей правовой регламентации действия экономических, политических, экологических и других закономерностей развития жизни общества, социальных потребностей. При этом необходимы не только анализ существующих потребностей в принятии законодательных актов, но и правильное прогнозирование последствий принимаемых решений, а также предупреждение побочных последствий, не отвечающих целям правового регулирования. Помочь в этом могут как научные методы исследования российской действительности, так и опыт подобного правового регулирования в зарубежных государствах.

Требование обоснованности может касаться не только экономической, политической, социальной составляющей, но и правовой обоснованности принятия нормативных актов, которая означает четкое выражение основания и цели издания норм права, а также юридические последствия, вызываемые изданием нормативного акта. Правовое обоснование включает в себя как использование достижений правовой науки, так и наличие оснований принятия нормативных актов в виде иных правовых актов.