Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3071
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требование обоснованности на деле реализуется в виде представления вместе с проектом нормативного акта пояснительной записки, определяющей необходимость принятия нормативного акта, проведения правовой экспертизы и др.
Требование эффективности
Эффективность может рассматриваться и как явление, связанное с процессом управления, и как правовая категория, и как один из критериев качества нормативных актов, и как требование к содержанию нормативных решений. Какой же законодательный акт мы можем считать эффективным?
Эффективный нормативный акт - это акт, в результате создания которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия.
Для исследования эффективности нормативных актов требуется использование статистических данных, социологических, математических методов, привлечение не только ученых-юристов, но и ученых социологов, математиков, экономистов и других специалистов. Однако в настоящее время говорить о систематических исследованиях эффективности и об использовании теоретических выводов на практике довольно сложно.
Требование экономичности
Примечание. Под экономичностью нормативного акта понимается соотношение между ценностью полученного результата действия акта и произведенными затратами.
Требование экономичности законодательных актов означает достижение результата, т.е. целей, которые ставились при принятии акта, с наименьшими затратами. Экономичность предполагает необходимость выявления и применения рационального способа достижения поставленной в акте цели и означает, что результат решения должен дать обществу и его членам значительно больше, чем было затрачено на его получение. Поэтому должно быть представлено экономическое, финансовое обоснование проекта нормативного акта, что позволит определить, какие предполагаются затраты и каков намеченный результат действия.
Наиболее сложный момент - проверка, насколько было соблюдено требование экономичности. Необходимо отслеживать, каким образом реализуются нормативные акты, достигаются ли цели их принятия и каковы затраты на их реализацию.
По признанию первого заместителя Председателя Государственной Думы Л. Слизко в интервью на радио "Эхо Москвы" (4 марта 2006 г.), на реализацию непродуманного нормативного акта, согласно которому многие льготы, ранее предоставляемые гражданам, были заменены денежными компенсациями, было истрачено в три раза больше денег, чем предполагалось. Напомним: в первые дни января 2005 г. пенсионеры вышли на улицы бастовать против этого законодательного нововведения.
Кроме того, экономичность можно понимать и как определение оптимального соотношения нормативных актов по количеству и по размеру для реализации поставленных в них целей. На практике нередка ситуация, когда один вопрос регулируется множеством актов, порой они дублируют друг друга (ведомственные акты особенно часто дублирует законы), что ведет к умалению их значимости и, соответственно, к затруднению усвоения и исполнения. Нормативные акты не должны издаваться, когда без них можно обойтись. Количественное упрощение права, направленное на облегчение его усвоения, означает уменьшение массы нормативного материала без вреда для получаемого результата.
Реализация этого требования основана на точном учете нормативных актов. Большое значение в этом плане имеет и систематизация нормативных актов, одно из основных правил которой гласит: вместо многих частных нормативных актов лучше принять один нормативный акт общего характера.
Требование реальности
Данное требование означает выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, техническими ресурсами, в установлении необходимого количества времени для его выполнения. Для реализации актов в связи с этим необходим учет возможностей, существующих в конкретных условиях общественного развития. Нормативный акт, не обеспеченный необходимыми ресурсами, превращается в эфемерный.
В конце 2005 г. были объявлены национальные проекты, один из которых направлен на усиление участкового медицинского обслуживания. Предполагалось, что с 1 января 2006 г. участковые врачи будут получать существенную надбавку к заработной плате. Однако прошло три месяца, но надбавки у участковых врачей как не было, так и нет. Оказывается, в регионах нет денег на выплату надбавки, кроме того, губернаторы сочли необходимым заметить, что данный проект носит национальный характер, следовательно, должен быть обеспечен из федерального бюджета. Но федеральный бюджет на 2006 г. был утвержден еще до обнародования данного национального проекта...
В целях гарантированности соблюдения требования реальности нормативных актов при подготовке их проектов необходимо представление заключения соответствующих государственных органов об обеспеченности принимаемого решения экономическими, финансовыми и другими ресурсами или согласование ими проектов актов.
Содержащиеся в проектах нормативных актов предложения должны быть конкретными и реальными, обеспечиваться необходимыми материально-техническими средствами и финансированием, исключать необходимость выпуска дополнительных нормативных актов в связи с неполнотой или недоработкой предыдущего акта. Действенным является только тот нормативный акт, который не только точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, но и четко формулирует меры их обеспечения.
Требование оптимальности
Речь идет о выработке наилучшего нормативного акта при данных условиях и ресурсах.
Процесс оптимизации нормативного акта есть самостоятельный процесс поиска и применения наилучшей формы правового упорядочения определенного фрагмента социальной жизни, требующей от его разработчиков особых интеллектуальных усилий. Содержание нормативного акта должно быть таким, чтобы он был способен принести ощутимый результат уже сегодня или ближайшее время. Хотя оптимальность содержания нормативных актов способствует и наиболее эффективной регламентации общественных отношений (требование эффективности), обеспечению взаимосвязей данного нормативного акта с другими актами (требование обоснованности) и обеспечению его действительной реализации (требование реальности).
Рассмотренные требования к содержанию нормативных актов существуют в неразрывном единстве, связаны между собой. Последовательное воплощение их в правотворческой практике способно привести к созданию качественных нормативных актов.
Правовая наука не стоит на месте, поэтому, возможно, в будущем перечень требований к содержанию нормативных актов расширится. Не исключено, что некоторые из них потеряют свою значимость.
9.2. Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
Как достичь того, чтобы социальная реальность нашла адекватное отражение в праве? В процессе человеческого развития постепенно шаг за шагом ковались необходимые для этого правовые способы и приемы. Рассмотрим их, не устанавливая между ними какой-либо иерархии.
Запреты, предписания, дозволения
Это три различных приема формулирования правил поведения.
Суть норм запретительного характера заключается в установлении обязанностей воздерживаться от определенных действий. Этот способ формулирования правовых норм призван законсервировать существующее положение дел в обществе. В случае установления запретов законодатель весьма недвусмысленно подвигает субъектов права на желаемое поведение.
Предписание (или позитивное обязывание), напротив, требует от субъектов права совершения активных действий. Если предписания сравнить с запретами, то можно сказать, что в отношении адресата нормы права законодатель осуществляет явный психологический прессинг. Понятно, что и запреты, и особенно предписания в определенной мере гасят энергию людей. Тогда зачем законодатель идет на это? Цель здесь - не допустить или по крайней мере предотвратить либо снизить возможные отрицательные последствия для общества. Обычно с помощью этих приемов регулируются витальные, т.е. жизненно важные, отношения.
Дозволения - это прием нормативного регулирования, связанный с предоставлением субъектам права возможности совершать то или иное поведение. Устанавливая субъективные права, законодатель лишь их ориентирует, побуждает к определенному поведению. Этот прием установления норм права позволяет субъектам права самостоятельно решать, как строить свое поведение, способствует раскрепощению энергии людей и по своей эффективности превосходит первые два.
Как показывает практика, необходимым является применение всех этих приемов. Однако следует стремиться к сбалансированности и оптимальному сочетанию запретов, предписаний, дозволений. Если государственная власть будет делать упор на запреты и предписания, это приведет к тому, что у людей будет отобрано самое дорогое - свобода, что чревато социальным взрывом. Если дозволения будут использоваться неумеренно, возникнет опасность дестабилизации общества.
Использование приемов для формулирования содержания права носит в целом объективный характер, и лишь отчасти их выбор подвержен воле законодателя. В их появлении на арене человеческого бытия прослеживается следующая закономерность.
На начальном этапе развития человечества основным средством правового регулирования были запреты как способ наиболее простой и интеллектуально доступный для людей того исторического периода. Этот способ правового регулирования находит широкое применение в деспотическом государстве, основанном на сельскохозяйственном способе производства.
Затем с усилением государственной власти в индустриальную эру правовое регулирование приобрело властно-императивный характер, и предписание как способ правового регулирования стало выдвигаться на первое место. Именно с его помощью можно более динамично управлять обществом, определяя содержание права.
Однако жесткие приемы формулирования правовых норм (запреты и предписания) не дают проявиться активности людей, гасят их свободу. Это свойство правовых норм делает их недостаточно эффективными в развитом обществе, где людям свойственна нацеленность на реализацию своей энергии во благо не только себя, но и общества. Вот почему в дальнейшем на первое место выходит дозволение как прием формулирования содержания права. Дозволение больше свойственно демократическому государству, базирующемуся на интеллектуальной собственности и широком использовании информационных технологий.