Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3075
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. Кража - это тайное похищение чужого имущества (ст. 158).
Убийство - это умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105).
Согласно второму варианту в начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время он становится все более универсальным.
Федеральный закон "Об ограничении курения табака" в ст. 1 определяет основные понятия:
- табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка - крупка курительная;
- курение табака - вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;
- никотин - вещество, содержащееся в табаке;
- смола - один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;
- окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.
Третий вариант - комплексный: несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта их определение дается при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в случаях, когда нормативный акт ориентирован сугубо на население, где лишнее разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.
Четвертый вариант - постранично-ссылочный: в тексте нормативного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется. Данный вариант следует использовать при формулировании нормативных актов, рассчитанных на юристов.
Значение дефиниций трудно переоценить. Ранее дефиниции были исключительно прерогативой науки, затем изредка стали употребляться и в законодательстве. Однако в последнее время практически во всех странах использование дефиниций для формирования содержания нормативных актов все более и более расширяется. Чем обусловлен этот процесс?
1. С развитием демократических начал в государстве законодатель поворачивается лицом к гражданам: в большей мере отражает в нормативных актах их интересы и формулирует нормы права по возможности ясно и понятно. Дефиниции помогают исключить смутные положения в законе.
2. Сознание людей возрастает, люди становятся более интеллектуальными. Теперь они не склонны довольствоваться только понятием, они хотят проникнуть в его суть.
3. Законодательство - это арена столкновения интересов людей. Вот почему если бы не было дефиниций, то каждый склонен был бы выбирать выгодный для него смысл терминов.
4. Усложнилась и сама жизнь. Право - это форма социальной действительности. Оно тоже усложняется. Дефиниции помогают отличить одно понятие от другого.
5. Дефиниции помогают глубже проникнуть в суть регулируемых общественных отношений. Это становится реальностью, когда в правотворчестве участвуют ученые, а не только чиновники. Дефиниции обогащают научную основу законов.
6. Дефиниции позволяют располагать нормативный материал экономно и не допускать повторений.
7. Дефиниции дают возможность упорядочить отношения между федеральным и региональным законодательством: определения терминов в федеральном нормативном акте обязательны для составителей региональных законов. Это предотвращает злоупотребление понятиями.
Как видим, значение дефиниций велико. Они несут довольно серьезную нагрузку, что не позволяет их считать второстепенным способом выражения содержания права. Однако не следует перегружать ими нормативный акт, поскольку это может лишить его гибкости и оперативности воздействия на общественные отношения.
Декларации
В главе 7 (см. подглава 7.5) упоминалось в числе языковых правил юридической техники устранение пафосности и декларативности правовых актов. Речь шла о помещении в правовые документы положений, которые не несут регулятивную нагрузку и засоряют текст нормативного акта бесполезной информацией. Между тем существуют нормативные положения, которые хотя и имеют самый общий характер, но выполняют полезную роль в формировании содержания нормативного акта.
Декларации указывают на ценности и идеалы, на которые адресатам нормативного акта следует ориентироваться. Они позволяют уловить дух нормативного акта.
Декларации помогают пользователям нормативного акта понять, почему принят данный нормативный документ, и тем самым убеждают их в необходимости его исполнения.
Например, в самом начале Федерального закона "Об ограничении курения табака" содержится указание на цель его принятия: "Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения".
Хотя декларации прямо и не регламентируют поведение субъектов права, они придают правовую форму экономическим, политическим и другим целям социального развития.
Вот как задачи государства формулируются в преамбуле Закона "Об охране окружающей среды":
"Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности".
Декларации способствуют глубокому проникновению в суть нормативного акта, в частности пониманию того, почему и зачем он принят. Одобрение субъектом права целей создания нормативного акта, его убежденность в полезности акта стимулируют выполнение субъектом правил поведения, зафиксированных в нормативном документе.
Именно для этой цели в Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" заложена такая объемная преамбула:
"Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),
приобретает массовое распространение во всем мире,
вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,
создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,
вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,
а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон".
У деклараций есть и еще одно важное предназначение: они обусловливают содержательное единство нормативного акта, связывают изложенные в нем предписания в стройную систему, придавая им общий смысл.
Декларации, как показано выше, несут на себе весьма определенную нагрузку по формированию содержания нормативных актов. Именно поэтому они не могут рассматриваться как некие "лирические отступления" законодателя.
В любом нормативном акте декларации должны занимать по объему очень скромное место. Главное в нормативном акте - это формулирование запретов, предписаний и дозволений. Именно из них состоит ткань нормативного акта.
Местом сосредоточения декларативных норм преимущественно является преамбула либо, если она отсутствует, первые статьи нормативного акта. Конечно, не исключен и другой вариант: расположение декларативных положений в самом тексте нормативного акта. Но этот вариант, как правило, нарушает логику построения акта.
Юридические конструкции
Это один из сложных приемов правотворческой техники. Итак, что же такое юридическая конструкция?
Ранее подчеркивалось, что многие приемы юридической техники вырабатывались юридической практикой. Юридические конструкции, напротив, это образец положительного воздействия правовой науки на юридическую практику. Это некие умозрительные построения, выработанные юридической наукой.
Целью установления юридических конструкций является сведение воедино нормативных положений, связанных с той или иной областью деятельности или правовой проблемой.
Они являются способом упорядочения общественных отношений и придания им при анализе точности и четкости. Они дают возможность теоретически осмыслить бесформенную поначалу массу феноменов с целью последующего распределения их в законах в соответствии с четко сформулированными идеями. Юридические конструкции позволяют идентифицировать и классифицировать юридические явления путем определения их так называемой юридической природы.
Примечание. Юридическая конструкция - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой.
Признаки юридической конструкции:
1) если в понятии и дефиниции, которая его разъясняет, объединяются однородные явления, предметы, действия, их результаты и т.п. по многим присущим им существенным признакам (например, депутаты - это выборные представители народа от разных избирательных округов), то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления (кража, бандитизм, получение взятки, изнасилование и т.п.). Отсюда следует, что выделить общие признаки у этих ситуаций не представляется возможным;
2) юридические конструкции - это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска и др.).
На самом деле кража и изнасилование - это принципиально различные виды посягательства на права других лиц. Да, они имеют сходство: это посягательства, причиняющие значительный урон интересам субъектов права. Но это сходство поверхностное.
Структуру правового явления можно понять, только углубившись в его изучение. В ней, как правило, представлены разные "несущие части", каждая из которых выполняет только свойственную ей нагрузку, задачу. Вот почему непременным атрибутом юридической конструкции является наличие в ней разнородных элементов (частей). Содержание каждой конструкции состоит из набора таких элементов, свойственного только данному отражаемому в ней виду общественных отношений.
Конструкция договора, например, состоит из четырех элементов:
- стороны договора;
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- санкции за невыполнение обязательств. Если мы в нормативном акте не отразим один из этих элементов договорного отношения (допустим, санкции), конструкция не будет носить правовой характер;
3) в отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция - обобщение более глубокое. Если в дефиниции отражаются общие признаки однородных явлений, предметов, действий и т.д., т.е. их существенные свойства, то в юридической конструкции помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений.
Так, в юридической конструкции "необходимая оборона" нужно установить связь между защитой личности и прав обороняющегося от опасного для жизни насилия и причинением вреда посягающему (ст. 37 УК РФ);
4) в юридической конструкции находят отражение не любые связи, а лишь типичные, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юридических фактах, правовых ситуациях, общественных отношениях.
Правомерно поступают многие люди (учатся, трудятся, женятся, воспитывают детей, приобретают имущество и т.п.), но независимо от того, в чем выражается их правомерное поведение, мы всегда можем определить, кто поступает в соответствии с нормами права (т.е. субъект), какую выгоду он извлекает из своего поведения (т.е. объект), в каких действиях выражается правомерное поведение (т.е. объективная сторона) и присутствует ли при этом осознание своего поведения как полезного, нужного (т.е. субъективная сторона). Все это вместе составляет конструкцию правомерного поведения.