Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3082

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений".

Согласимся, что мотивировка получения образования весьма внушительна.
Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства
Основополагающим здесь является принцип законности. Это означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции РФ и нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Чтобы воплотить принцип демократизма в законотворчестве, депутаты парламентов (как федерального, так и региональных) должны поддерживать тесную связь со своими избирателями, знать их нужды и чаяния. Принцип научности в правотворчестве обеспечивается привлечением ученых хотя бы для проведения экспертизы подготовленных проектов законов, но лучше сотрудничество с научными силами начинать на более ранних этапах прохождения законопроектов. Принцип реальности заставляет законодателей держать руку на пульсе и не отрываться от действительности, или иначе: им надо жить одной жизнью с народом и всеми нитями быть связанными с обществом.

Одним словом, принципы, пронизывающие всю систему законодательства, - это маяки для каждого нормативного акта в отдельности, и по ним надо выверять все законодательные акты.

Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации)
На сегодняшний день специализация норм права достигла высокого уровня. Давно ушло время, когда, как в Русской Правде, в одном нормативном акте можно было найти и уголовно-правовые, и гражданско-правовые, и семейно-правовые нормы. Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к различным отраслям права, вне всякого сомнения, являются анахронизмом. В нормативный акт должны помещаться нормативные обобщения, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нормы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип.

Применительно к "старым" отраслям права, где существуют кодифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс РФ вторгается в область гражданско-процессуального права (см. ст. 67-71). К сожалению, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо относительно новой области общественной жизни, еще не подвергавшейся детальной правовой регламентации. Причем делается это из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и облегчить адресатам пользование нормативным актам.

Так, например, Закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует множество вопросов, начиная от видов образования и заканчивая международным сотрудничеством в сфере образования. Но в промежутке между двумя этими точками выстроились в ряд такие вопросы, как управление образовательными учреждениями, их финансовое обеспечение, кредитование, имущество, создание ими партнерств и др. Инородность этих норм очевидна: они практически повторяют нормы других нормативных актов, к которым все равно придется обращаться, поскольку в них эти вопросы регулируются более детально и специализированно.
Отсутствие дублирования нормативных предписаний
Следует различать дублирование механическое, т.е. ситуацию, когда по недосмотру разработчики помещают тождественное или аналогичное нормативное предписание в нормативный акт. Эту ситуацию можно смело квалифицировать как правотворческую ошибку.

Обратим внимание на допустимое, но нежелательное дублирование нормативных предписаний.



Согласно ст. 606 ГК РФ "по договору аренды арендодатель обязуется предоставить (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование".

Если бы законодателем не был применен прием юридической техники вынесения за скобки одинаковых положений, касающихся многих статей нормативного акта (они обычно сосредоточиваются в Общей части нормативного акта или в разделе "Общие положения"), то данная статья выглядела бы примерно следующим образом:

"По договору аренды арендодатель (гражданин, достигший возраста 18 лет, дееспособный или организация, являющаяся юридическим лицом, т.е. имеющая обособленное имущество и отвечающая по своим долгам, способная от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать в суде) обязуется предоставить арендатору (гражданину, достигшему возраста 18 лет, дееспособному или организации, являющейся юридическим лицом, т.е. имеющей обособленное имущество и отвечающей по своим долгам, способной от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать в суде) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование".

Если сравнить эти два варианта изложения нормативного материала (первый вариант - 154 печатных знака, а второй - 700 знаков), то придется констатировать, что нормативный материал возрос в 5 раз. Согласимся, что вряд ли это пойдет на пользу усвоения этой правовой нормы.
Классификация нормативных предписаний
Ее суть состоит в распределении правового материала по классам (группам, видам) в соответствии с избранным критерием. Эта работа заключается в упорядочении юридических норм на основе аналогий и различий.

Классификация позволяет установить логический порядок, четкое и даже геометрическое разграничение правовых явлений, при необходимости - формальную иерархию понятий, феноменов и ситуаций права. Классификация сведет воедино отличающиеся на первый взгляд одно от другого явления, которые будут поставлены в определенном порядке с целью облегчить их рассмотрение, анализ и толкование.

Классификация должна осуществляться по следующим правилам:

1) при делении правовых норм надо использовать одно и то же основание (критерий);

2) объем частей множества должен равняться объему всего классифицируемого множества (правило соразмерности деления);


3) члены множества должны взаимно исключать друг друга;

4) подразделение на множество должно быть непрерывным, т.е. нельзя перескакивать через ближайшее подмножество.

Право применяет большое число классификаций. Например, существуют различные классификации субъектов права (физические и юридические лица; правоспособные и неправоспособные), классификации субъективных прав (вещные, личные и интеллектуальные права; имущественные и неимущественные права), классификации вещей и имущества и т.д. Существуют также различные классификации юридических актов, классификация обязательств, классификация правонарушений и мер ответственности, видов ущерба и способов его возмещения. Есть классификации преступлений и наказаний в Уголовном кодексе РФ. Все эти классификации представляют большой интерес как в плане ясности норм права, так и в плане их юридического анализа и применения. Классификации являются определяющим элементом развития и совершенствования системы права в целом.

Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявлялись регулятивные и охранительные свойства права. В них должна просматриваться и связь между регулятивными и охранительными правовыми предписаниями. В конечном же счете правильно сделанные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать логическую норму права.
Регламентирование нормативным актом всех элементов логической нормы права
Основное правило логики, которое необходимо соблюдать в правотворческой работе, гласит, что в нормативном акте логическая норма права должна быть представлена в полном составе. Отсутствие хотя бы одного ее элемента свидетельствует о ее неполноценном правовом регулировании и о непрофессионализме разработчиков законодательного акта.

Логическая норма права - это мысленное построение нормативного материала по схеме "Если - то - в противном случае". Эта обобщенная схема впоследствии может быть разбита на дробные элементы. Количество элементов в нормативном акте разнится в зависимости от характера регулируемых им общественных отношений. Приведем примерный, но далеко не полный перечень элементов, которые могут составлять правило поведения:


- субъекты правоотношения;

- объекты правоотношения;

- субъективные права;

- юридические обязанности;

- льготы;

- условия, при которых правило поведения действует;

- меры поощрения;

- санкции;

- способы разрешения конфликтов;

- механизмы поддержки санкций (их исполнения)

- и др.

Рассмотрим это на примере налогового правоотношения.

Известно, что только представительный орган власти может устанавливать налоги. Однако, что значит "установить налог"? Вероятно, недостаточно в Налоговом кодексе просто провозгласить: "В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца". Чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным. Это, например, сведения о лице, обязанном уплачивать налоги, об обстоятельствах, при наличии которых возникает эта обязанность, о размере налогового обязательства, порядке его исполнения и т.п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Обычно в законе о налоге содержатся следующие элементы:

1) субъект налога (налогоплательщик) - это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет;

2) объект налогообложения - материальные предметы либо их характеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами. Следовательно объектом налогообложения признаются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и др.;

3) ставка налога - это размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные;

4) способы уплаты налога. В Российской Федерации существуют три основных способа уплаты налога:

а) уплата налога по декларации;