Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3081
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ".
В.Н. Карташов справедливо указывает на наличие и такого способа, как рисунок, где дается изображение нормативного материала, выполненного на плоскости с помощью графических или иных средств - контурной линии, штриха, пятна и т.п. (например, изображения государственных символов - герба, флага, дорожные знаки, товарные знаки и др.). Он также указывает и на формулы, в которых представлена комбинация буквенных и цифровых знаков, например формула расчета пенсии*(19).
В частности, в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 14) установлено, что размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б,
где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Есть еще несколько приемов общего характера: установление пределов осуществления прав (см., например, ст. 10 ГК РФ), сроков (с помощью которых фиксируются временные границы осуществления прав и обязанностей, например процессуальные сроки), нормативов или стандартов тех или иных действий, явлений (например, технические регламенты, касающиеся деятельности органов исполнительной власти) и др.
Одним словом, способов фиксации содержания права на сегодняшний день довольно много. Думается, инструментарий юридической техники продолжит свое развитие, и перечень способов и приемов выражения содержания права станет еще больше.
Глава 10. Логические правила составления законодательных актов
10.1. Логика нормативного правового акта
Факторы, влияющие на правотворческую логику
Их множество, влияние их неоднозначно и поэтому неодинаково. Перечислим лишь некоторые их них:
- социальные условия;
- политика;
- мораль;
- настроения людей;
- их предрассудки;
- общественное мнение;
- мировоззрение законодателей;
- их убежденность в принимаемом ими решении;
- их предпочтения
- и др.
В связи с этим выражение "юридическая логика", или "логика права", может первоначально показаться обманчивым, поскольку оно создает представление, что существует наука логики права, отличная от формальной логики. В действительности, нет специфической науки юридической логики, а есть только особое применение формальной логики к юридическим рассуждениям и действиям, применение их с учетом всех вышеуказанных факторов. Многие из них имеют иррациональный характер. Однако законодатель все-таки должен стремиться, насколько это возможно, работать более в рациональном ключе, чем в иррациональном, скорее с опытом, чем с интуицией, больше в спокойствии, чем с чувствами или эмоциями, скорее в соответствии с социальными условиями, чем по справедливости. Юридическая логика должна обязательно адаптироваться к потребностям реальности, и вместе с тем она должна сохранить и требования рациональности.
Одним словом, юридическая логика должна быть более логикой эффективности и логикой общества, чем чисто абстрактной и иногда слепой логикой. Но тем не менее юридическая логика не должна быть расплывчатой, эластичной и неустойчивой, поскольку это быстро лишит юридические конструкции и правовые ситуации всяких гарантий, а право - авторитета.
Переход общества к рыночной экономике ясно высветил необходимость именно в юридической логике, а в не логике формальной, согласно которой рыночной считается такая экономика, которой присущи все необходимые ей атрибуты. Безоглядное введение рыночных начал (приватизация, частная собственность, свободная конкуренция, расширение свободы работодателей в использовании наемного труда, отмена социальных льгот неблагополучным слоям общества и т.д.) и установление рафинированного капитализма после многих десятилетий советской жизни больно ударило по многим слоям общества. Максимализм первопроходцев в переустройстве жизни (вспомним указы Президента Б. Ельцина, касающиеся перехода к свободной торговле и отмены цен, устанавливаемых государством) сменился более осторожным подходом и введением в последующих нормативных актах некоторых ограничений в области экономики.
Значение логических правил
Учет многих факторов в процессе правотворческой деятельности становится нормой при той сложности, какую обрела современная действительность. Упрощенный подход к решению юридических вопросов и составлению нормативных актов способен принести реальный и немалый вред, как, например, это произошло при принятии всем известного закона о монетизации льгот (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Так каких же результатов позволяет нам достичь использование логических правил в правотворческой деятельности?
Юридическая логика дает возможность:
1) выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают внимания при упорядочении социальной жизни;
2) обеспечить точность в процессе правового регулирования;
3) выработать оптимальное юридическое решение;
4) достичь справедливости при разрешении общих правовых проблем в процессе правотворчества;
5) реализовать принципа гуманизма на деле, а не только его провозгласить;
6) сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их защиту;
7) она есть гарантия недопущения ошибок в процессе принятия юридических решений.
Как видим, выигрыш здесь есть, и, как оказывается, немалый.
Система логических правил в правотворчестве
Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Ряд логических правил носят общий характер. Они важны при принятии всех юридических решений (нормативных и индивидуальных) и при составлении всех правовых документов. Перечислим общие логические правила.
1. Единообразное понимание терминов.
2. Согласованность различных частей правового документа.
3. Согласованность различных правовых документов.
4. Отсутствие противоречий между частями правового документа.
5. Отсутствие противоречий между различными правовыми документами.
6. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов.
7. Убедительность правовых документов.
Эти общие логические правила правотворческой техники рассматривались ранее (см. гл. 7).
Теперь назовем специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества.
1. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации).
2. Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства.
3. Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации).
4. Классификация нормативных предписаний.
5. Регламентирование всех элементов логической нормы права.
6. Обеспеченность нормативных предписаний санкциями.
7. Вынесение за скобки одинаковых частей логических норм.
Уже одно перечисление логических правил, которые требуется выполнить в процессе правотворчества, показывает, что правотворческие субъекты вынуждены держать свой мыслительный аппарат в очень сильном напряжении, чтобы проделать столь сложную интеллектуальную работу, к какой относится правотворчество. И это внушает к ним уважение, даже притом что они на этом пути допускают порой ошибки.
Рассмотрим эти логические правила правотворчества по порядку.
Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации)
Для общества более оптимальным вариантом является ситуация, когда человек как разумное существо строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая необходимость такого поведения. Выгода для общества здесь прямая: не надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких граждан и аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.
Однако для обеспечения добровольности исполнения закона следует к тому же предпринимать определенные меры. Одним из эффективных способов является указание в самом нормативном акте на причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законодатель при этом преследует. Не лишним будет назвать и главную идею закона. Все это составляет информацию для адресатов нормативного акта, ориентирующую его и мотивирующую поведение, заложенное в нормативном акте.
Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле. Но это не всегда обязательное правило. Вот пример иного рода, когда законодатель счел необходимым более пространно изложить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и посвятил этому отдельную статью.
В Законе "Об образовании" в преамбуле сказано, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это положение уже ориентирует граждан на то, что речь идет об их свободе (любое право - это мера дозволенного, возможного поведения). Но дальше законодатель как бы подталкивает граждан к тому, чтобы они непременно им воспользовались, разъясняя, что дает образование личности и на каких принципах оно основывается.