Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3078

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если его участниками являются его родственники;

никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ);

никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ);

закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ);

никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);

каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни "что не разрешено, то запрещено", ученые много поработали, чтобы доказать, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать другое аксиоматичное правило, определяющее поведение граждан, - "разрешено все, что не запрещено".

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие еще из римского права:

"Где есть право, там есть и его защита";

"Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание";

"Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством";

"Решение спора между двумя лицами, не должно вредить третьему лицу";

"Пусть будет выслушана и другая сторона";

"Да не превзойдет судья требования сторон".

Виды правовых аксиом таковы:

а) по характеру - общие и отраслевые;

б) по содержанию - утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;

2) делают правовое регулирование экономным;


3) способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;

4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;

5) способствуют сохранению человеческого опыта;

6) отражают общественные ценности, так как накрепко связаны с нормами морали;

7) позволяют стабилизировать правовую систему.


Исключения
Этот правотворческий прием хотя и носит технический характер, но все же затрагивает содержание права. В принципе, исключения из правовых норм в определенных случаях являются необходимыми и полезными средствами формирования содержания права. Однако, когда они становятся чрезмерными, их существование не всегда воспринимается всеми положительно. Более того, их применение может ввергнуть право в более или менее обширную и характерную несправедливость.
Примечание. Исключения - это прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специальных целях или интересах.
Смысл исключения состоит в том, чтобы дать возможность извлечь определенным субъектам права для себя пользу из этого или обременить, причинить вред какому-либо субъекту права или правовому явлению.

Исключения могут либо устанавливаться по соглашению (в сфере частного права), либо предусматриваться законодательством (в сфере публичного права).

Отступления по соглашению связаны с договором, по которому одна из сторон уступает в пользу другой дополнительные преимущества по сравнению с предусматриваемыми в законе или, наоборот, вынуждена взять на себя более тяжелые или дорогостоящие обязательства. Законодательство вполне допускает такой вид исключений, если они не затрагивают законы, касающиеся общественного порядка. Например, в трудовом договоре для конкретного работника устанавливается возможность работать дома, а не в офисе.

Легальные исключения устанавливаются законодательством. Их необходимость может определять представительный орган (при издании закона), либо Президент (при издании указа), либо Правительство (при издании постановления) и т.п. Такие исключения распространяются на целую категорию лиц.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной гражданской службе" государственным служащим запрещено (ст. 17):

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);


3) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

4) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, конфиденциальные сведения или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

5) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

6) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

7) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

и др.

В строго правовом плане система исключений может показаться шокирующей, поскольку наносит ущерб фундаментальному принципу права - равенству граждан перед законом, провозглашенному в Конституции РФ.

Содержание двух пенсионных законов - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - наводит именно на эту мысль. В первом устанавливаются пенсии для всех наемных работников. Их размер у сегодняшних пенсионеров около 10 тыс. руб. в месяц. Второй Закон носит исключительный характер, поскольку устанавливает исключения для назначения пенсий государственным служащим, военнослужащим и некоторым другим категориям населения. Особо поражают пенсии государственных служащих: их размер может доходить до 75% их месячного заработка. Предположим, их заработок равен 200 тыс. руб., тогда пенсия государственного служащего может составлять и 150 тыс. руб. в месяц. Разница между обычной пенсией и пенсией государственных служащих впечатляет: она в 15 раз больше.

Тем не менее в плане юридической практики исключения (тогда, когда они оправданны) представляются как правотворческий прием, позволяющий придать некоторую гибкость правовому регулированию и снижению жесткости правовой регламентации. С развитием общества потребности людей становятся все более разнообразными. Иногда правовые нормы оказываются неадаптированными или неадекватными возникающим ситуациям. В этом случае исключения дают возможность приспособить общую норму к особым оправданным случаям.


Семейный кодекс РФ (ст. 13) устанавливает исключение из общего правила, касающегося брачного возраста: при наличии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жительства вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет.

Однако интенсивное и неумелое или заинтересованное использование системы исключений может поставить под угрозу саму полезность этого правотворческого приема. Так, если местный орган будет принимать сожительство молодой пары за уважительную причину для снижения брачного возраста, то это исключение будет грозить нейтрализацией общего правила о брачном возрасте 18 лет.

Есть еще одна опасность употребления приема исключений. В ряде случаев исключения из общего правила могут породить пристрастность и самоуправство со стороны государственных органов власти, преимущественно исполнительных, которые порой преследуют цели, отличные от общественных интересов, или ограничиваются защитой исключительно частных интересов, впадают в протекционизм, зависть или враждебность. Иногда это даже приводит к продажности исполнительных органов.

Одним словом, исключения из общего правила должны действительно быть исключительным правилом. В противном случае, т.е. при наличии множества исключений в законодательстве, оно практически саморазрушается.
Иные способы формирования содержания нормативных актов
Думается, что не стоит ставить точку в характеристике способов формирования содержания права. Технологии, в том числе и правовые, постоянно развиваются и обогащаются новыми. Даже на сегодняшний день указанный выше их перечень можно дополнить такими, как статутные предписания. Их значение состоит в том, что они определяют правовое положение, роль того или иного субъекта или явления, его состояние.

Так, в п. 1 ст. 80 Конституции РФ говорится о статусе Президента РФ как главы государства; в п. 1 ст. 75 Конституции РФ устанавливается, что рубль является денежной единицей в Российской Федерации.

К ним примыкают нормативные предписания, в которых устанавливается правоспособность. Именно так поступил законодатель применительно к различного рода юридическим лицам в ст. 49 ГК РФ: