Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3067
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как видим, договорная техника довольно сложна. Нарушение правил договорной техники, даже иногда самых на первый взгляд пустяковых, например несвоевременное доведение до сведения исполнителей договора его условий (заданий по договору), способно причинить организации немалые убытки. Получается, что скрупулезное исполнение договорной техники - залог успешной деятельности организации.
Раздел IV. Правоприменительные документы
Глава 18. Применение как тип осуществления права
18.1. Характеристика правоприменения
Понятие правоприменения
Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, используя свои права). Этот тип осуществления права мы называем непосредственная реализация права.
Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.
Правоприменение - это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права - правоприменительный, который, в свою очередь, имеет свои формы. Правоприменение имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с использованием, исполнением и соблюдением, а потому не может быть объединено одним понятием "формы реализации права" (взаимосвязь указанных правовых явлений - на рис. 18.1).
н ┌──────────────────────┐
е │ │
п ┌ │ п │
о │┌────────┴──────────────┐ р │1) конкретизация права или обязанности
с ││ Использование │ и │ (правонаделение)
р │└────────┬──────────────┘ м │2) контроль
е │┌────────┴──────────────┐ е │3) разрешение споров
д / │ Исполнение │ н │4) наложение юридической ответственности
с \ └────────
┬──────────────┘ е │
т │┌────────┴──────────────┐ н │
в ││ Соблюдение │ и │
е │├────────┬──────────────┤ е │
н └ │ │
н │ │ │ │
а │ │
я │ │ │ │
└──────────────────────┘
р │ │ │
е └──────────────┼── ────────────────────────────┘
а │ │ \/
л Правоприменительные документы
и │ │
з
а │ │
ц └─────────────── ─────┘
и \/
я Правореализационные документы
Рис. 18.1. Взаимосвязь правоприменения и форм реализации права
Примечание. Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуальных предписаний.
Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:
- осуществляется компетентными органами государства;
- имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
- требует профессиональных знаний и навыков;
- осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
- является организующей деятельностью по осуществлению норм права.
Ее цель - удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
- осуществляется в процессуальных формах.
Применение права может подключаться ко всем трем формам непосредственной реализации права:
1) к использованию (например, получение социального жилья малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
2) к исполнению (например, призыв в армию);
3) к соблюдению (например, в случае совершения правонарушения).
Причины правоприменения
Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот. Обойтись без правоприменения не представляется возможным по нескольким причинам:
1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;
2) возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы предотвратить вред и обезопасить других лиц;
3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это учитывать;
4) совершение правонарушений.
Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам непосредственной реализации права.
Формы правоприменения
Указанные выше причины и обусловливают четыре формы применения:
- конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, наделить правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) - это то, что требуется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно и с натяжкой можно было бы назвать правонаделением. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использованием общественных ресурсов;
- контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству;
- разрешение споров. Споры о праве - ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют свои собственные интересы и порой видят все только со своей позиции. Суд - независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода и т.п.);
- наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.
Виды правоприменения
Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно будет выделить два вида правоприменения*(35):
1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, ибо на них возлагается обязанность при этом руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.);
2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать*(36). Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.
Правоприменительные акты и их особенности
Правоприменительные акты являются результатом применения права.
Примечание. Акты применения права - это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.
Акты правоприменения являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:
- издаются государственно-властными компетентными органами;
- имеют государственно-властный характер;
- обязательны для исполнения;
- содержат индивидуально-конкретные предписания;
- рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;
- обеспечиваются силой государственного принуждения.