Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12572
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• уметь планировать свою деятельность по предмету «окружающий мир» и осуществлять контроль за результатами освоения учебной дисциплины.
• важно уважать чужой труд, уметь конструктивно взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками в ходе решения учебных задач;
• важно развивать навыки высказывания собственного мнения о позитивных процессах в окружающей среде, уметь видеть хорошее в окружающих людях.
Оценка предметных результатов учащихся в ходе изучения учебного материала является важной составляющей частью учебного процесса.
Согласно ФГОС, задания в контрольно-измерительных материалах разделены на три уровня сложности: базовый, повышенный и высокий. Как правило, КИМ универсальны и подходят для разных учебно-методических комплексов образовательной программы начального общего образования. 31
Как правило, контрольно-измерительные материалы составлены в виде тестовых заданий. Тестовые задания зачастую используются в дисциплинах естественнонаучного цикла с целью измерения качества результата образования (предметных результатов). Они позволяют в быстрое время провести диагностику и объективно оценить ответы детей.
Рассмотрим, как реализуется коммуникативно-деятельностный подход при формировании регулятивных навыков при изучении окружающего мира.
Как отмечает С.Е. Нарушева, представления младших школьников об окружающем мире происходят в процессе самостоятельного поиска, так что важно реализовывать активную деятельность учащихся в природе, в процессе которой они вступают в конструктивное общение, учатся формулировать цели и задачи, проводят самостоятельную исследовательскую работу, формулируют выводы [17, c. 183]. Первые попытки организации активной работы в природе проводилась ещё в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). В рамках данной работы учащиеся отправлялись к подножью Анд, где под руководством педагога исследовали различные растения, делали выводы об условиях их произрастания. Впоследствии многочисленные педагоги стали включать походы на различные территории в образовательный процесс; среди этих педагогов следует назвать И. Меркуриалиса, Э. Роттердамского, Х.Л. Вивеса, Т. Мора, Ф. Рабле, М. Монтельи др.
В конце XVII - начале XVIII вв. в различных учебных заведениях Британии, Франции, Германии, Италии активно использовались выходы со школьниками на разнообразные природные территории в рамках естественнонаучного образования. Организуемые экскурсии несли в себе не только образовательную, но также воспитательную ценность. Педагоги уже в это время полагали, что самостоятельная деятельность детей в природе должна стать основой развития их исследовательских навыков, которые в свою очередь служат важным инструментом развития личности школьников. [
26]. Такие выдающиеся педагоги, как Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, также придавали существенное значение организации экскурсий и походов в образовательном процессе. Это привело к появлению «коллегий», когда школьники имели один день (рекреационный), в течение которого могли посетить какой-либо природный уголок с целью созерцания природы и формирования представлений об окружающей среде [4, c. 173]. Разрабатывая программу общедоступных средних школ Я.А. Коменский предлагал: «...в конце обучения два или три года останутся для путешествий».
Важно отметить, что в соответствии с системой Международного бакалавриата идеи вышеперечисленных выдающихся педагогов и методистов представляют существенную актуальность. Принцип наглядности в ходе формирования экологической культуры является основополагающим. При этом необходимо не просто созерцать природные объекты, но осуществлять деятельностный подход.
В ходе организации экскурсий и походов в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир» у школьников формируются значимые экологические компетенции. В то же время данная деятельность даёт хорошие возможности для реализации игрового компонента, который важен для младших школьников и является необходимым условием формирования экологической культуры.
Как правило, успешность использования коммуникативно-деятельностного подхода обучения при организации работы по формированию экологической культуры при изучении предмета «Окружающий мир» определяется на основе следующих критериев:
-
Для ребёнка становится доступной классификация многих природных объектов; -
Познавательная активность развивается; -
Ребёнок начинает проявлять ценностное отношение к объектам природы; -
Дети готовы к конструктивной коллективной деятельности; -
Деятельность одноклассников является значимой для ребёнка; -
Ребёнок определяет эстетическую ценность природных объектов.
К.Г. Ульянова считает, что самостоятельная работа учащихся в природной среде нередко сопряжена с разнообразными конфликтами. Это создаёт некоторые сложности в использовании коммуникативно-деятельностного подхода в работе данного типа. В связи с этим педагогу важно как можно эффективнее включить в практическую деятельность школьников при организации уроков окружающего мира в природе. Это могут быть интересные формы заданий, использование занимательного материала, включение элемента соревнования или совместной игры и т.п [23, c. 37].
Международный бакалавриат предлагает работать с конфликтностью школьников младшего возраста по следующему принципу: обязательное обсуждение и составление значимых правил школьной жизни (Essential Agreements), которые позволяют контролировать свое поведение и являются практикой самоконтроля, тем самым развивают регулятивные УУД.
По мнению А.К. Юскаевой, при формировании экологической культуры в ходе реализации коммуникативно-деятельностного подхода в природе при изучении окружающего мира педагогу необходимо создать особую развивающую среду, ориентироваться на личностные интересы детей, их склонности и таланты. Также важно включить в эту работу элементы трудовой деятельности, что позволит развивать такие качества детей, как ответственность за результаты собственной деятельности, умение контролировать результаты и проводить анализ своей работы на уроках и внеурочных занятиях [29, c. 38].
З.Р. Амет-Уста и А.В. Шашкова считают, что для педагога важным является наблюдение за активной и самостоятельной работой детей в природе, что позволит выявить их интересы и создаст возможности для эффективной исследовательской деятельности детей по предмету «Окружающий мир» [8, c. 187].
По мнению Б. Д. Крапивина [32, с. 92], формирование экологической культуры в рамках предмета «Окружающий мир» во многом связано с развитием образовательной онлайн-среды. В связи с этим интерес представляют такие формы деятельности школьников, как организация проектной деятельности, квестов и веб-квестов и виртуальных экскурсий.
Как полагают Л.В. Байбородова и Н.В. Белова, Одним из эффективных современных направлений, которые в настоящее время активно используются на уроках окружающего мира, является проектная деятельность. Основу метода проектов составляют умение детей осуществлять исследования под наблюдением воспитателя, активно взаимодействовать с педагогами и сверстниками [4]. Проектная деятельность реализуется в 2-4 классах на уроках и во внеурочной работе по окружающему миру. Школьники участвуют в исследовательских проектах (например, на тему «Как лечить растения?»), в игровых проектах (например, игровой проект «Юные экологи»), в практикоориентированных проектах (например, проект на тему «Уход за домашними питомцами»), информационных проектах (например, проект «Красная книга России»).
Как правило, проекты младших школьников по окружающему миру несут в себе определённый творческий компонент, что повышает интересе детей к изучению данной учебной дисциплины и мотивирует к учёбе в целом.
Е.А. Батурина считает, что квест и веб-квест представляют собой проблемное задание c элементами ролевой игры; в случае веб-квеста для выполнения данного задания используются возможности интернета [12, с. 111].
Веб-квест предполагает использование интерактивных методов. В настоящее время на уроках окружающего мира эта технология получает активное распространение.
Данная технология даёт возможность для активного внедрения в образовательный процесс по окружающему миру мультимедийных средств, новейших IT-технологий. Это вызывает особую заинтересованность современных младших школьников, которые стремятся к использованию гаджетов в учебной работе.
Для создания наглядность в ходе организации веб-квестов могут быть использованы презентации, видеообзоры, самостоятельное создание интерактивных материалов самими школьниками.
Также эффективность использования интерактивных технологий при организации веб-квестов предполагают использование аудио- и видеофайлов, что приводит к повышению внимания школьников при работе на уроке.
-
Интерактивность сочетает в себе все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, способствует внедрению элементов личностно-ориентированного обучения, а также позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности. -
Мультимедиа может значительно улучшить психоэмоциональное настроение в процессе изучения предмета «Окружающий мир». -
Модальность, то есть использование как можно большего числа сенсорных каналов восприятия информации. -
Визуализация результатов работы и оценка проделанной работы, а также пошаговые результаты работы, отображаемые на экране, делают оценку деятельности детей [12, с. 112]. -
В ходе реализации квеста учащиеся нередко находят возможности для своего творческого выражения, так как данная работа не предполагает стандартные задания, а ориентирует детей на самостоятельный поиск.
Виртуальные экскурсии – новый подход к организации работы на уроках окружающего мира. При этом с помощью интернет-технологий дети могут совершать виртуальные путешествия не только «в пространстве», но и «во времени», т.е. перемещаясь на определённый исторический этап развития территории.
Современная виртуальная экскурсия – это мероприятие, которое характеризуется рядом признаков, прописанных в документах ФГОС:
- главная цель экскурсии – развить каждую детскую личность в процессе обучения и воспитания;
- реализация на экскурсии личностно-ориентированного подхода к обучению;
- реализация деятельностного подхода к обучению;
- динамичность и вариативность в организации занятия;
- использование современных информационных и педагогических технологий [43, с. 184].
Темы виртуальных экскурсий на уроках окружающего мира могут быть самыми разными. Они могут быть посвящены экологии родного края («Виртуальная экскурсия по области»), глобальным экологическим проблемам («Изменение климата в крупнейших городах мира», «Освоение Арктики»), путешествиям с целью ознакомления с необычными природными объектами («На берегу Слоновой кости»).
Включение младших школьников в исследовательскую деятельность в процессе формирования экологической культуры происходит путём создания необходимых условий. Организационно-педагогические условия, которые используют при этом педагоги, исследуются на протяжении длительного времени. Они включают в себя комплекс факторов, оказывающих влияние на успешность обучения и зависящих от воли самого педагога. Данные условия включают в себя, во-первых, выбор структуры и содержания учебной и исследовательской деятельности. Если традиционно классно-урочная система не способствовала разнообразию структуры и содержания образования, то в настоящее время имеются широкие возможности для этого. Так, современные педагоги активно используют нестандартные уроки (например, уроки-соревнования, уроки-ролевые игры и т.п), интегрированные уроки, уроки в форме путешествий и др. Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовки детей и их психолого-педагогических особенностей педагог может целенаправленно выбрать такую форму проведения урока, которая является наиболее эффективной для них [11, c. 11].
Основное содержание образования определяется рабочей программой педагога. При этом в соответствии со сложившейся обстановкой педагог имеет возможность провести её своевременную коррекцию.
Материальная база, необходимая для организации и проведения уроков, во многом определяет спешность обучения. Педагогу на уроках окружающего мира важно соблюдать правило наглядности. Для этого он может использовать натуральные объекты, модели, карты, влажные препараты и другие формы наглядности.
В последние годы важное значение стало приобретать использование информационных технологий. Это не обошло стороной и уроки окружающего мира.