Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
продолжительностью 20-60 секунд с максимальной скоростью и отягощением 3-7 кг с интервалами отдыха 2-3 минуты, количеством повторений 4-6 раз. Решающее значение имеет высокая интенсивность движений при сохранении достигнутого уровня технической подготовленности. Скоростные качества лыжников-гонщиков наиболее ярко проявляются при ускорении на различных участках трассы, а также в спортивных результатах на коротких лыжных дистанциях [30,34].
Такие авторы, как Е. Н. Кудрявцев, Б. И. Сергеев, Г. Б. Чукардин отмечают, что для достижения высоких результатов в лыжных гонках важны собственно скоростно-силовые качества. Для развития этих качеств В. И. Шапошникова считает целесообразным применение следующих упражнений. Для ног – многоскоки по равнинной местности (5x40 м и 2x30 м), многоскоки с короткими (6х30 м) и длинными (7х50 м) подъемами. Отдых между сериями 5- 8 минут. Упражнения с блоками и амортизаторами выполняются сериями: 30 с
– с максимальной частотой, 60 с – со средней и т.д. Используется плавание только с помощью рук, игры. Упражнения повторяются многократно или до небольшого утомления [21].
Т. И. Раменская утверждает, что наилучшим средством скоростно- силовой подготовки для юных лыжников-гонщиков является прыжковая имитация в подъемы с палками. Бег с имитацией в подъемы по пересеченной местности в объеме 25-30 % от общей тренировочной нагрузки создает
необходимую базу скоростно-силовой подготовки юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автор считает, что развитие скоростно-силовых качеств будет эффективнее, если оно происходит параллельно
с развитием силовых качеств, быстроты, выносливости, ловкости и т. д. [38,39].
Ряд авторов (И. Г. Огольцов, Ю. В. Верхошанский, С. К. Фомин, Л. П. Матвеев) считают, что основными методами развития скоростно-силовых качеств являются: упражнения с отягощением, повторно-серийный, круговой, метод прыжковых упражнений, комплексный метод [21,31,34,41].
В тренировке юных лыжников-гонщиков чаще всего используется круговой, комплексный и метод прыжковых упражнений. Повторно-серийный метод применяется в основном в тренировках на лыжероллерах и прыжковой имитации в подъемы [18].
При развитии собственно скоростно-силовых качеств («взрывной силы») и силовой выносливости величина отягощений уменьшается с повышением интенсивности и количества повторений упражнения.
Величина отягощений или интенсивности передвижения при развитии скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков определяется их уровнем подготовленности и разнообразием приемов и методов направленного развития того или иного физического качества (силы, быстроты, скоростной или силовой выносливости и т.д.) [11].
Многие авторы полагают, что наибольшая эффективность в подготовке юных лыжников-гонщиков будет достигнута только при развитии всех физических качеств в определенной пропорции с учетом их значимости для вида спорта (этапа многолетней подготовки, годичного цикла и т.д.) и возможности наиболее полной реализации индивидуальных способностей спортсменов [24].
При развитии скоростно-силовых качеств большинство авторов считает, что упражнения этой направленности должны сопровождаться во всех случаях
необходимым объемом упражнений, способствующих развитию гибкости и навыков расслабления [12].
Использование средств общефизической и специально-физической подготовки для развития скоростно-силовых качеств юных лыжников- гонщиков зависит от этапа и периода годичного цикла спортивной тренировки.
Методика применения средств скоростно-силовой подготовки юных лыжников-гонщиков заключается в следующем: на первом этапе подготовительного периода, когда необходимо заложить «фундамент» общей физической подготовленности, спортсмен выполняет упражнения со значительными отягощениями 50-70 % от максимальной силы. На втором этапе применение средств скоростно-силовой направленности проводится одновременно с применением средств для развития быстроты. В это время начинают применяться и собственно скоростно-силовые упражнения (прыжки, многоскоки, упражнения в быстром темпе с отягощением 15-30 % от максимального или рывком). К концу второго и в начале третьего этапа для развития скоростно-силовых качеств начинают все больше применяться специальные средства (имитация, лыжероллеры, лыжи). В частности, В. П. Платонов и Н. М. Булатова считают, что скоростно-силовые способности лыжников-гонщиков целесообразно развивать при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента [41].
По мнению многих авторов, в частности, Г. В. Березина, И. М. Бутина, М.
А. Аграновского, основные физические качества, необходимые лыжникам- гонщикам, в том числе и скоростно-силовые, следует развивать на летне- осеннем этапе подготовительного периода [6].
Объём скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле увеличивается из месяца в месяц. Так, И. Г. Огольцов предлагает следующую динамику повышения скоростно-силовой работы: в мае – 7%
скоростно-силовой работы от общего объема циклической нагрузки; в июне – 16,8%; в июле, августе общий объем циклической нагрузки продолжает увеличиваться при дальнейшем увеличении объема скоростно-силовой работы, однако отношение объема скоростно-силовой работы к ООЦН снижается до 11,3 %. Переход от первого этапа ко второму в подготовительном периоде происходит с постоянным увеличением объема специальной подготовки. В недельном цикле предусматривается проведение двух занятий на лыжероллерах на сильно– и среднепересеченной местности с интервалами в 3-4 дня. На третьем этапе, только с третьей недели, автор рекомендует использование специальной скоростно-силовой работы на отрезках 300-600 м в сочетании с совершенствованием технического мастерства [34].
По мнению В. М. Дьячкова, применение специальных средств подготовки (имитации и передвижения на лыжероллерах) у лыжников-гонщиков младших разрядов в большей мере связано с совершенствованием технического мастерства (с незначительной интенсивностью),
Такие авторы, как Е. Н. Кудрявцев, Б. И. Сергеев, Г. Б. Чукардин отмечают, что для достижения высоких результатов в лыжных гонках важны собственно скоростно-силовые качества. Для развития этих качеств В. И. Шапошникова считает целесообразным применение следующих упражнений. Для ног – многоскоки по равнинной местности (5x40 м и 2x30 м), многоскоки с короткими (6х30 м) и длинными (7х50 м) подъемами. Отдых между сериями 5- 8 минут. Упражнения с блоками и амортизаторами выполняются сериями: 30 с
– с максимальной частотой, 60 с – со средней и т.д. Используется плавание только с помощью рук, игры. Упражнения повторяются многократно или до небольшого утомления [21].
Т. И. Раменская утверждает, что наилучшим средством скоростно- силовой подготовки для юных лыжников-гонщиков является прыжковая имитация в подъемы с палками. Бег с имитацией в подъемы по пересеченной местности в объеме 25-30 % от общей тренировочной нагрузки создает
необходимую базу скоростно-силовой подготовки юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автор считает, что развитие скоростно-силовых качеств будет эффективнее, если оно происходит параллельно
с развитием силовых качеств, быстроты, выносливости, ловкости и т. д. [38,39].
Ряд авторов (И. Г. Огольцов, Ю. В. Верхошанский, С. К. Фомин, Л. П. Матвеев) считают, что основными методами развития скоростно-силовых качеств являются: упражнения с отягощением, повторно-серийный, круговой, метод прыжковых упражнений, комплексный метод [21,31,34,41].
В тренировке юных лыжников-гонщиков чаще всего используется круговой, комплексный и метод прыжковых упражнений. Повторно-серийный метод применяется в основном в тренировках на лыжероллерах и прыжковой имитации в подъемы [18].
При развитии собственно скоростно-силовых качеств («взрывной силы») и силовой выносливости величина отягощений уменьшается с повышением интенсивности и количества повторений упражнения.
Величина отягощений или интенсивности передвижения при развитии скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков определяется их уровнем подготовленности и разнообразием приемов и методов направленного развития того или иного физического качества (силы, быстроты, скоростной или силовой выносливости и т.д.) [11].
Многие авторы полагают, что наибольшая эффективность в подготовке юных лыжников-гонщиков будет достигнута только при развитии всех физических качеств в определенной пропорции с учетом их значимости для вида спорта (этапа многолетней подготовки, годичного цикла и т.д.) и возможности наиболее полной реализации индивидуальных способностей спортсменов [24].
При развитии скоростно-силовых качеств большинство авторов считает, что упражнения этой направленности должны сопровождаться во всех случаях
необходимым объемом упражнений, способствующих развитию гибкости и навыков расслабления [12].
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
Использование средств общефизической и специально-физической подготовки для развития скоростно-силовых качеств юных лыжников- гонщиков зависит от этапа и периода годичного цикла спортивной тренировки.
Методика применения средств скоростно-силовой подготовки юных лыжников-гонщиков заключается в следующем: на первом этапе подготовительного периода, когда необходимо заложить «фундамент» общей физической подготовленности, спортсмен выполняет упражнения со значительными отягощениями 50-70 % от максимальной силы. На втором этапе применение средств скоростно-силовой направленности проводится одновременно с применением средств для развития быстроты. В это время начинают применяться и собственно скоростно-силовые упражнения (прыжки, многоскоки, упражнения в быстром темпе с отягощением 15-30 % от максимального или рывком). К концу второго и в начале третьего этапа для развития скоростно-силовых качеств начинают все больше применяться специальные средства (имитация, лыжероллеры, лыжи). В частности, В. П. Платонов и Н. М. Булатова считают, что скоростно-силовые способности лыжников-гонщиков целесообразно развивать при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента [41].
По мнению многих авторов, в частности, Г. В. Березина, И. М. Бутина, М.
А. Аграновского, основные физические качества, необходимые лыжникам- гонщикам, в том числе и скоростно-силовые, следует развивать на летне- осеннем этапе подготовительного периода [6].
Объём скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле увеличивается из месяца в месяц. Так, И. Г. Огольцов предлагает следующую динамику повышения скоростно-силовой работы: в мае – 7%
скоростно-силовой работы от общего объема циклической нагрузки; в июне – 16,8%; в июле, августе общий объем циклической нагрузки продолжает увеличиваться при дальнейшем увеличении объема скоростно-силовой работы, однако отношение объема скоростно-силовой работы к ООЦН снижается до 11,3 %. Переход от первого этапа ко второму в подготовительном периоде происходит с постоянным увеличением объема специальной подготовки. В недельном цикле предусматривается проведение двух занятий на лыжероллерах на сильно– и среднепересеченной местности с интервалами в 3-4 дня. На третьем этапе, только с третьей недели, автор рекомендует использование специальной скоростно-силовой работы на отрезках 300-600 м в сочетании с совершенствованием технического мастерства [34].
По мнению В. М. Дьячкова, применение специальных средств подготовки (имитации и передвижения на лыжероллерах) у лыжников-гонщиков младших разрядов в большей мере связано с совершенствованием технического мастерства (с незначительной интенсивностью),