Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остаётся на Ертисе (Иртыше), западные пределы достигают Едиля, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».

В начале XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу. К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Она разделялась на области тенских кыпчаков, от Едиля на востоке до Кавказских предгорий на юге и Тена — на северо-западе, и области узеуских кыпчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена на востоке до низовий Дуная и Карпаты на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шарукана и Боняк хана.

Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В XI—XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение
, воевавшее на два фронта — против каракиданей в Жетысу и Хорезма — на Сырдарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алп-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от каракиданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своём намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись.

Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над каракиданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенёс столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр хана. Встревоженный вестью о победах монголов, хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан Алып-Дерек, заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр хана, но хорезмшах, боясь гнева кыпчакской знати, отказался. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все её защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.

Отряды Джучи, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 г. подошли к

Сыгнаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Джент. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дешт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединённое войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглыкент — на Иргызе, Саксин — в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

Историческая справка. В европейских и византийских источниках кыпчаки упоминаются как куманы, в русских источниках как половцы. Как этническая группа сложились в Центральном и Восточном Казахстане в VIII веке. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и киргизов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали своё имя возникшему объединению племён, которое стало называться кипчакским.

Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается многими исследователями-кыпчаковедами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак» — в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кыпчак», «кыфчак» — в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (XI в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад-Дина, ал-Омари, Ибн-Халдуна (XIV в.) и других. Русские летописи (XI—XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские — палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук — ХIII в. и др.) — команами (куманами).

Тема № 6 Развитие социально-экономических и этнических процессов в Казахстане до монгольского нашествия

Цель лекции – общая характеристика развития социально-экономических и этнических процессов, материальной и духовной культуры Казахстана в VI- начале XIII вв.

Ключевые слова – Великий Шелковый путь, скотоводство, земледелие, ремесло, города, язык, письменность, религия, ислам, буддизм, христианство, манихейство, тенгрианство, суфизм, наука, литература

План лекции

  1. Материальная культура Казахстана в VI- начале XIIIвв.

  2. Духовная культура Казахстана в VI- начале XIII вв.

  3. Этнические процессы в Казахстане до монгольского нашествия.

Тезисы лекции

  1. Материальная культура Казахстана в VI- начале XIIIвв.

Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях - результат адаптации общества с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка. К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся: 

1. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;

2.Экстенсивный характер хозяйства;

3.Периодически сезонная подвижность;

4.Участие в перекочевках большей части населения;

5.Преобладание натуральных форм хозяйства.

Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.

На общих просторах евразийских степей кочевое скотоводство всегда было представлено типами и вариантами - от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочеваний по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без постоянных жилищ на них. Из всех критериев для систематизации кочевничества рациональным представляется характер кочевания, поскольку, с одной стороны, определяется экологией конкретных районов, с другой - тесной связью с социальными процессами, происходящими в кочевых обществах. Специалисты, ориентируясь на ряд таких разграничивающих факторов, выделяют несколько основных типов кочевания на территории евразийских пустынь и полупустынь:


1. Все население кочует, не имея стабильных маршрутов перекочевок, поэтому нигде подолгу не задерживается. Это экстраординарный случай, известный лишь при миграции, завоеваниях и последующем освоении новых территорий.

2. Все население кочует круглогодично по относительно неустойчивым меридиональным или радиально-круговым маршрутам, из-за отсутствия зимника. В новое время такой тип кочевания был отмечен в наиболее засушливых районах Казахстана, Туркмении и Монголии.

3. Все население кочует по стабильным маршрутам, имея постоянные зимники. Как такового земледелия у них нет. Примером может служить большое количество средневековых этносов. В новое время так кочевали калмыки и часть казахов.

4. Все население кочует весной, летом и осенью в меридиональном и вертикальном направлении, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства. Яркий пример - хозяйство казахов.

5. Часть населения кочует в меридиональном или вертикальном направлениях, тогда как другая живет оседло и в основном занимается земледелием.

Два последних типа кочевания являются собственно разновидностью не кочевого, а полукочевого хозяйства. Но именно они были наиболее характерны для населения степной зоны Евразии. Таким образом, многие из тех, кого называют кочевниками, в строго научном смысле являлись полукочевниками, хотя скотоводство у них часто играло более значительную роль, чем земледелие. Вывод о преобладании в евразийских степях полукочевого хозяйства распространялся не только на новое время, но и на средневековье и древность.

Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.

1. Жетысу. Основные зимние кочевья располагались у южного берега Балхаша в камышовых зарослях и в полупустынных предгорьях Тянь-Шаня и северных отрогах Каратау. Летние кочевья находились в основном в горных и предгорных районах. Здесь обитали усуни, тюрки, карлыки, тюргеши. В XI-XII вв. часть Жетысу занимают канглы, кыпчаки и каракидани.

2. Среднее течение Сырдарьи. Зимние кочевья находились к югу от реки, в песках Кызылкум, а летние - севернее, в низовьях Таласа, урочище Мынбулак, у озера Шубар-Тенгиз. Эти территории населяли кангары, огузы, позднее - кыпчаки.

3. Нижнее течение Сырдарьи. Зимние кочевья находились в песках Кызылкум и по реке Жандарья, а лзтние - в нижнем течении Ыргыза и Торгая, у озера Шалкар-Тенгиз Здесь также обитали кангары, огузы и кыпчаки Сыгнакского владения.