Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 719

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Северное Приаралье и Мангыстау. Основные зимние кочевья находились на Устюрте, восточном побережье Каспия и в песках Большие Барсуки в Приаралье. Летние кочевья располагались в долине реки Жем, в Мугоджарских горах и к северу от них. На этих землях обитали кангаро-печенежские племена и кыпчаки.

5. Южное Приуралье и торгайская степь. Эта зона занимала междуречье Жаика и Жема, степи между Елеком и Южным Уралом, верховья Ыргыза и Сары-Торгая, бассейны рек Жыланчик, Каратор-гай. Меридианальное направление кочевания не соблюдалось, летние и зимние кочевья находились недалеко друг от друга и местоположение их зависело от местных условий. Зимние пастбища располагались в защищенных от ветра местах, в низинах, приречных тугаях и песках, а летние - на открытых богатых водопоем пастбищах.

6. Аналогичные условия кочевания были и в самой большой зоне - Сарыарке, Северном и Восточном Казахстане, где обитали кангарские, кимакские и кыпчакские племена.

"Чисто кочевых" народов никогда не было, и большинство т.н. "кочевых" обществ были на самом деле полукочевыми, т.е. на зимних кочевьях были стационарные жилища. Зачастую часть рода, не имеющая возможности кочевать, оставалась на зимних пастбищах и в поймах рек занималась поливным земледелием. Такие формы хозяйства были особо распространены в бассейне Сырдарьи, в Центральном Казахстане. Отдельные очаги земледелия были в Жетысу и Северном Казахстане. Постоянное, круглогодичное кочевание было редкостью, исключением из правил и было связано с экстремальными условиями - войнами, потерями основных пастбищ вследствие резких климатических перемен и т.п. Так, некоторое время круглогодичным кочеванием занимались огузы-сельджуки а во время переселения в Хорасан - западные кангары, - после потери зимних пастбищ на северном берегу Каспия из-за затопления в IX-X вв. Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что "всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весной и осенью". В качестве транспорта во время кочевания использовались двух- и четырехколесные повозки - кюиме. В эти повозки запрягались быки, лошади или верблюды. Как отмечал Плано Карпини, для перевозки некоторых из них "было достаточного одного быка, для больших - три, четыре или даже больше".


Состав стада. Средневековые авторы отмечают, что тюр-коязычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, кроме северных районов с холодным климатом.

Благодаря "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари и арабо-кыпчакским словарям XIII-XIV вв. до нас дошли многие термины и лексические обороты, отражающие хозяйственно-животноводческие реалии, существовавшие в эту эпоху. В частности, в них приводится большое количество кыпчакских слов, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством и другими видами хозяйства: койун - овца, козы - ягненок, кочкар - баран, токлы -годовалый ягненок, сыгыр - корова, огуз - вол, буга - бык, бузагу - теленок, теве - верблюд, нген - верблюдица, бота - верблюжонок, ат - лошадь, айгыр - жеребец, кысрак - молодая кобылица, бес -кобыла, тай -двухлетняя лошадь, кулунчак - годовалый жеребенок, кунан - трехлетний и т.д.

Животноводческая продукция шла не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и на продажу в соседние земледельческие области. Кочевники Сарыарки и Жетысу были экономически связаны с городами Мавераннахра. Западный Казахстан - с Хорезмом, городами Едиля, кыпчаки и кангары Причерноморья - с городами Руси и Крыма

Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XII вв.

Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О развитом земледелии у усуней и кангаров мы уже говорили. Традиции оседлого хозяйства продолжают развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.
В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шу и Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Китайский посол Сюань Цзянь, посетивший в 630 г. долину Шу, отмечал в своих записках: "В городах одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей". Характеризуя карлыкские племена, ал-Идриси пишет: "Люди кочевые... Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут".


Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. О традиционном возделывании этих культур позволяют судить термины, употреблявшиеся для их обозначения огузами и кыпчаками: экин - посев, бугдай - пшеница, тарыг -просо, арпа - ячмень, тутарган - рис, мержамак - чечевица.
В оседло-земледельческих районах развивались садовод-чество, виноградарство, огородничество, бахчеводство. Посол французского короля Рубрук, сообщая о Жетысу, отмечал: "Я видел там лозы и дважды пил там вино". Это подтверждается также археологическими находками. При раскопках Тараза обнаружены косточки фруктовых деревьев-абрикосов, слив, вишни, бахчевые - дыни, арбузы, а также винограда и подсолнечника.
Земледельческие районы Казахстана. Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохранилища. Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв. В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири - устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.
В долинах Таласа и Шу процесс развития земледелия был ускорен проникновением согдийцев и расселением их по трассе Великого Шелкового пути. Здесь появились согдийские колонии - Навакерт, Хамукат и др. Одновременно шел процесс оседания тюркоязычных кочевников. Ирригационные системы плохо сохранились, однако о наличии их говорится в исторических источниках.
Древние каналы сохранились и в низовьях реки Или. Кроме магистральных каналов, обнаружены остатки плотины для поднятия воды в реке, мелкие каналы-оросители и устройства для направления воды по нужному руслу.
XI-XII вв. - время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.
В целом, оседло-земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники - земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь.


Городская культура Казахстана в V - начале XIII вв.

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Города Казахстана. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.
Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных VII в. Он встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства.
Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.
Благоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.