Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1603
Скачиваний: 121
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Усунь. В первом тысячелетии в Семиречье процветали города и согдийские торговые станции. А возраст столицы края - города Алматы, - как недавно было установлено казахстанскими археологами, превышает тысячу лет.
79.Охарактеризуйте основные этапы этногенеза казахского народа.
Процесс формирования казахской народности делят на два этапа: индоевропейский и тюркский.
Индоевропейский этап охватывает эпоху бронзы и железа: от андроновцев до саков, усуней, кангюев, сарматов и гуннов.
Тюркский этап – с VI в. до XV–XVI в., с периода Тюркского каганата до Казахского ханства.По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников – андроновцев. Особенно схожи двух племен – уйсунов и андроновцев.
С вторжением на территорию Казахстана гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки.
Эти признаки усилились в раннем средневековье VI–IX вв. н.э.
Монгольское нашествие вначале XIII в. нарушило процесс формирования казахской народности.В формирование казахской народности вошли две этнические группы двух единых этнических территорий.
Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана.
Во вторую входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана.
Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности.
Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV в. стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI в.
80.Охарактеризуйте особенности Бегазы-Дандыбайской культуры бронзового века.
Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э.) отличается от саргаринской своеобразием керамики и другими чертами. Она связана с Сары-Аркой, где расположены обширные пастбища и место-рождения руд. Процветание бегазинцев обеспечивалось скотоводством и металлургией бронзы. В то же время в облике этой культуры проступают черты раннего железного века. На некоторых сосудах обнаружены знаки, похожие на тамги. Особенностью культуры являются монументальные погребальные сооружения, скальные мавзолеи с погребением на спине. Слой древесного угля и золы указывает на ритуал предания огню деревянных конструкций перекрытия. В настоящее время одной из важных проблем археологии Казахстана является соотношение сар-гаринской и бегазы-дандыбаевской культур.
81.Охарактеризуйте особенности письменных источников, сохранившихся об истории цивилизаций Центральной Азии.
Древняя история Центральной Азии освеща-ется письменными источниками слабо и неравномерно. Большинство этих источников относятся ко второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. Среди письменных источников выделяются следующие группы:
Античные источники. Они хорошо известны науке, но их данные не очень точны, так как древнегреческие и римские авторы часто писали на
основе устных сообщений и непроверенных источников.В "Истории" Геродота (V в. до н. э.) имеется рассказ о последнем походе Кира Великого в Центральную Азию. Очень важны также этнографические сообщения Геродота о скифах и саках. Сведения о Центральной Азии встречаются в сочинениях древнегреческих и римских историков, ПІ в. до н. э. -II в., описывающих походы Александра Македонского, в XI книге "Географии" Страбона "Естественной истории" Плиния Старшего,"Географии" Птолемея (конец I - начало. II в.). Римский историк Аммиан Марцеллин (V в.) описал вторжение гуннов в Европу.
Китайские источники дают значительный и более точный материал об истории древней Центральной Азии, нежели античные. Эти источники появляются со II в. до н. э., когда Чжан Цянь посетил Фергану, Семиречье, Канглы (Кангюй) и Бактрию. Привезенные им сведения о "Западной стране" составили основу текста 123-й главы "Исторических записок" (Ши-цзи) Сыма Цяня, жившего в конце II - начале I в. до н. э. Несколько веков на рубеже нашей эры были наполнены борьбой китайцев с кочевниками - гуннами (хунну/сюнну). В китайских сочинениях имеется много сведений об образе жизни и политической организации гуннов
и их соседей.
Иранские источники. К ним относятся Авеста (священная книга зороастрийцев), древнеперсид-
ские клинописные надписи, эпиграфика. В Авесте имеется "географическая глава", подробно перечисляющая все области "страны ариев".
Древнейшие тексты Авесты (восходящие к II тыс. до н. э.) используются для реконструкции образа жизни и духовной культуры центральноазиатских воинов-скотоводов эпохи бронзы. В Бехистунской надписи царя Дария I (522-486 гг. до н. э.) говорится о восстаниях народов Центральной Азии против персов и об отношениях между степными кочевниками и персидской империей.
Тюркские источники появляются лишь в раннем Средневековье, когда кочевники-тюрки стали использовать иранскую согдийскую письменность и выработали на ее основе свою письменность.
Ее называют древнетюркской ру-нической? или орхоно-енисейской письменностью. Она обслуживала тюркский литературный язык того времени, который был единым для всех тюркских диалектов.Наиболее крупные надписи составлены в честь видных деятелей Второго Восточного Тюркского и Уйгурского каганатов. В 1893 г. древнетюркская письменность была дешифрована В. Томсеном, а В. В. Радлов сделал первые переводы. В настоящее время известно 255 рунических памятников. Они занесены в базу Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана.
82.Охарактеризуйте особенности прикладного искусства казахского народа.
Этот вид искусства отличается тем, что красивыми вещами, созданными его мастерами, можно не только любоваться, но и пользоваться. Помимо эстетического, важно также символическое значение бытовых художественных артефактов.
В предметах материальной культуры заключена знаковая информация - культурный код нации.
Различаются геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный мотивы орнаментов. В казахском прикладном искусстве ведущим является зооморфный орнамент, восходящий к сакскому звериному стилю. Это изображение рогов, вороньей лапки, птичьего клюва, птичьего крыла и т. п. Зооморфные знаки имеют тотемное происхождение и носят характер оберега.Универсальные геометрические символы - это круг, крест, квадрат, спираль.
Крест также символизирует четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года. Квадрат (фигура, производная от креста) является знаком материального мира. Он не имеет аналогов в природе и является символом порядка и устойчивости. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует восхождение духа из материи (женское начало), и, напротив, треугольник, направленный острием вниз, символизирует нисхождение.Кроме того, в казахском орнаменте прослеживается магическое значение числа 3, символизирующего закон триединства
83.Охарактеризуйте политико-правовые особенности социальных групп в Казахском ханстве
Казахское ханство как государство представляло собой симбиоз двух начал - политического в лице института верховной власти (хан, султаны) и
родоплеменной организации власти, где каждый род и племя возглавлялись вождем-бием. Бии были и важным элементом власти, и своего рода буфером между верховной властью и народом. "Хан -бии - народ"• - это триада власти, в которой каждый элемент играл важную роль для укрепления казахского государства.
Традиционная казахская государственность обладает чертами преемственности с государственностью ранних кочевников евразийских степей (этносоциальный характер государственности, триада власти, представление о сакральности власти, сочетание авторитарного и демократического начал).Провозгласить ханом можно было только султана - прямого потомка Чингисхана. Преимущественное право на титул хана имел старший мужчина в роде. Поэтому дядя, брат хана, считался старше своих племян-ников, сыновей хана, однако этот обычай часто нарушался.
84.Охарактеризуйте политическое устройство ранней кочевой империи – государства Гуннов
Гуннское государство относилось ко второму типу кочевых государств. Держава гуннов сложилась в борьбе с соседними племенными союзами и китайскими царствами.Во главе государства стоял шаньюй, власть которого была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Его называли "сыном Неба", "Небом и Землей рожденным, Солнцем и Луной поставленным, великим шаньюем". Он обьявлял войны и заключал мир, возглавлял армию в походах, вел переговоры и решал все вопросы внешней политики, имел право казнить и миловать любого из своих подданных. Шаньюя окружали многочисленные советники и военачальники, однако решающее слово всегда оставалось за ним.
Высшими после шаньюя лицами в государстве были "левый" и "правый" (т. е. западный и восточный) "мудрые князья". Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли 24 темника, т. е. командующие десятитысячными армиями.
Правящий класс Гуннской империи сложился из родопле-менной знати. Отношения родства сохраняли решающее значение для определения политической роли каждого знатного гунна. Основу политической силы знати составляла собственность на пастбищные земли.
85.Охарактеризуйте политическую историю тюркских государств в VI–VIII вв.
В VI–VIII веках н.э. в истории тюркских государств происходило множество политических событий и формировались различные политические образования. Одним из наиболее значимых государств этого периода было Гуннское каганат, основанное гуннами. Они создали мощную империю, простиравшуюся от Восточной Европы до Центральной Азии.
В начале VII века (603 год) Тюркский каганат в результате междоусобных войн и войн со своими соседями распался на Западный и Восточный каганаты.Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610—618 годах) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.К середине VII в. Западный Тюркский каганат ослаб настолько, что уже был не в состоянии сдерживать процессы миграции новых племен.В 551 году Бумын заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»).
После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая.В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ.В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.
В целом, политическая история тюркских государств в VI–VIII веках н.э. была характеризована периодами формирования мощных империй, конфликтами с Китаем и взаимодействием с другими культурами. Эти государства играли важную роль в истории Центральной Азии и оказали значительное влияние на последующие политические события в регионе.
86.Охарактеризуйте процесс формирования полиэтнического общества в Казахстане в 20-40 годы ХХ века.
В августе 1920 года была образована