Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1589

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Великая Степь - историко-культурное, а не географическое понятие. Географическое название этого региона - Евразийская степь.

В ландшафтном отношении Великая Степь неодно-

родна и состоит из собственно степей (степной ландшафтной зоны), а также лесостепей, полупустынь и даже пустынь. С севера степи и лесостепи ограничены лесными массивами, в том числе таежными. На юге Великая Степь упирается в водные преграды (Черное, Азовское, Каспийское моря) и высокие горы (Кавказские, Тянь-Шань).

В казахстанской исторической науке, применительно к X-XVII вв., принято называть Причерноморско-Каспийскую степь Западным Дешт-и Кыпчаком, а Казахскую степь Восточным Дешт-и Кыпчаком.Великая Степь - это "колыбель" кочевой цивилизации. В основе которой лежал природно-географические факторы подходящие экологические условия для развития кочевого скотоводства. Засушливые и сухие разнотравно-злаковые, ковыльные, полынно-злаковые степи и полупустыни, покрывающиеся травой в разное время, представляли собой идеальные сезонные пастбища для лошадей и мелкого рогатого скота. Вместе с тем в условиях аридного климата кочевое и полукочевое скотоводство стало единственно возможным способом хозяйственного освоения Степи.

63. Опишите развитие образования и науки в 20-40 годы ХХ века

Начиная с 1920 года большевики стали повсеместно создавать чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. К концу 1928 года было издано более 30 наименований учебников для школ с казахским языком обучения.Смена алфавитов (1929, 1940 гг.) нанесла существенный урон развитию школьного образования.В августе 1930 года вышло постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения в районах с

кочевым населением.Одной из важнейших задач в системе образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Так

в передвижных красных юртах (кызыл отау), внешне напоминающих избы, читальни для оседлого населения, обучали грамоте и женщин. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотноСти, ШколЫ-коМмуны.

В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность». К 1939 году в возрасте до 50 лет числилось 83,6% грамотного населения.


К 1941 году в республике функционировало 7,5 тыс. школ, в которых обучалось около 1 млн детей различного возраста.

64.Опишите общественно-политические идеи средневековых учёных Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжи Ахмеда Яссауи.

Абу Насыр аль-Фараби. Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар). Начальное образование получил в родном городе, затем обучался в городах Центральной Азии -Ташкенте, Самарканде и Бухаре.Ученый активно занимался вопросами общественного устройства, с ним советовались правители управлявшие не

только городами, но и государствами.Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях.

Махмуд Кашгари - один из известных ученых СредневекоВЬЯ, родился в аристократической семье на территории государства Караханидов.B XI веке после многолетних путешествий и научных поисков он создал главный труд своей жизни «Дивани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В нем собран большой историко-культурный, этнографический и лингвистический материал.

Юсуф Баласагуни - видный ученый, философ и поэт Средневековья.B XI веке Баласагуни написал историко-литературное произведение на тюркском языке «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Эта поэма - одно из первых светских произведений для всех тюркоязычных народов. В нем он описывает жизнь и быт, место и роль человека в обществе. ученый считает, что жизнь народа можно изменить в лучшую сторону, так же как можно совершенствовать и управление государством, опираясь на образование и науку. В своей поэме Баласагуни призывает всех граждан уважительно относиться к человеку труда, считает, что люди, овладевшие научными знаниями, могут изменить себя.

65.Опишите общественно-политическую роль казахской национальной интеллигенции в создании автономии Алаш.

Казахская национальная интеллигенция активным участником создания автономии Алаш. Они упорно шли к этой цели, отстаивали свои идеи и в конечном итоге добились своего. Свою деятельность движение начало в первые годы ХХ века. Основателями были журналист и публицист Алихан Бокейхан, лингвист, поэт и переводчик Ахмет Байтурсынов и писатель Миржакип Дулатов. По словам Султана Хан Аккулы, их взгляды на тот момент опережали время более чем на 100 лет. Вместе с тем движением "Алаш" еще при царской империи пропагандировали такие термины, как "права человека", "права личности" и "демократическое общество".



66.Опишите особенности хозяйственных и торговых отношений между оседлыми и кочевыми народами.

Основными регионами, где пересекались кочевые и оседлые народы, были Южный К. (Сырдарья, предгорье Каратау) и Жетысу также по берегам рек (Нура, Урал, Иртыш) и озер. Кангюи, расселившиеся в основном на территории среднего течения Сырдарьи, сочетали земледелие и оседлое скотоводство. Об этом свидетельствует обнаруженный археологами канал Зах, протяженностью 20 км. Кимаки в районе среднего Приитрышья выращивали зерновые- пшеницу, ячмень, рис, а также виноград. В то время, как кочевые народы увеличивали поголовье скота и осваивали новые и более пригодные земли. Усовершенствовали конские снаряжения. Это способствовало дальнейшему развитию отношений между народами. Кочевые и оседлые народы заимствовали у друг друга еду, одежду, орудия труда, а так же культуры, что в дальнейшем привело к развитию Сырдарьинского оазиса. Кочевые народы- круглосуточно находились на подножном корму и проживали в переносных жилищах. Оседлые народы- большую часть года жили в поселениях. Занимались земледелием и заготовкой сена с естественных сенокосов. В теплое время года скот пасли на небольшом отдалении от поселения.

67.Опишите природно-географические факторы, оказавшие влияние на формирование хозяйств на территории Казахстана.

Климат Центральной Азии - резко континентальный или конти-нентальный, со значительными суточными и годовыми перепадами температуры воздуха. Засушливый климат Центральной Азии сыграл определяющую роль в ее истории, потому что именно этот фактор привел к возникновению кочевой цивилизации. Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Главная причина перехода к кочевому скотоводству - изменение климата.

68.Опишите процесс индустриализации в 20-40-е годы ХХ века в Казахстане.

В связи с революцией и Гражданской войной, все бывшие горно-обогатительные предприятия Казахстана, возникшие в период бурного развития капиталистических отношений, оказались заброшены.В декабре 1925 года прошел XIV съезд ВКП(б), который провозгласил курс на индустриализацию страны.Политика индустриализации включала в себя три звена: 1) индустриализацию; 2) коллективизацию; 3) культурную революцию. СССР необходимо было преодолеть технико-экономическую отсталость страны.Большая группа геологов и геофизиков под руководством Н. Курнакова исследовала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана. Группа академика И. Губкина исследовала Урало-Эмбинский нефтяной район.Были построены Зыряновский и Риддерский полиметаллические, Балхашский и Жезказганский горно-металлургические комбинаты.В годы индустриализации в Казахстане самым трудоемким было строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Строительство дороги началось в 1927 году. Начальником строительства Турксиба был назначен В. Шатов. При правительстве РСФСР был образован специальный Комитет содействия постройке Турксиба. Комитет возглавил Т. Рыскулов. Стройка была объявлена всенародной. К строительству Турксиба привлекли около 100 тыс. человек различных национальностей.В годы первой пятилетки (1928–1932) шла реконструкция существующих предприятий и строительство новых.В годы второй пятилетки (1933–1937) промышленность Казахстана развивалась быстрыми темпами. В 1934 году вступили в строй обогатительная фабрика Ачисайского полиметаллического комбината, Семипалатинский мясокомбинат, Талдыкорганский сахарный завод. Казахстан занимал второе место в СССР по металлургии.В 1940 году в экономике Казахстана доля сельскохозяйственного производства составляла 41,1%, а промышленности – 58,9%. Республика превратилась в аграрно-индустриальную страну. Казахстан стал крупным развивающимся промышленным краем СССР.




69.Определите историко-культурные памятники, вошедшие в проект «Сакральный Казахстан» и опишите их особенности.

По своему типу святые места делятся на четыре группы: 1) природно-ландшафтные объекты; 2) археологические и архитектурные памятники; 3) святые религиозные паломнические места; 4) места, связанные с историческими личностями и политическими событиями.Аулие-Акмечеть (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (каз. Музтау, Алтай), Чарынский каньон, гора Казыгурт (каз. Казыгурт) неподалеку от Шымкента,Ботайское поселение, археологический комплекс Бегазы, наскальные рисунки Тамгалы, Иссыкские, Боралдайские, Шиликтинские и Берельские курганы,мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане, мавзолеи Арыстан-баб, Укаша-ата, Карахана, Айша-биби, многочисленные некрополи и подземные мечети Мангистау,мемориальный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР.

70..Определите историческое значение Ак Орды в создании Казахского ханства.

Огромная территория, объединенная Урус ханом, была и этнической территорией казахов, и государственной территорией будущего Казахского ханства (за исключением Семиречья, пока еще находившегося под властью чагатаидов).

Именно поэтому Ак Орда Урус хана считается первым казахским государством. Поэтому яву Орда имеет огромное историческое значение для создания Казахского ханства.

71.

Определите основные проблемы общественной жизни, поднятые представителями течения «Зар заман».

Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.Основной илеей произведении поэтов эпохи «Зар заман» явля-ется целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ»

Яркими представителями этого направления в 40-60-х годах IX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др.Дулат Бабатайулы - видный представитель направления «Зар заман». Он являлся свидетелем
усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822-1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867-1868 годов, ряда национально-освободительных движении. Так в стихотворении «О, Сарыарка, Сарыарка!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку»

Дулат Бабатайулы раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения.

Шортанбай Канайулы осуждает биев, которые не всегда добросовестно

исполняли свои обязанности и часто брали взятки, что видно из его стихотворения-обрашения «Билер пара жеменлер».

Поэты эпохи «Зар заман» заняли достойное место в нашей национальной истории.Они ярко описали трагедию народа, на главах одного-двух поколении терявшего былию привольную и вольготную жизнь на фоне военно-колониальных акции царского правительства.

72.Определите типы школ в Казахстане конца ХІХ – начала ХХ века и охарактеризовать их особенности.

В XIX – начале XX века в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Почти до середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, в которых обеспечивали мусульманское образование.В то время большой популярностью среди населения пользовались медресе. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу, учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Одна из главных функций религиозных учебных заведений состояла в том, чтобы заложить у молодежи высокие нравственные начала и гуманизм.

После завершения учебы в мектебах родители направляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке. Со временем царское правительство старалось взять под контроль мусульманское обучение. Так, по административным реформам 1867–1868 годов для открытия мектебов и медресе надо было получить разрешение от уездного начальника.

В начале XX века традиционные мектебы и медресе перестали удовлетворять возросшие запросы общества. Началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. В начале второго десятилетия XX века под влиянием этих новаций в Степи стали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. Если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то по звукам – всего за 2–3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель И. Гаспринский.