Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3237
Скачиваний: 145
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Казахстана
ИА-2023
(по обновленной учебной программе)
| «Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. Я согласна/согласен с утверждением, что Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Ассамблея НК была образована 1 марта 1995 г. За свой период существования этот важный институт проделал огромную работу. Ассамблея выполняет важные для общества функции: 1.Консолидирует казахстанское общество. 2. Способствует сохранению межнационального согласия в стране. 3.Занимается развитием и поддержкой родных языков и культур диаспор Казахстана. 4. Пропагандирует необходимость изучения государственного языка. В 2008 году был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». С 2014 г. во многих ВУЗах страны работают кафедры АНК. А с 2015 года в столице и регионах открыты на постоянной и системной основе государственные учреждения «Қоғамдық келесім». За все время существования АНК превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений. Она участвовала в подготовке ряда Законопректов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в РК» и др. Казахстанский опыт АНК широко внедряется в других странах. ( Источник: учебник Атамура, 2020г, История Казахстана 11 кл, 1 часть, стр 144-148.) |
| «В 20-30-е годы ХХ века произошли положительные изменения в системе образования Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. Да, согласен/ согласна. Система образования в казахском обществе в 20-30-е годы прошлого века претерпела большие изменения. Государство стало принимать в свою компетенцию систему светского образования и просвещения. В октябре 1920 года был образован Народный комиссариат просвещения Казахской АССР, начался новый этап системы образования на казахской земле. Государственный и общественный деятель Алаша Ахмет Байтурсынулы был назначен нарком просвещения. Деятели Алаша начала ХХ века внесли огромный вклад в развитие светского образования в стране и нововведения.Просвещение положило начало общественной деятельности алашской интеллигенции, жившей в сложный период прошлого века. Об этом в статье «Алашқайраткерлерініңазаттықидеологиясынқалыптастыруқызметі» академик НАН РК, алашовед, доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгельды пишет так: «Просвещенные умы нации начали свою общественную деятельность с просвещения. То есть казахская степь численно не входит в число крупных стран в составе империи, но и не относится к категории малых и слабых стран. Главное, у казахов есть свой путь как народа, его героическая история, его главное достояние – это земля предков (атамекен), сформированная через многовековую кровопролитную борьбу. Отныне главной задачей должно стать превращение его в активного субъекта, способного решить свою судьбу, посеяв семя знаний. Они были уверены, что настоящее образование, целенаправленная просветительская деятельность и воспитание изменят народ. Именно поэтому национальная интеллигенция внедрила во все программные документы систему образования нового качества, содержания, которая отвечала бы требованиям времени, сделать казахский язык языком образования и науки, чтобы приблизить этот рубеж, подготовить для этого учебники и учебные пособия, начали работу по изданию книг, газет и журналов для нации».В целом, систему образования 20-30-х годов прошлого века прошла следующие этапы: - В октябре 1920 года был создан Народный комиссариат просвещения Казахской АССР, где А. Байтурсынов стал народным комиссаром. - Восемнадцатого февраля 1921 года была созвана Всеказахская учебно-просветительская конференция. В ней рассматривались вопросы по защите детей, создания единой школьной системы, профессионально-технического образования, политического воспитания, учебно-воспитательной работы и др. - В 1922 - 1923 годы были приняты меры по обеспечению национальных школ учебниками и программами, было издано 14 учебников на казахском языке. - В 1920-1930-е годы государство вложило значительные средства в укрепление образовательной базы школ страны. Было построено 367 школ, 361 школа была капитально отремонтирована. Одно из безусловных достижений советского режима -развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Народная система в СССР – это такая система образования, которая обеспечивала широкое развитие, общедоступность и бесплатность образования всех видов форм образования. Система включала в себя дошкольное, общесреднее, внешкольное, профессионально-техническое, средне-специальное, высшее образование. В 1919–1920 годах в ряде городов республики стали открываться рабфаки (рабочие факультеты) и техникумы (в Оренбурге, Урде, Семипалатинске и др.). В 1928 году в Казахстане был открыт первый вуз – Казахский педагогический институт, в последующем названный в честь великого поэта Абая. Затем стали открываться и другие вузы: Алма-Атинский зооветеринарный (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный (1930 г.), Медицинский (1931 г.) и Уральский педагогический (1932 г.) институты, Казахский государственный университет (1934 г.). Таким образом, за четверть века в республике была создана сеть среднеспециальных и высших учебных заведений, которая заметно укрепила интеллектуальный потенциал республики. |
| «В первые годы независимости Казахстан совершил успешный переход от плановой к рыночной экономике». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. Согласна/согласен. Экономическое реформирование Казахстана началось до обретения независимости. С этого периода в Казахстане стала осуществляться масштабная экономическая модернизация (адаптация). В то время необходимо было быстро развивать экономику и обеспечивать стабильность. В ходе осуществления экономической модернизации в республике были поставлены следующие задачи: -либерализация экономики (формирование открытой экономики, ликвидация государственного контроля и расширение экономической свободы). Либерализация экономики – процесс освобождения экономики от чрезвычайного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы); -приватизация; -развитие предпринимательства (создание условий для получения дохода и для осуществления свободной экономической деятельности), (предпринимательство – самостоятельная экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли); -формирование экономических свободных зон (Специальная экономическая зона – част территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности); -привлечение иностранных инвестиций; -создание развитой инфраструктуры; -реформирование финансово-кредитной системы (финансово-кредитная система – система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства). В результате проведённых реформ в первые годы независимости Казахстан совершил успешный переход от плановой к рыночной экономике Вариант ответа. В первые годы перехода к новой экономической системе в Казахстане начался процесс разгосударствления и приватизации общенародной и колхозно-кооперативной собственности. Под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан стал лидером в реализации самых успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве. Они осуществлялись в условиях глубокого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции, последовавших за коллапсом советской хозяйственной модели. Однако благодаря политике Первого Президента удалось не только преодолеть эти трудности, но и осуществить самое главное – сформировать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Массовая приватизация, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и способствовали созданию полноценных механизмов рыночной экономики в Казахстане. Позитивному процессу в экономике республики способствовали наличие богатейших запасов минерального сырья, использование потенциала зернового хозяйства, а также определенные положительные сдвиги в других сферах экономики. Все позитивные сдвиги в Казахстане стали возможными благодаря политическому решению Елбасы, в ходе реализации Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050». Одним из важнейших шагов в укреплении финансового суверенитета страны стало введение в 1993 году национальной валюты – тенге. Это позволило стабилизировать финансовую систему и приступить к проведению независимой кредитно-денежной политики. В результате Казахстан вышел на лидирующие позиции в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций. Это является наглядным свидетельством благоприятного инвестиционного климата и веры иностранных партнеров в нашу страну и его лидера. Благодаря решительной антикризисной политике и более глубокой рыночной трансформации Казахстан успешно преодолел последствия азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов. В 2008 году республика выбрала свой евразийский путь развития, впитав в себя все положительное, что было накоплено наиболее развитыми странами мира. Ориентация на малый и средний бизнес, привлечение иностранных инвесторов позволило РК достойно выйти из всех кризисов. Таким образом, несмотря на то, что процесс адаптации к рыночным условиям в республике в девяностые и в первой половине двухтысячных годов проходил болезненно, прагматичный подход Первого президента РК Нурсултана Назарбаева позволил эффективно и в сжатые сроки осуществить исторический по своей значимости переход от прежней сверхцентрализованной административно-командной экономики к современной рыночной системе. Аяган Б. Учебник «История Казахстана» 9 класс. Атамура 2019 Ускембаев. Учебник «История Казахстана» 9 класс. Мектеп 2019 |
| «В 20-80-е годы ХХ века учёные Казахстана внесли большой вклад в развитие технических и естественных наук». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. Я согласна/согласен с утверждением, что учёные Казахстана внесли большой вклад в развитие технических и естественных наук в 50-80-е годы ХХ века. В 50 – 80 гг в Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственные науки. Например, в 1956 г. Институту геологических наук удалось создать уникальную прогнозно- металлогеническую карту Центрального Казахстана. Казахстанские ученые приняли участие в изучении и освоении крупных месторождений нефти и газа на территории Западного Казахстана. Благодаря ученым Казахстана удалось построить водоканал Иртыш –Караганда. Ученые агрономы вывели новые сорта пшеницы. К концу 50- гг.ХХ века в структуре АН КазССР действовало 50 научно- исследовательских учреждений. К 1985 гг Казахская ССР имела более 40 тыс. научных сотрудников. В 50 – 80 гг в Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственные науки. В 50 – 80 гг в Казахстане научные учреждения Казахстана проделали большую исследовательскую работу. Геологами были открыты богатейшие месторождения полезных ископаемых. Они доказали, что практически вся таблица Менделеева представлена в недрах республики. Отделение минеральных ресурсов АН проводило комплексное исследование геологии черных и редких металлов, топливных ресурсов. За разработку методики и составление металлогенических карт Центрального Казахстана в 1956 г. Ленинской премии были удостоены ученые И.И. Бок, Р.А. Борукаев, Г.Ц. Медоев, Д.Н. Казанли, К.И. Сатпаев и др. Открытие и освоение новых месторождений, способствовало развитию естественных наук. Например, академик Д.В. Сокольский сумел организовать исследование катализаторов электрохимическим методом. Академик у.М. Ахмедсафин плодотворно трудился в области гидрогеологии и гидрофизики. Имя академика – химика, публициста и общественного деятеля Е.А. Букетова стало широко известно не только в научных кругах, но и среди широкой общественности. Изучалась проблема водоснабжения Центрального Казахстана, развития энергетики и индустрии огнеупоров и строительных материалов из местного сырья. Для успешного решения проблем водоснабжения Центрального Казахстана группа ученых под руководством академика Ш.Чокина разработала основные вопросы строительства магистрального канала Иртыш – Караганда. Интенсивные исследования проводили ученые астрофизического института, математики и представители биологической и сельскохозяйственной науки. Группа ученых под руководством М.А. Айтхожина достигла значительных результатов в генетике и микробиологии. В 1976 г. за серию работ по открытию и изучению моноформ (нового класса внутриклеточных частиц) в числе авторского коллектива Ленинской премии был удостоен М. Айтхожин. Восточное отделение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина во главе с академиком А.И. Бараевым проводило исследование по созданию системы защиты почв. Ученые биологических и сельскохозяйственных наук вывели новые сорта пшеницы. Значительные успехи были достигнуты в области медицины (аллергологии, онкологии, вирусологии). К концу 50- гг.ХХ века в структуре АН КазССР действовало 50 научно- исследовательских учреждений. К 1985 гг Казахская ССР имела более 40 тыс. научных сотрудников. (Источник: учебник Алматы «Мектеп» 2019г, История Казахстана 8-9кл, 2 часть, стр76- 77) (Источник: учебник Атамура, 2020г, История Казахстана 11 кл, 2 часть, стр 135 - 136). |
| «Взаимоотношения между кочевыми и оседлыми народами в средние века способствовали развитию городской культуры в Сырдарьинском оазисе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. Да, согласен/ согласна. Между кочевым и оседлым населением Сырдарьинского оазиса происходил торгово-хозяйственный обмен. Плавка металлов. Город и Степь на территории Казахстана находились в состоянии постоянного безденежного торгово-хозяйственного обмена. Так, кочевники нуждались в продукции оседлых жителей. Оседлые жители также были заинтересованы в получении продукции степняков. Кроме того, города Жетысу и Присырдарьинского региона были торговыми центрами, связывавшими кочевую Степь со странами Центральной Азии, Персией, Китаем. Кочевники могли предложить для торгового обмена тягловый и верховой скот, продукцию животноводства (мясо, шерсть, кожу), кошмы, арканы, а также деревянную и кожаную посуду, металлические изделия (серебряные и золотые украшения), оружие, предметы конской сбруи, меха и рога животных, ловчих птиц, охотничьих собак. Эти товары были востребованы не только жителями местных городов, но и соседних стран и регионов. Оседлые жители для обмена могли предложить продукцию земледелия: пшеницу, ячмень, бобовые, овощи, фрукты, сухофрукты, специи, хлеб; продукцию ремесел: гончарные и жестяные изделия, ковры, ткани, украшения, оружие, предметы роскоши. Торговля была выгодна и кочевникам, и жителям городов. Торговый обмен между кочевниками и оседлыми жителями осуществлялся на ярмарках близ городов Сауран, Алмалык, Янгикент, Испиджаб, куда кочевники пригоняли скот, привозили мясо и шерсть, а также другую продукцию, и обменивали у горожан на посуду, ткани, хлеб и сладости. Культурное и хозяйственное взаимодействие и взаимовлияние кочевников и оседлых жителей. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных контактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались также язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия. Так, переселившиеся в Степь ирано-язычные согдийцы вскоре освоили тюркский язык, заимствовали некоторые элементы одежды и обычаи тюрков. Кочевники научились у оседлых жителей строить ирригационные сооружения, о чем свидетельствуют остатки русел арыков, каналов, дамб и водохранилищ в Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе и Центральном Казахстане, поскольку здесь земледелие носило преимущественно поливной характер. Кроме того, кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений, элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок. Так, широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения правителей и представителей знати, а также искусство возведения мавзолеев, например, построенных в честь Жошы-хана, Алаша-хана, Айша-биби и др. Другим важным аспектом культурных взаимовлияний между кочевниками и оседлыми жителями является проникновение и распространение в Степи религий и религиозно-философских систем, таких как ислам, несторианство, буддизм, манихейство и зороастризм. Так, например, Суяб в течение некоторого времени являлся центром буддизма в Жетысу. В Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе находили прибежище последователи несторианства и манихейства, которые подвергались преследованиям в Византии и Персии. Переселившиеся несториане и манихейцы создавали в городах Казахстана свои общины, строили храмы. Так, хорошо известны несторианские церковь и кладбище в Таразе. |
«Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
«Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы»- это утверждение соответствует истине.
В самом начале ХХ века в крае возникло мощное национально-освободительное движение Алаш, признанное объединить казахский народ и восстановить в перспективе традиции государственности. Это движение возникло как ответ на новые вызовы эпохи: массовое переселение крестьян; обнищание коренного населения; разрушение традиционного общества и хозяйства; усиление политики христианизации и т.д.
Возникновение Алашского движения стало одним из главных этапов борьбы казахского народа за возрождение государственности. Значительная часть представителей Алашской интеллигенции получила образование в Российских ВУЗах, что дало им огромный опыт политической борьбы, так как многие из них состояли в партиях эсэров, кадетов. Они пытались соединить казахский традиционализм с опытом западноевропейской демократии.
Активизация общественно политической деятельности казахского народа происходила на фоне важных исторических событий: Первой мировой войны, революции 1905-07гг, Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Это дало качественно новый опыт национально-освободительному движению.
Основой идей партии «Алаш» явилось возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры. Идеи справедливости и социальной модернизации общества становятся лозунгом передовой казахской интеллигенции. Основные идеи «Алаш» были сфокусированы вокруг следующих базовых положений: земля должна принадлежать народу и не подлежать купле-продаже, в том числе иностранцами; все богатства на земле и под землей должны принадлежать народу; полная экономическая самостоятельность края, отказ от сырьевой зависимости
, сформировавшейся за годы нахождения Казахстана в составе Российской империи; верховенство казахского языка, культуры, лучших обычаев, а также традиционных религиозных воззрений. Алашские деятели также выступали за то, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле; государство должно опираться на науку и лучшие достижения развитых стран, а религия должна быть отделена от государства.
1906-07 гг благодаря политической активности алашской интеллигенции, казахское население было допущено к работе Государственной Думы Российской империи.
Важную роль сыграло и петиционное движение.
Областные, всеказахские съезды также как новая форма национально освободительной борьбы способствовали объединения всего населения края.
Лидеры Алашского движения ставили задачу добиться поставленной цели – возрождения казахской государственности в форме автономии, мирным путём, посредством активизации политической борьбы.
Вариант ответа
Можно частично согласиться с этим утверждением, потому что казахская интеллигенция первой половины ХХ века действительно сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы, но не была единственным субъектом этой борьбы. Вот некоторые аргументы в пользу этого:
- Казахская интеллигенция была наиболее образованным и прогрессивным слоем казахского общества, который выступал за модернизацию и демократизацию страны. Казахские интеллигенты, такие как А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ш. Кудайбердиев и другие, были активными участниками революционного движения в России и Туркестане, создали национально-демократическую партию \"Алаш\", которая выступала за автономию Казахстана в составе федеративной России¹.
- Казахская интеллигенция играла важную роль в организации и проведении национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане, которое было вызвано мобилизацией казахов на тыловые работы во время Первой мировой войны. Казахские интеллигенты пропагандировали
идеи свободы и независимости среди населения, возглавляли партизанские отряды и советы восставших, координировали действия с другими этническими группами Средней Азии³.
Однако казахская интеллигенция не была единой и однородной группой, а состояла из разных течений и направлений, имевших разные взгляды на пути развития казахского народа. Кроме того, казахская интеллигенция не могла рассчитывать на полную поддержку со стороны широких масс казахского населения, которое было ещё глубоко проникнуто патриархально-феодальными отношениями и религиозными представлениями. Поэтому казахская интеллигенция столкнулась с серьёзными трудностями и препятствиями в своей борьбе с советской властью, которая использовала административные, экономические и репрессивные меры для подавления национального движения.
З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Учебник «История Казахстана» 11 класс, часть 2, Атамура 2020 г. Параграф 33-34