ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.08.2021
Просмотров: 409
Скачиваний: 6
Половое развитие. Анатомо-физиологические особенности половых желез у детей. Эффекты половых гормонов. Методика обследования. Нарушения роста и полового созревания у детей. Аномалии развития половых органов.
12. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования крови и системы кроветворения у детей. Гемограмма здоровых детей различного возраста.
Этапы эмбрионального кроветворения у плода: смена мест, этапов, типов кроветворения, критические периоды. Кроветворение после рождения ребёнка. Факторы гемопоэза. Особенности состава периферической крови у детей различного возраста. Система свертывания крови. Типы кровоточивости.
Методика исследования органов кроветворения у детей и подростков. Общий осмотр, методика пальпации лимфоузлов, селезёнки. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Исследование периферической крови, костного мозга (стернальная пункция по Аринкину и трепанобиопсия), пункция лимфатических узлов, селезёнки и т. д. Оценка анализа крови у детей и подростков.
13. Иммунная система.
Неспецифические механизмы защиты. Центральные органы иммунной системы: костный мозг, тимус, селезенка. Периферические органы иммунной системы: лимфатические узлы, миндалины. Синдром увеличения лимфатических узлов. Особенности иммунологической реактивности у детей в зависимости от возраста. Методы исследования иммунной системы.
Основные принципы рационального питания детей раннего возраста: физиологическая адекватность питания, многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентное предобеспечение. Естественное вскармливание. Определение, его виды (кормление грудью матери, сцеженным молоком матери, донорским молоком). Лактация. Фазы развития молочной железы. Регуляция лактогенеза и галактопоэза. Состав и биологически активные компоненты женского молока. Режим и диета кормящей матери, использование в рационах питания обогащённых продуктов (молочных смесей, каш и др.) промышленного производства.
Противопоказания и затруднения при кормлении грудью со стороны матери и ребёнка. Факторы становления и поддержки лактации: раннее прикладывание к груди матери; совместное пребывание матери и ребёнка в палате; режим свободного вскармливания при наличии достаточного количества молока у матери; ночное кормление грудью матери. Способы расчёта суточного объёма питания для детей первого года жизни. Понятие коррекции естественного вскармливания. Сроки и правила введения прикорма у детей грудного возраста. Правила приготовления блюд.
Искусственное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания: адаптированные, неадаптированные, пресные, кислые, сухие, жидкие. Принципы выбора искусственных молочных смесей. Сроки введения прикорма при искусственном вскармливании, использование консервированных продуктов питания.
Смешанное вскармливание. Гипогалактия, её причины, формы (первичная, вторичная, ранняя, поздняя), степени. Меры профилактики гипогалактии, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребёнка. Показания к назначению смешанного вскармливания.
Календарно-тематический план лекций по дисциплине
№ темы |
№ заданий |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 1 |
||
1 |
1 |
Особенности методики исследования ребенка |
1 |
2 |
1 |
Закономерности физического развития и полового созревания детей |
1 |
3 |
2 |
Психомоторное развитие детей. Этапы формирования психики ребенка. |
1 |
4 |
2 |
Физиологические особенности кожи ребенка. Морфологические элементы сыпи. |
1 |
5 |
3 |
Характеристики дыхательной системы детей. Методика исследования |
1 |
6 |
3 |
Исследование сердечно-сосудистой системы. |
1 |
|
|
всего |
6 |
Календарно-тематический план практических занятий
№ темы |
№ зад |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 1 |
||
1 |
1 |
Введение в предмет, знакомство с организацией работы детской больницы и её отделений. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного ребёнка. Периоды детства. |
1 |
2 |
2 |
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатических узлов |
2 |
3 |
2 |
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костной и мышечной систем у детей |
2 |
4 |
3 |
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей |
2 |
5 |
3 |
Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей |
2 |
|
|
всего |
9 |
Календарно-тематический план СРСП
№ темы |
№ зад |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 1 |
||
1 |
1 |
Методика антропометрических измерений у детей различного возраста. Оценка физического развития по формулам, по таблицам |
3 |
2 |
2 |
Оценка нервно-психического развития у детей |
2 |
3 |
2 |
Обследование костей и суставов. Сроки окостенения скелета. Стигмы дисэмбриогенеза костно-мышечной системы |
2 |
4 |
3 |
Методика исследования органов дыхания у детей различного возраста |
2 |
|
3 |
Методика исследования органов дыхания у детей различного возраста |
2 |
5 |
3 |
Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста |
3 |
6 |
|
Заключительное занятие по разделу |
1 |
|
|
всего |
15 |
Календарно-тематический план СРС
№ темы |
№ Заданий |
Наименование темы |
Фома проведения |
Кол-во часов |
Кредит 1 |
|
|
||
1 |
1 |
Отклонения в физическом развитии детей. Понятие о гипотрофии и паратрофии, гипостатуре, нанизме и гигантизме. |
Подготовка реферата |
5 |
2 |
2 |
Особенности нервно-психического развития подростков, влияние перестройки эндокринной системы. Половое развитие детей. |
Подготовка презентаций |
5 |
3 |
3 |
Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы (пробы по Шалкову, проба Штанге, степ-тест, велоэргометрия). Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, эхокардиография, допплер-кардиография и др.). |
Изучение темы. Подготовка проектов |
5 |
всего |
|
15 |
Календарно-тематический план лекций по дисциплине
№ темы |
№ заданий |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 2 |
||
1 |
1 |
Характеристика пищеварительной системы детей. Обследование желудочно-кишечного тракта |
1 |
2 |
1 |
Этапы мочеобразования и мочеотделения. Основные синдромы поражения |
1 |
3 |
2 |
Особенности обследования детей с эндокринной патологией |
1 |
4 |
2 |
Система крови и органов кроветворения у детей |
1 |
|
|
всего |
4 |
Календарно-тематический план практических занятий
№ темы |
№ зад |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 2 |
||
1 |
1 |
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей |
2 |
2 |
2 |
Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыделительной системы у детей |
2 |
3 |
2 |
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие |
2 |
4 |
3 |
Анатомо-физиологические особенности системы крови у детей. Особенности кроветворения |
2 |
5 |
3 |
Основные принципы рационального питания детей раннего возраста при естественном вскармливании. Способы расчёта суточного объёма питания. Введение прикормов |
2 |
|
|
всего |
10 |
Календарно-тематический план СРСП
№ темы |
№ зад |
Наименование темы занятия |
кол-во часов |
|
Кредит 2 |
||
1 |
1 |
Методика исследования органов пищеварения у детей |
2 |
2 |
2 |
Методика исследования почек и мочевыделительной системы у детей |
2 |
3 |
2 |
Методика исследования эндокринных желез у детей |
2 |
4 |
3 |
Методика исследования системы крови. Особенности периферической крови, костного мозга у детей. Пальпация лимфоузлов, селезёнки. |
2 |
5 |
3 |
Иммунная система. Неспецифические и специфические механизмы защиты |
2 |
6 |
3 |
Правила искусственного и смешанного вскармливания, критерии оценки эффективности, наиболее частые ошибки |
2 |
7 |
3 |
Методика исследования органов пищеварения у детей |
2 |
8 |
|
Заключительное занятие по разделу |
1 |
|
|
всего |
15 |
Календарно-тематический план СРС
№ темы |
№ Заданий |
Наименование темы |
Фома проведения |
Кол-во часов |
Кредит 2 |
|
|
||
1 |
1 |
Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, её физиологическая роль. Понятие об эубиозе и дисбактериозе. |
Изучение темы. Метод проекта |
5 |
2 |
2 |
Обмен веществ у детей. Особенности белкового, жирового и углеводного обмена у детей. Энергетический обмен. Водно-солевой обмен. Витаминный обмен. |
Подготовка реферата |
5 |
3 |
3 |
Классификация молочных смесей Принципы выбора искусственных молочных смесей. |
Подготовка презентаций |
5 |
всего |
|
15 |
-
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно на кафедре по субботам с 9.00 час до 13 час.
Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем.
Время рубежного контроля:
-
Рубежный контроль проводится 1 раз согласно графика деканата
Литература: основная и дополнительная
Основная:
-
1. Н.А.Геппе, Н.С.Подчерняева.
-
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник / ред.Н.А.Геппе,Н.С.Подчерняева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 464 с. : ил. + CD
-
2. Капитан, Т. В.
Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми [Текст] : учеб. для вузов / Т. В. Капитан. - М. : МЕДпресс-информ, 2009. - 656 с. -
3. Түсіпқалиев, Б. Т.
Балалар ауруларының пропедевтикасы [Мәтін] : медициналық жоғары орындарының студенттеріне арналған оқу әдебиеті / Б. Т. Түсіпқалиев. - Алматы : Эверо, 2009. - 460 б. : -
4. Шәкімова, Г.Ә.; Шабдарова, С.К.; Дадамбаев, Е.Т.; Иманбаева, Т.М.; Орынбасарова, К.Қ.
Балалар аурулары пропедевтикасы [Мәтін] : оқулық / Г. Ә. Шәкімова [и др.]. - 2-е изд., испр. - Алматы : Эверо, 2011. - 312 б. -
5. Геппе, Н.А. \ред.\; Подчерняева, Н.С. \ред.\
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник / ред.: Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.
6. Баймұханбетова, Б. Н.
Балалар ауруларының пропедевтикасы мен балаларда жиі кездесетін аурулар [Мәтін] : оқу құралы / Б. Н. Баймұханбетова. - 2-ші бас. - Қарағанды : АҚНҰР, 2012. - 340 б.
Дополнительная:
-
1. Асқамбаева, К.А.
Балалар аурулары пропедевтикасы [Text] : оқулық / Асқамбаева, К.А., Мұстафина К.А. - Шымкент : Б.и., 2002. - 220 с. -
2. Сушко, Е.П.
Пропедевтика детских болезней [Text] : учеб. пос. для ст-тов мед. ин-тов / Сушко, Е.П. - Минск : Высшая школа, 1996. - 448 с. -
3. Чапова, Ольга Игоревна
Пропедевтика детских болезней [Text] : учеб. пос.для медвузов / Чапова, Ольга Игоревна, Лазарева Г.Ю. - М. : Владос-пресс, 2005. - 360 с. - (Конспекты лекций для медицинских вузов). -
4. Баранов А.А
-
Пропедевтика детских болезней [Text] : учебник / ред.Баранов А.А. - М. : Медицина, 1998. - 334 с. : ил. - (Учебная литература для студентов факультета высшего сестринского образования).
-
5. Дроздов, А. А. , Дядя, Г.И.; Осипова, О.В.
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебное пособие / А. А. Дроздов, Г. И. Дядя, О. В. Осипова. - М. : Эксмо, 2007. - 352 с. – -
6. Юрьев, В.В. \ред.\; Хомич, М.М. \ред.\
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник / ред.: В. В. Юрьев, М. М. Хомич. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 720 с. -
7. Кильдиярова, Р.Р.; Макарова, В.И.
-
Пропедевтика детских болезней [Текст] : учебник / ред.: Р. Р. Кильдиярова, В. И. Макарова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.
8. Калмыкова, А.С.
Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс] : электр. учебник / ред. А. С. Калмыкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронные учебники). -
9. Геппе, Н.А.
-
Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс] : электр. учебник / ред. Н. А. Геппе. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронные учебники).
Методы обучения и преподавания:
-
Лекции: обзорно-иллюстративные.
-
Практические занятия: курация больных; работа на муляжах, манекенах, у постели больного; устный опрос, решение ситуационных задач; работа в малых группах; моделирование ситуации; демонстрация рентгенограмм, электрокардиограмм.
-
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРОП): углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий в виде отработок занятии на муляжах, манекенах, работа у постели больного, защита учебной истории болезни; подготовка презентации, рефератов, дискуссии, заполнение медицинской документации, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по возникшим вопросам, проведение рубежного контроля.
-
Самостоятельная работа студента (СРО): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях; решение и подготовка тестовых заданий, курация больных, решение и подготовка ситуационных задач, выступления на конференциях.
-
Активные методы обучения: обучение, основанное на клиническом случае (CBL), проектно-ориентированное обучение (PrBL), междисциплинарное обучение;
-
Традиционные методы: работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам,
-
Клинические методы: работа с больными под руководством преподавателя, самостоятельная курация больных, клинические разборы;
-
Работа с компьютерными моделями и программами, работа с электронными базами данных в Интернете.
Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль по дисциплине: тестирование, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, оценка практических навыков у постели больного.
Рубежный контроль по дисциплине: письменная контрольная работа, включающая тестирование, теоретический вопрос и решение ситуационных задач.
Итоговый контроль по дисциплине: экзамен включающий компьютерное тестирование.
Критерии и правила оценки знаний: Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРО)
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент оценки |
Процентное содержание оценки |
Оценка по традиционной системе |
А |
4 |
95-100 |
«Отлично» |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
«Хорошо» |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
«Удовлетворительно» |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
«Неудовлетворительно» |