Файл: Содержаниевведение глава теоретические аспекты учёта затрат на.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
снижения себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием, и в динамике.
Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления затратами и себестоимостью продукции промышленного предприятия является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж,
анализ, контроль и регулирование по ходу ее осуществления.
Непосредственно в
процессе управления издержками и
себестоимостью продукции решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления издержками и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.
Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:
· при прогнозировании, оценке ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и рентабельности на период более двух лет;
· в процессе планирования, т.е. обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один-два года с учетом организационного уровня производства и влияния всех факторов, которые поддаются количественной оценке. Особое значение при текущем планировании затрат и себестоимости продукции имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства
12
устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов,
новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрения новой технологии и т.д.;
· при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции;
· в процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции;
· при анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с
плановыми,
в динамике,
с предприятиями-конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения;
· в процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявления резервов экономии издержек производства и возможностей по снижению величины и уровня себестоимости продукции (за счет совершенствования управления и организации производства,
устранения имеющихся недостатков в
деятельности предприятия и т.д.).
В целях обеспечения эффективного управления издержками и формированием себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий
(соблюдать следующие правила работы):
· увеличивать производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
· обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий-конкурентов;
· использовать возможности гибкого ценообразования;
13


· предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия;
· иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения с финансовой точки зрения;
· принимать обоснованные и эффективные решения.
Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления издержками - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя - на себестоимость реализованной продукции.
Формой оптимизации затрат также является использование операционного рычага. Суть его заключается в таком управлении соотношением между постоянными и переменными издержками, когда не только оптимизируются последние, но и максимизирует валовая прибыль.
При одинаковых величинах издержек и валовой прибыли предприятия,
имеющие более низкую долю постоянных затрат, раньше достигают точки безубыточности, чем их конкуренты. Это имеет особое значение для выживания вновь образованных предприятий.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «УЮТНЫЙ УГОЛОК»
2.1 Характеристика предприятия
Объектом курсовой работы является предприятие «Уютный уголок».
Магазин находится по следующему адресу: город Кызыл, улица
Магистральная 26. Режим работы магазина с10:00 по 18:30, выходной день
14
воскресенье.
Магазин «Уютный уголок», специализируется на продаже детской мебели на заказ, изготовление кроватей, изготовление стола, изготовление тумбы, кухонные столешницы, стойки барные, ткань мебельная, декор,
мебель встроенная, производство мебели для кухни на заказ, продажа и установка кухонных гарнитуров, производство мебели для офиса на заказ,
мебель под заказ, производство мягкой мебели на заказ, магазин мягкой мебели, сборка дивана, сборка мебели, производство шкафов-купе на заказ.
Главный бухгалтер является ответственным за ведение бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации с
целью выявлению внутрифирменных резервов,
предоставление необходимой информации руководства для принятия управленческих решений.
Предприятия в установленном порядке имеет право:
1.
Реализовывать свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе;
2.
Открывать свои офисы, входить в объединения с другими юридическими лицами;
3.
Самостоятельно устанавливать порядок распределения вновь созданных ценностей и услуг, исходя из решений его задач и целей.
2.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство и
реализацию продукции
Основными задачами анализа себестоимости продукции является:
- оценка тенденций изменения данного показателя, выполнение плана
15

по его уровню;
- определение влияние факторов на изменение его уровня;
- установление резервов снижения себестоимости продукции.
Анализ структуры себестоимости продукции на предприятиях, в отраслях по годам дает возможность изучить динамику отдельных видов затрат, выявить основные факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости.
Для определения наиболее существенных и рациональных путей снижения себестоимости продукции в каждом конкретном случае необходим постоянный детальный анализ структуры себестоимости и ее динамики.
Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости продукции имеет группировка затрат на производство и реализацию изделий по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции.
Приведем анализ структуры статей затрат на производство и реализацию некоторых видов товарной продукции предприятие «Уютный уголок» (Таблица 3):
1.
Кухня «Модерн»;
2.
Прихожие Ар-Деко ПУ021;
3.
Столовый гарнитур;
4.
Офисная мебель;
5.
Кухня «Лэнд».
Таблица 3 - Затраты на производство продукции, тыс. руб.
Статьи затрат
На 2020 г.
На 2019 г.
Отклонение тыс. руб.
Темп прироста,
%
сумма
%
сумма
%
Сырье и материалы
154430 32 69891 31
-84539
-54,7 16

Фонд заработной платы с отчислениями на соц.
Страхование
178560 37 67636 30
-110924
-62,1
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
33781 7
42836 19 9055 26,8
Общепроизводственные расходы
48259 10 20290 9
-27969
-57,9
Общехозяйственные расходы
19303 4
9018 4
-10285
-53,2
Электроэнергия
48259 10 15781 7
-32478
-67,3
Производственная себестоимость 482593 10 0
225455 100
-257138
-53,2
На основании рассчитанных данных можно сделать следующие выводы:
В 2020г. по сравнению с 2019г расходы на сырье и материалы уменьшились на 84539 тыс. руб. или на 54,7%, а их удельный вес в общей сумме затрат уменьшился на 1 %.
Расходы на заработную плату рабочих уменьшились на 110924 тыс. руб.
или 62,1 %, а их удельный вес в общей сумме уменьшился на 7%.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования увеличились на
9055 тыс. руб. или на 26,8 %, а их удельный вес в общей сумме увеличился на
12 %. Это объясняется большим износом оборудования, для уменьшения этой статьи затрат следует обновить устаревшее оборудование.
Общепроизводственные расходы уменьшились на 27969 тыс. руб. или на 57,9 %, удельный вес общепроизводственных расходов уменьшился на 1%.
Общехозяйственные расходы уменьшились на 10285 тыс. руб. или на 53,2%.
Увеличение общехозяйственных расходов связано с повышением скорости износа оборудования, необходимостью повышения мощности работы приборов и возникающими, как следствие, энергетическими издержками.
Следует стараться сократить общепроизводственные и общехозяйственные расходы с целью уменьшения себестоимости изделия.
17


Расходы на электроэнергию увеличились на 9055 тыс. руб. или на 29%,
а их удельный вес в общей сумме затрат увеличились на 3%.
За счет уменьшения ряда статей затрат произошло уменьшение полной себестоимости продукции на 257138 тыс. руб.
Рисунок 5 – Структура статей затрат на производство продукции в 2020
г., %
18

Рисунок 6 – Структура статей затрат на производство продукции в
2020г., %
Невозможно организовать эффективную работу без тщательного и всестороннего анализа цен, направленного на сокращение производственных,
снабженческо-сбытовых и торговых издержек, увеличение прибыли,
оптимизацию налогов и
принятие всесторонне обоснованных управленческих решений.
Анализ цен - это важная составная часть экономического анализа,
включающая изучение уровня, структуры и динамики цен.
Проведем анализ динамики себестоимости на некоторые виды продукции «Уютный уголок» (Таблица 4).
4
Таблица 4 - Динамика себестоимости продукции «Уютный уголок»
Наименование продукции
Производственная себестоимость, тыс. руб.
Выручка от продаж,
тыс. руб.
2020г.
2020г.
2020 г.
2020 г.
Кухня «Модерн»
82 560 50 123 145 120 85 209
Прихожие Ар-Деко
ПУ021 80 422 24 852 120 627 48 958
Столовый гарнитур
40 422 20 222 79 631 39 837
Офисная мебель
(комплект)
252 134 120 194 418 627 256 782
Кухня «Лэнд»
27 055 10 055 51 295 19 525
Итого:
482593 225 455 815 300 450 311 4
. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. В.Э. Керимов. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 384 c.
19

Самая высокая выручка от продажи офисной мебели в 2020г. она составляет 418 627 тыс. руб., а в 2020 г. выручка уменьшилась и составила
256 782 тыс. руб. Самая минимальная выручка от продаж столовых гарнитуров, которая составляет в 2020 г. - 79 631 тыс. руб., в 2020 г. она уменьшилась и составила 39 837 тыс. руб.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности
(производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Их используют для оценки динамики развития, в сравнительном анализе с показателями других организаций.
Организация считается рентабельной, если доходы от продажи товаров покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли,
достаточную для нормального функционирования организации.
Рентабельность более полно,
чем прибыль,
характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Рентабельность применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Проведем анализ рентабельность продаж по чистой прибыли и прибыли от продаж. Данные приведены в форме №2 «Отчет о финансовых результатах» за 2020-2020 гг.
Таблица 5 - Расчет рентабельности продаж за 2020-2020 гг.
Показатели
2020г.
2020г.
Отклонен ия
Темп прироста,
%
Выручка, тыс. руб.
450 311 815 300
-364989
-45
Себестоимость, тыс. руб.
225 482 257 138 114 20


455 593
Валовая прибыль, тыс. руб.
224 856 332 707 107 851 47
Коммерческие расходы, тыс. руб.
108 745 260 043 151 298 139
Управленческие расходы, тыс. руб.
40 928 33 037
-7 891
-19
Прибыль от продаж, тыс. руб.
75 183 39 627 35556 90
Чистая прибыль, тыс. руб.
48 059 19 495 28564 147
Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %
16,7%
4,9%
11,8%
-
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), %
10,6%
2,4%
8,2%
-
В 2020 г. по сравнению с 2020г. на предприятии наблюдается увеличение рентабельность продаж по прибыли от продаж на 8,2%. Рост рентабельности продаж происходит вследствие увеличения размеров прибыли от продаж в отчетном году на 35556 тыс. руб. или на 90%.
В 2020г. чистая прибыль также возрастает на 28564 тыс. руб., поэтому рентабельность продаж по чистой прибыли имеет тенденцию к увеличению и составляет соответственно 16,7%.
Из таблицы 5 можно сделать вывод, что прибыль от продаж существенно снижена, так как очень велики коммерческие и управленческие расходы, поэтому для их уменьшения следует минимизировать затраты на зарплату управленцам.
2.3 Пути снижения затрат на производство и реализацию
продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс, расширение специализации. Внедрение новой
21
техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а,
следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
5
Снижение материалоемкости продукции за счет пересмотра норм расхода по основным направлениям затрат обеспечивает и снижение себестоимости в дальнейшем. Снижение норм приводит к снижению общих затрат на материалы,
их транспортировку, хранение; сокращается численность работников по работе с материалами (учетчики, кладовщики).
На снижение себестоимости влияет и объем выпуска продукции, а также ассортимент. Чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
5
Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. В.Э. Керимов. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 384 c.
22