Файл: Кас рф, регулирующих каждую из них.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Административный процесс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
№ 1
Выполнил:
Слушатель:
Шелобанова Ольга Сергеевна
Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Преподаватель : Серегина Татьяна
Владимировна
Тула, 2023

Задача №1
Перечислите стадии административного судопроизводства с указанием норм
КАС РФ, регулирующих каждую из них.
ОТВЕТ:
СТАДИИ И СРОКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.
Анализ норм КАС РФ позволяет отнести судопроизводство по административным делам к разновидности юридического процесса с наличием характерных для последнего свойств, таких как стадийность и временная определенность.
Стадия юридического процесса — это его пространственно-временная, динамическая характеристика.
Она выражается в совокупности процессуальных действий и процессуальных правоотношений, объединенных ближайшей целью — принятием закона.
Процессуальной стадии присуща совокупность следующих признаков:
1) стадия — относительно самостоятельная часть производства, выделяемая по признаку специальной процессуальной цели.
Каждая стадия имеет относительно самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой — качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления;
2) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
3) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
4) стадия представляет собой совокупность юридических процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках);
5) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который подводит итог деятельности.
Структура стадии, в свою очередь, содержит менее крупные элементы, которые в теории административного права называются этапами.
Этап — это группа взаимосвязанных действий, существующих на каждой стадии. Практически каждое процессуальное действие имеет определенные законом временные границы — сроки.
Являясь одним из главных элементов процессуальной формы, сроки призваны обеспечивать динамизм процессуальной деятельности и упорядочивать ее.
Строгое и неукоснительное соблюдение процессуальных сроков служит гарантией достижения юридического результата.


На основе перечисленных теоретических положений, а также норм КАС РФ рассмотрим стадии производства по административному делу и их временную регламентацию.
К стадиям административного судопроизводства относятся: первая стадия — возбуждение административного дела; вторая стадия — подготовка дела к судебному разбирательству; третья стадия — судебное разбирательство дела; четвертая стадия — обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция); завершающая стадия — стадия исполнения судебных постановлений.
Законодатель предусматривает также возможность пересмотра решений, определений и постановлений суда в кассационном или надзорном порядке, а также пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
В соответствии с КАС РФ первая стадия — возбуждение производства по административному делу. Поводом для возбуждения административного дела является предъявление административного искового заявления, содержащего требования: о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия
(бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом (ч. 1 ст. 124 КАС
РФ).
Административное исковое заявление может содержать и иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. Согласно ст. 127 КАС РФ стадия возбуждения производства по административному делу состоит из двух процессуальных действий: вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда и направления копий определения лицам, участвующим в деле, их представителям. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен
КАС РФ (ч. 1 ст. 127 КАС РФ). Судья выносит одно из следующих

определений: о принятии административного искового заявления к производству суда (ст. 127 КАС РФ);
- об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда (ст. 128 КАС РФ);
- о возвращении судом административного искового заявления (ст. 129 КАС
РФ);
- об оставлении административного искового заявления без движения (ст. 130
КАС РФ).
В определении о принятии административного искового заявления к производству суда указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения. Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. По мнению Л. Ю. Зуевой, столь короткий срок начальной стадии производства по административному делу обусловлен предшествующим ей принятием административного искового заявления, по сути, являющимся проверкой поступивших в суд документов на соответствие их требованиям, предусмотренным ст.ст. 128—
130 КАС РФ.
Второй стадией производства по административному делу является подготовка административного дела к судебному разбирательству, порядок осуществления которой определен нормами главы 13 КАС РФ.
Согласно ст. 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. В этой стадии участниками процесса являются судья, административный истец, административный ответчик, их представители и заинтересованные лица, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении административного дела. Стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству начинается с момента вынесения судьей определения с указанием действий, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроков совершения этих действий. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству перечислены в ст. 135
КАС РФ. При этом, руководствуясь ст. 136 КАС РФ, суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным

ответчикам, либо несколько административных дел по искам различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.
Согласно принципу диспозитивности стороны вправе уже в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству окончить дело соглашением о примирении. Если действия сторон не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, цели административного судопроизводства достигаются наиболее экономичным способом.
С учетом этого задача судьи состоит:
- в разъяснении сторонам преимуществ окончания дела примирением;
- в разъяснении того, что по своей юридической силе определение об утверждении соглашения о примирении не уступает решению суда и в случае необходимости также подлежит принудительному исполнению;
- в соблюдении процедуры утверждения соглашения о примирении.
При этом важное значение имеет проверка условий соглашения о примирении, заключенного сторонами, и процессуальное закрепление соответствующих распорядительных действий сторон в предварительном судебном заседании
(ст. 138 КАС РФ). Условия соглашения о примирении заносятся в протокол судебного заседания, и протокол подписывается обеими сторонами, а если соглашение о примирении выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к административному делу, на что указывается в протоколе (ч. 1 ст. 157 КАС РФ).
Вторым этапом этой стадии судопроизводства является предварительное судебное заседание, который проводится в целях:
- уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
- определения достаточности доказательств по административному делу;
- выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;
- процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
- выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (ч. 1 ст. 138 КАС РФ).
Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществлявшим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 138 КАС РФ).
После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к

судебному разбирательству, и это является моментом окончания рассматриваемой стадии.
Судья выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, указывая на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству. Продолжительность данной стадии законодателем не определена.
Согласно ст. 134 КАС РФ подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.
Как считает Л. Ю. Зуева, «такой подход к определению срока подготовки административного дела к судебному разбирательству можно было бы признать верным лишь в случае, когда подготовка является не самостоятельной стадией, а этапом стадии, за временные границы которой правоприменитель выйти не может. В противном случае отсутствие временной регламентации стадии может привести к возникновению волокиты по административному делу и, как следствие, к нарушению законных прав и интересов участников производства». Можно согласиться с тем, что общий срок подготовки административного дела к судебному разбирательству необходимо определить исходя из срока процессуального действия, требующего наибольших временных затрат. В случае если судья не укладывается в максимальный срок по объективным причинам, то его можно продлить.
Итак, стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству состоит из двух этапов: подготовительных действий, указанных в ст. 135 КАС РФ; предварительного судебного заседания, состоящего из процессуальных действий, предусмотренных ст. 138 КАС РФ.
Третьей стадией производства по административному делу является стадия судебного разбирательства. Она начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству и заканчивается объявлением решения суда. Продолжительность указанной стадии зависит от разновидности производства по административному делу.
Анализ норм КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии трех видов производства по административному делу:
1) общее производство, осуществляющееся по общим правилам (раздел III
КАС РФ);
2) особенное производство, реализуемое с определенными законом особенностями по отдельным категориям административных дел, указанным в разделе IV КАС РФ;
3) упрощенное (письменное) производство (раздел V КАС РФ).
Срок производства по общим правилам зависит также от того, каким судом осуществляется разбирательство.