Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 472
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, Верховным Судом Российской Федерации административные дела рассматриваются и разрешаются до истечения трех месяцев, другими судами
— до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству.
По сложным административным делам срок, установленный ч. 1 ст. 141 КАС
РФ, может быть продлен председателем суда, но не более чем на один месяц.
В особенном производстве сроки зависят от того, к какой категории относится рассматриваемое дело.
Например, административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда (ч.
1 ст. 277 КАС РФ).
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается судом в двухмесячный срок со дня поступления административного искового заявления о присуждении компенсации вместе с делом в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта. Рассмотрение административного дела в порядке упрощенного производства возможно в случае, если: а) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; б) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; в) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; г) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ. В порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
При этом судом исследуются только доказательства в письменной форме
(включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС
РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Упрощенное производство по административным делам имеет также такую особенность, как сокращенный срок. Согласно ч. 6 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются в срок,
не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Стадия судебного разбирательства состоит из четырех этапов:
- рассмотрение дела по существу;
- судебные прения;
- возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап);
- разрешение административного дела.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.
Четвертой стадией производства по административному делу является стадия апелляционного обжалования. В теории юридического процесса стадия обжалования в различных видах судебных и квазисудебных производств признается факультативной.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле. Общий срок подачи апелляционных жалобы, представления, как и согласно ГПК РФ, составляет месяц со дня принятия судом решения.
Однако для отдельных категорий административных дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления).
Например, в течение десяти дней со дня принятия судом решения могут быть поданы апелляционные жалоба, представление:
- на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования (ч. 2 ст. 298 КАС РФ);
- на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 4 ст. 298 КАС РФ); по административному делу об административном надзоре (ч. 5 ст. 298 КАС
РФ);
- по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в
Стадия судебного разбирательства состоит из четырех этапов:
- рассмотрение дела по существу;
- судебные прения;
- возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап);
- разрешение административного дела.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.
Четвертой стадией производства по административному делу является стадия апелляционного обжалования. В теории юридического процесса стадия обжалования в различных видах судебных и квазисудебных производств признается факультативной.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле. Общий срок подачи апелляционных жалобы, представления, как и согласно ГПК РФ, составляет месяц со дня принятия судом решения.
Однако для отдельных категорий административных дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления).
Например, в течение десяти дней со дня принятия судом решения могут быть поданы апелляционные жалоба, представление:
- на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования (ч. 2 ст. 298 КАС РФ);
- на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 4 ст. 298 КАС РФ); по административному делу об административном надзоре (ч. 5 ст. 298 КАС
РФ);
- по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в
медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
(ч. 6 ст. 298 КАС РФ).
В течение пяти дней со дня принятия судом решения могут быть поданы апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации (ч. 3 ст. 298 КАС РФ), которые ранее согласно нормам ГПК РФ обжаловались в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Если апелляционные жалоба, представление поданы не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае подачи апелляционных жалобы, представления решение суда вступает в законную силу после рассмотрения их судом, если обжалуемое решение суда не отменено. При отмене или изменении решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятии нового решения оно вступает в законную силу немедленно. На наш взгляд, стадия апелляционного обжалования состоит из таких этапов, как подготовка административного дела к рассмотрению и рассмотрение административного дела по существу. В соответствии с КАС РФ апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Однако подача апелляционных жалобы, представления допустима непосредственно в суд апелляционной инстанции, который направляет жалобу, представление в суд, принявший решение, для дальнейших действий.
После поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки административного дела к рассмотрению вправе:
- истребовать необходимые доказательства;
- применить меры предварительной защиты в случае, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, либо если защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или
(ч. 6 ст. 298 КАС РФ).
В течение пяти дней со дня принятия судом решения могут быть поданы апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации (ч. 3 ст. 298 КАС РФ), которые ранее согласно нормам ГПК РФ обжаловались в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Если апелляционные жалоба, представление поданы не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае подачи апелляционных жалобы, представления решение суда вступает в законную силу после рассмотрения их судом, если обжалуемое решение суда не отменено. При отмене или изменении решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятии нового решения оно вступает в законную силу немедленно. На наш взгляд, стадия апелляционного обжалования состоит из таких этапов, как подготовка административного дела к рассмотрению и рассмотрение административного дела по существу. В соответствии с КАС РФ апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Однако подача апелляционных жалобы, представления допустима непосредственно в суд апелляционной инстанции, который направляет жалобу, представление в суд, принявший решение, для дальнейших действий.
После поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки административного дела к рассмотрению вправе:
- истребовать необходимые доказательства;
- применить меры предварительной защиты в случае, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, либо если защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или
затруднительна без принятия таких мер. При этом они должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему;
- приостановить исполнение судебного решения. Исполнение судебного решения приостанавливается, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта.
Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:
- верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
- судебной коллегией по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;
- судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда
Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения по административным делам
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции (ст. 296 КАС РФ).
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
- оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
- отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
- отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
-оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований (ст. 309 КАС РФ).
Следует отметить, что наиболее существенным по сравнению с гражданским судопроизводством стало наделение суда апелляционной инстанции при рассмотрении административных дел правом отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 309 КАС РФ такое полномочие предоставлено суду апелляционной инстанции в случаях, если административное дело было
- приостановить исполнение судебного решения. Исполнение судебного решения приостанавливается, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта.
Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:
- верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
- судебной коллегией по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;
- судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда
Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
- апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения по административным делам
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции (ст. 296 КАС РФ).
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
- оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
- отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
- отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
-оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований (ст. 309 КАС РФ).
Следует отметить, что наиболее существенным по сравнению с гражданским судопроизводством стало наделение суда апелляционной инстанции при рассмотрении административных дел правом отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 309 КАС РФ такое полномочие предоставлено суду апелляционной инстанции в случаях, если административное дело было
рассмотрено судом в незаконном составе, или если оно рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебным актом апелляционной инстанции является апелляционное определение. Общая продолжительность стадии апелляционного обжалования зависит от суда, рассматривающего дело. Так, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.
Указанные сроки распространяются на все административные дела, за исключением отдельных категорий, производство по которым осуществляется в соответствии с установленными ст. 305 КАС РФ особенностями. Например, не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, рассматриваются судом апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, поступившие до дня проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 305 КАС РФ). В течение десяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции рассматриваются судом апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта
Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о само- 40 роспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования.
Следующая стадия производства по административным делам — стадия исполнения судебных актов по административным делам. Исполнение судебных актов по административным делам регулируется нормами раздела
VIII КАС РФ, Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ
Судебным актом апелляционной инстанции является апелляционное определение. Общая продолжительность стадии апелляционного обжалования зависит от суда, рассматривающего дело. Так, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.
Указанные сроки распространяются на все административные дела, за исключением отдельных категорий, производство по которым осуществляется в соответствии с установленными ст. 305 КАС РФ особенностями. Например, не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, рассматриваются судом апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, поступившие до дня проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 305 КАС РФ). В течение десяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции рассматриваются судом апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта
Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о само- 40 роспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования.
Следующая стадия производства по административным делам — стадия исполнения судебных актов по административным делам. Исполнение судебных актов по административным делам регулируется нормами раздела
VIII КАС РФ, Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ