Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Игра: «Диалог со своим мозгом).
Цель: отработка эффективных механизмов психологической защиты в кризисных ситуациях.
Инструкция: участники записывают высказывание Э. Фромма «Человек - это тот, кто постоянно решает проблему жизни». Участники делятся на группы по 5-6 человек. Все вместе они составляют «мозг»:
1. тот, кто называет проблему;
2. тот, кто предупреждает, что сейчас будет;
3. тот, кто предупреждает, что будет через неделю;
4. тот, кто предупреждает, что будет через год;
5. тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни.
Называется проблема, например: «Я хочу подарить кому-то цветы». Мозг отвечает: «Если ты подаришь цветы, то сейчас…». «Если ты подаришь цветы, то через неделю…». «Если ты подаришь цветы, то через месяц…». «Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…».
Игра повторяется с другими участниками и с другими проблемами. («Я нашел кошелек», «Я попробовал наркотик», «Я им отомщу», «Я уволился со службы», «Я признался в любви»). После обсуждения проблемы, нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.
Обсуждение: после этой игры рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы: постановка проблемы; обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни); выбор приемлемого варианта; применение выбранного варианта.
Задача 3: актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них ПТСР.
Упражнение: «Я в конфликте».
Цели: выразить свое видение самого себя в сложной ситуации. Дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

89
Инструкция: участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы.
Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации. Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Упражнение: «Стряхни».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное
– плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.


90
1   2   3   4   5   6   7   8

Занятие 5. День 5.
Задача 1: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Поймай взгляд».
Цель: достичь договоренности с партнером по общению без использования вербальных средств.
Инструкция: участники стоят в кругу, их задача поймать чей-то взгляд
(наладив коммуникацию) и поменяться с ним местами.
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Упражнение: «Игра в борьбу».
Цель: формирование конструктивных стратегий разрешения конфликта.
Инструкция: выполняется в группах по 4-5 человек. Кто-то изображает клиента, демонстрирующего поведение, которое может рассматриваться как сопротивление (спорящего, перебивающего, отрицающего) и коротко рассказывает о нем. Кто-либо из группы выполняет роль психолога, работающего с таким клиентом, и применяет все полученные навыки, а также использует, по крайней мере, две из вызывающих сопротивление реакций:
1. участвует в споре, агитирует за изменения;
2. берет на себя роль эксперта;
3. критикует, обвиняет, стыдит (демонстрирует негативные эмоции);
4. «Навешивает ярлыки» (сосредоточившись скорее на том, что из себя представляет клиент, чем его поведение);
5. демонстрирует, что спешит: «Я не могу провести с Вами весь день»;
6. заявляет, что все знает лучше, демонстрирует покровительство.
Два или три других члена группы наблюдают за отношением психолога и характером вмешательства с точки зрения: сопротивления клиента; частоты разговоров на тему изменений разговоров в контексте сопротивления.
Через 7-10 мин игра завершается и проводится обсуждение происходившего. Затем участники меняются ролями.
Задача 3: актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них ПТСР.

91
Техника: «Этикетка»
Инструкция: заключается в том, что вместо того что бы избавиться, отрезая негативную мысль, вы от неё отстраняетесь и наблюдаете со стороны, не позволяя ей овладеть вами. Вы можете сказать себе: «что со мной происходит? Сейчас ко мне пришла вот такая-то мысль". Но называете вы её уже как бы в кавычках, т.е. в нарицательном смысле, тем самым определяя её место. И просто наблюдаете за ней.
Негативные мысли имеют над вами власть, только если вы на них реагируете. Вы можете пользоваться приведенным здесь методом, когда почувствуете умеренный или сильный страх чего-то конкретного или страх вообще. Пройдя через эти стадии, вы сможете примириться со своим страхом, что позволит вам черпать из него силу и таким образом подпитывать свою подлинность.
Осознайте, что боитесь. Признайте свой страх, будьте честным, настоящим. Это часто снимает напряжение и дает отдышаться. Всегда лучше реально смотреть на вещи, а не притворяться, что вы не боитесь, отговаривать себя или просто «улыбаться и терпеть». Осознать страх - примерно то же, что снять крышку с кипящего чайника: пар вырывается наружу, и давление понижается, пусть и ненамного. Помните: боятся все и, если вы напуганы, в этом нет ничего постыдного; первое, что нужно сделать при появлении страха - осознать его.
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Упражнение: «Шла Саша по шоссе».
Цель: снять эмоциональное напряжение в группе.
Инструкция: упражнение проводится в два этапа.
1 этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они


92 останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонным, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...». После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующей встречи.
Обсуждение: участники отвечают на вопросы психолога: «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры?». «В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?». «Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них?». «Могли бы они посоветовать своим близким выразить гнев в другой форме?».
Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Многие участники, не выдерживая инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.

93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 4 – Таблица взаимосвязей между показателями ПТСР и механизмами психологических защит (корреляция Спирмена)
Показатели
ПТСР и показатели
МПЗ сверхб дит преув реагир притуп л эмоций вторже ние избеган ие физиол возбудим ость
Вытеснение
-0,274
0,146 0,214 0,097
-0,186
-0,002
Регрессия
-0,245
0,381
0,319
0,429
0,302
0,282
Замещение
-0,109
0,285
0,144 0,244
0,281
0,225
Отрицание
-0,013 0,049 0,140 0,003
-0,177
-0,125
Проекция
-0,354
0,153 0,203
0,317
0,190 0,242
Компенсация
-0,047
0,286
0,246 0,236
0,305
0,176
Гиперкомпенса ция
0,008
0,301
0,092 0,080 0,170
-0,210
Примечание:
1. r крит
=0,270 при p 0,05 2. Жирным курсивом выделены коэффициенты корреляции при p 0,05

94
Таблица 5. – Различия по средним показателям ПТСР и показателей МПЗ у военнослужащих, участвовавших в локальных войнах до и после программы психологического сопровождения.
Критерий Вилкоксона (Таблица данных1)
Отмеченные критерии значимы на уровне p <,05000
T
Z p-уров.
Сверхбдительность
128,00 0,92828 0,35325 преувеличенное реагирование
144,50 0,15714 0,87513 притупленность эмоций
48,50
3,22554
0,00125
агрессивность
148,00 0,05714 0,95443 нарушение памяти и концентрации внимания
130,50 1,14290 0,25307 депрессия
159,50 0,08072 0,93566 общая тревожность
159,00 0,09417 0,924971 приступы ярости
161,00 0,04036 0,967806 злоупотребление наркотическими и лекарственными вещ-вами
59,50
2,77141 0,005582
непрошенные воспоминания и галюцинаторнные переживания
174,00 0,36037 0,718567 проблемы со сном
147,00 0,41705 0,67663 вина выжившего
129,00 0,27373 0,78428 оптимизм
140,00 0,90162 0,36725 вытеснение
144,50 0,15714 0,87513 регрессия
122,00 0,48663 0,62651 замещение
99,00
0,22399 0,82276 отрицание
135,50 1,28533 0,19867 проекция
170,00 0,45647 0,64804 компенсация
100,50
0,16799 0,86658 гиперкомпенсация
101,50
0,48660 0,62653
Вторжение
89,50
1,20122 0,22966 избегание
89,00
1,74285 0,08136 физиологическая возбудимость
81,50
1,18176 0,23730


95
Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно.
Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Отпечатано в ____ экземплярах.
Библиография ____ наименований.
Один экземпляр сдан на кафедру.
«____»_________________2021 г.
(дата)
________________ _____________________________
(подпись) (Ф.И.О.)