Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России)
Факультет психолого-социальной работы и высшего сестринского образования кафедра клинической психологии и педагогики
Допустить к защите:
Зав. кафедрой клинической психологии и педагогики д.пс.н., профессор Е.С. Набойченко
__________________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН
Специальность:
37.05.01 - Клиническая психология
Квалификация: специалист
Исполнитель: студент группы ОКП–601
Григорьева П.А
_________________________
Научный руководитель: к.псих.н., доцент
Алферова И.С
______________________
Екатеринбург - 2021

2
Содержание
Введение ....................................................................................................................... 4 1. Посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих, участников локальных войн, как психологическое явление .................................. 8 1.1 Феноменология посттравматического стрессового расстройства ................ 8 1.2 Психологический портрет военнослужащих ................................................ 12 1.3 Основные психологические направления в изучении вопроса психотерапии посттравматического стрессового расстройства ....................... 19 1.4 Теоретический анализ психологических факторов и механизмов формирования посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участников локальных войн, переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности ...................................................... 25 2. Исследование показателей формирования посттравматического стрессового расстройства и механизмов психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн ..................................................................................... 36 2.1 Описание выборки и методов исследования ................................................. 36 2.2 Анализ результатов исследования формирования посттравматического стресса у военнослужащих, участников локальных войн ................................. 37 2.3 Результаты исследования взаимосвязи показателей посттравматического стрессового расстройства с механизмами психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн .................................................. 43 3. Программа психологического сопровождения военнослужащих, участников локальных войн с посттравматическим стрессовым расстройством ................... 51 3.1 Цели, задачи, содержание программы ........................................................... 51 3.2 Результаты программы психологического сопровождения военнослужащих, участников локальных войн .................................................. 56
Заключение ................................................................................................................ 63


3
Список использованных источников ...................................................................... 67
Приложение 1. Диагностический инструментарий ............................................... 71
Приложение 2. Пронрамма психологического сопровождения ........................... 79
Приложение 3. Матрица корреляции ...................................................................... 93

4
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность военнослужащих, участников локальных войн, выделяется своей выраженной экстремальностью, наличием в ней множества разнообразных стрессовых факторов. Это вызывает развитие признаков посттравматического стрессового расстройства. Все эти причины отрицательно влияют на продуктивность их профессиональной деятельности.
Посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих является одной из наиболее актуальных проблем в психологии стресса и психотерапии (Н.В. Тарабрина, М.Ш Магомед-Эминов, В.Г.Ромек). Опираясь на данные современной психологической науки и психотерапевтической практики можно смело утверждать, что по разным оценкам от 20 до 70% воевавших становятся жертвами серьезных психологических травм, тем самым, создавая благоприятную почву для развития психотравмы.
Зарубежными и отечественными авторами во многих их исследованиях было выявлено, что нахождение в травматических ситуациях пагубно влияет на человека и может в дальнейшем привести к нестандартным изменениям в психике Green В.L, Lindy J., Grace M., Gleser G., Horowitz M.J., Weiss D.S., Н.В.
Тарабрина; Е.О. Лаэебная [11], [20], [26], [28] [32], [33].
Психологическое сопровождение военнослужащих, участников локальных войн, которые перенесли значительные психотравмирующие воздействия в ходе участия в боевых действиях, представляет собой актуальную проблему в наше время [29]. Психологическая травма, связанная со стрессом, полученным при участии в боевых действиях, является одним из основных внутренних барьеров для адаптации военнослужащих к мирной жизни.
Не смотря на технический прогресс в армии, ключевой фигурой по- прежнему остается человек. От их способностей оценивать ситуацию, принимать важные решения, брать на себя ответственность за ход военных операций, за жизни других людей, зависит ход и результативность служебно-

5 боевых задач. Результатом реагирования психики военнослужащих, участвовавших в локальных войнах на эти воздействия являются боевой стресс, психологическая травма. Поэтому необходимо работать с психологическими травмами и вырабатывать конструктивные механизмы психологических защит выхода из стрессовых ситуаций.
Объект исследования: посттравматического стрессовое расстройство.
Предмет
исследования: психологическое сопровождение военнослужащих, участников локальных войн с посттравматическим стрессовым расстройством.
Цель
исследования: разработать и апробировать программу психологического сопровождения военнослужащих, участников локальных войн, имеющих ПТСР.
В работе ставились и решались следующие задачи:
1.
Проанализировать теоретические исследования по проблеме ПТСР у военнослужащих
2.
Изучить показатели ПТСР и механизмы психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн
3.
Выявить связь показателей ПТСР и механизмов психологических защит у военнослужащих, участников локальных войн
4.
Разработать и внедрить программу психологического сопровождения ПТСР у военнослужащих, участников локальных войн
Гипотеза: программа, направленная на развитие конструктивных способов психологических защит, изменения состояния военнослужащего, снижение тенденции избегания и вторжения травматического события в рамках когнитивно-поведенческого подхода будет эффективной.
Теоретико-методологическая база исследования.
Психологические подходы к исследованию стресса (Н.В. Тарабрина, Г.А.
Фастовцов, А. Г. Софронов, Г.К. Ушаков); исследования психологического сопровождения лиц, участвовавших в боевых действиях (В.Г. Ромек, Е. И.
Крукович, В.А. Конторович, Р.А. Абдурахманов, М.Ш. Магомед-Эминов);


6 когнитивно-поведенческий подход в психотерапии (О.Р Барбара, Э.А. Мидоуз,
П. Ресик, Д. Фой).
Комплекс методов исследования работы составили: анализ научной литературы, тестирование, применение методов математической обработки: ранговая корреляция Спирмена; критерий для двух зависимых выборок Т-
Вилкоксона.
Для получения достоверных данных материалы были обработаны с помощью статистически-математических методов. В качестве статистических методов был использован статистический пакет IBM SPSS Statistics 10.0.
Методики исследования:
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1.
Опросник травматического стресса И.О. Котенева
2.
Шкала оценки влияния травматического события.
3.
Опросник Плутчика Келлермана Конте. / Методика Индекс жизненного стиля.
Эмпирическая база: экспериментальная работа выполнялась в 2020 гг. в одном из подразделений сил специального назначения в г. Нижний Тагил.
Всего в исследовании приняли участие 27 военнослужащих, участников локальных войн, в возрасте от 25 до 35 лет.
Теоретическая значимость данной работы заключается: в уточнении и дополнении теоретических сведений о ПТСР у военнослужащих, участников локальных войн, о психологических факторах и механизмах формирования
ПТСР у военнослужащих, переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности и углубленном представлении о психологических направлениях при коррекции ПТСР.
Практическая значимость данной работы состоит в прикладном характере проделанной работы:
− получены количественные и качественные данные о механизмах психологических защит от неблагоприятных эмоциональных переживаний и эмоционально-личностных особенностей у военнослужащих, участвовавших в

7 локальных войнах, которые могут быть использованы в практической работе психологами для организации психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, способствующих восстановлению искаженного восприятия, оценки себя и окружающего мира;
− с учетом особенностей военнослужащих подобрана, апробирована, применена программа психологического сопровождения, направленная на восстановление искаженного восприятия, оценки себя и окружающего мира;
− данный материал может быть использован психологами, работающими в подразделениях специального назначения и в структурах вооруженных сил.


8
1. Посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих,
участников локальных войн, как психологическое явление
1.1 Феноменология посттравматического стрессового расстройства
Эмоциональные стрессы имеют социальное происхождение, и устойчивость к ним у разных людей различна. Изучив литературу по этой теме, мы можем сказать, что любой стресс становится травматическим после того, как воздействие стрессора на человека вызывает специфические нарушения в его психической сфере. Такое воздействие по своей силе и значимости можно сравнить с физическими нарушениями. У человека искажается когнитивная модель мира, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, дают сбой. В таких ситуациях травмирующие события могут выступать в качестве стрессора - экстремальные кризисные ситуации, которые имеют сильные негативные последствия, ситуации, угрожающие жизни для него самого или для близких. Такие события нарушают чувство безопасности человека. Сам факт переживания такого стресса для большого количества людей является фактом проявления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Анализируя теоретические источники можно сделать вывод, что одним из первых научных исследователей этого явления был А. Кардинер в 1941г. Он назвал его «хронический военный невроз». А. Кардинер дал такое описание симптоматики:
• возбудимость и раздражительность;
• безудержный тип реагирования на внезапные раздражители;
• фиксация на обстоятельствах травмировавшего события;
• уход от реальности;
• предрасположенность к неуправляемым агрессивным реакциям
[31].

9
Актуальность и необходимость подобных исследований осозналась американским обществом в середине 70-х годов XX века, когда оно впервые столкнулось с поведением бывших участников войны во Вьетнаме. Среди этого контингента людей было выявлено множественное количество самоубийств, актов насилия и проблем в семейной и общественной жизни. Все это заставило власти государства принять меры по реабилитации ветеранов Вьетнама.
П. Борн был одним из первых, кто изучал обобщающий характер. Он выделил один из общих симптомов - «повторяющиеся навязчивые воспоминания», принимающий в основном форму ярких эмоционально- сенсорных репрезентаций («ретроспективных кадров»). Обычно такие воспоминания сопровождались страхом, депрессией, сомато-вегетативными расстройствами, жуткими снами боевого характера, чувством вины [6].
В основе психологической травмы располагается ситуация, выходящая за рамки жизненного опыта, поэтому каждая травма имеет свой генез и не существует универсального образца ее проработки.
В зарубежной психологии всякое травматическое расстройство считается обычной и нормальной реакцией на ненормальные воздействия из вне. В русской психологии получила развитие совершенно другая теория.
В. Гиляровский, Е.С. Калмыкова, Е.А. Миско, Н.В. Тарабрина считали, что нарушения в психике человека, вызванные сильными травматическими событиями, являются болезнью, которая требует лечения.
Российский психоаналитик и психолог М. Магомед-Эминов определил несколько теорий, которые объединяют в себе объяснение происхождения
ПТСР: а) реактивная (бихевиоральная концепция: теория Б.Колодзина, нейропсихологическая теория Л. Колба); б) диспозиционная (теория переживания Ф. Васшижа); в) интеракционная (нейропсихологическая теория эриксонианского гипноза); г) личностно-средовой подход (J.Wilson) [21].


10
Учеными, изучавшими эту проблему, выделено две группы: а) психологическая модель; б) биологическая модель.
Психологические модели - это психосоциальные, психодинамические и когнитивные модели.
Биологические модели направлены на изучение нейроэндокринных, нейроанатомических и других аспектов этого расстройства [12].
ПТСР – это «отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые могут вызвать дистресс практически у любого человека». Основные факторы, такие как, особенности той или иной личности или наличие у нее нервного заболевания в анамнезе, могут существенно снизить порог для развития этого синдрома или, наоборот, осложнить его течение. но они никогда не являются главными или достаточными для объяснения его появления [22].
Основываясь на теоретические источники, можно утверждать, что основными факторами, возникновения ПТСР без которых оно не могло бы возникнуть являются именно стрессовые события [23].
В своих работах многие отечественные авторы выделяют, что симптомами ПТСР являются: повышенная тревожность, прокручивание в голове эпизоды психотравмы и переживание их повторно, как реальные, ночные кошмары, бессонница, нежелательные воспоминания. Также имеют место депрессии, эмоциональная притупленность, агрессия и раздражительность.
Р.В. Кадыров в своих работах выделял следующие отличительные особенности этих состояний:
1) вырабатываются в несколько этапов, в следствие этого имеют пролонгированное течение;
2) определяются многообразной психопатологической структурой;
3) завершаются стабильными остаточными состояниями в 6–20% случаев с отчётливой длительной дезадаптацией [13].

11
Анализируя работу В.М. Волошина можно сделать вывод, что по характеру проявления посттравматический стресс делится на острый, хронический и отсроченный. Острый посттравматический стрессовый синдром диагностируется, когда симптомы появляются на протяжении 3 месяцев после психотравмы. При отсроченном ПТСР признаки появляются после латентного периода, который наступает после 6 месяцев и более [8].
В.М. Волошиным (2001) были выделены четыре типа симптомов, которые чаще всего встречаются при хроническом течении ПТСР:
1.
Тревожный тип ПТСР соответствует клиническим проявлениям изучаемого синдрома. Он считается стандартом хронического ПТСР. Для этого типа характерен высокий уровень суверенной и психической тревожности, которая не отягощена навязчивыми воспоминаниями о травмирующем событии. Пациенты могут нарушить эти воспоминания, заняв себя какой-либо деятельностью.
2.
Дисфорический тип ПТСР. Как и тревожный тип, также имеет определенный набор и яркую выраженность симптоматики. Присутствуют ранее несвойственные человеку черты: раздражительность, агрессивность, гневливость. Доминирование тоскливо-апатического настроения является признаком депрессии.
3.
Астенический тип ПТСР. Для этого типа характерным является доминирующие и навязчивые воспоминаниями. В сознании они проявляются с умеренной степенью выраженности. Поведение характеризуется пассивностью.
4.
Соматоформный тип ПТСР. Для такого типа характерны симптомы
ПТСР возникающие через пол года после произошедших травмирующих психику событий. Таким образом, можно утверждать, что случаи относятся к отсроченному варианту ПТСР, где наблюдается практически полное отсутствие ряда симптомов. Например, значимое чувство напряженности и тревожности или, наоборот, подавленности и апатии в ситуациях, которые напоминают психотравмирующее событие [9].