Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Таким образом, изучив научную литературу по этой теме, мы выяснили, что стресс является травматическим в результате влияния стресс-факторов на человека является нарушение в его психической сфере, и такое воздействие по значимости и силе можно сравнить с физическими нарушениями. Такие события нарушают чувство безопасности человека. Факт переживания такого травматического стресса для многих людей является основой для дальнейшего возникновения ПТСР.
Говоря о посттравматическом расстройстве, мы выяснили, что выделяют два вида ПТСР – острое и хроническое проявление. При острой форме, человек фиксируется, зацикливается на стрессе. В этом случае симптоматика выражена ярко. Острой форме свойственно постепенное угасание или она может перейти в хроническую форму. При проявлении хронической формы, симптомы не исчезают, но их выраженность снижается. Симптомы ПТСР формируются за счет степени тяжести травмы, ее локализации и индивидуальной способности человека справиться со стрессом и принять его во внимание.
1.2. Психологический портрет военнослужащих
Военнослужащий, находящийся, в силу специфики своего рода профессиональной деятельности, в ситуациях, когда систематически от него требуют особого проявления активности их внутренних возможностей и запасов человеческого организма и психики.
Основой профессиональной деятельности человека на военной службе становится его обязанность участвовать в боевых конфликтах и стоять на страже нашей Отчизны.
Вооруженный конфликт считается одним из самых тяжелых испытаний человеческой силы духа. Он заставляет людей ежедневно испытывать свои психические и физические силы на грани возможности. В боевых ситуациях на них оказывает влияние огромное количество сильных стрессоров, это влияет на психическое здоровье в общем [7]. Анализируя теоретические источники по

13 военной психологии, можно утверждать, что личность – это духовный мир человека, его личное сознание, которое является характерным отражением сознания общественности. Личность не может функционировать вне социума.
Личность - это сложная система индивидуальных процессов мышления, характера и наиболее проявляющихся состояний. Становление личности постоянно происходит в процессе адаптации людей к опыту и ценностям общества, в котором они живут.
Изучив общие положения Общевойсковых Уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации, можно говорить, что военнослужащий считается полноправным гражданином нашего общества. Он является членом воинского коллектива и выполняет священный долг по защите Родины.
Военнослужащему характерны:
• высокая политическая сознательность,
• нравственная зрелость,
• психологическая готовность,
• мастерство и знания для выполнения учебных, служебных и боевых задач.
Каждый военнослужащий представляет индивидуально-психологические особенности.
Опираясь на работу Л.Э. Кузнецовой можно сделать вывод, что главной нравственной составляющей мира военнослужащего выступает его видение мира. Эта система представляет комплекс социальных и политических убеждений и знаний, полного принятия патриотизма и осознание воинских уставов. Основное составляющее в сущности личности принадлежит нравственному и правовому аспекту. К сфере действия общественного поведения относятся: нравственные нормы, уважение и знание законов своего государства, готовность беспрекословно их придерживаться и бороться за их выполнение, защищая интересы государства.
Можно утверждать, что каждый индивид имеет определенные навыки, знания и умения, получаемые в течение всей жизни, его особенности и таланты.


14
Это считается составными компонентами военного искусства. По степени научности и систематичности содержания в сознании индивида военнослужащего можно выделить два фактора:
1. филосовское и теоретическое осмысление содержания.
2. динамический фактор. Он образует эмпирический опыт личности и является неустойчивым, стихийным и непредсказуемым.
Главная характеристика личности военнослужащего, участника локальных войн, - стратегическая. Это обобщенные, наиболее устойчивые, жизненные и профессиональные цели. Они показывают отношение к основным элементам службы и социальным ценностям. Ведущими мотивами считаются деятельность и поведение. Основополагающим в политике военнослужащего считается его идеологические убеждения и этика, его взгляды на основные военно-политические и социальные проблемы общества. Все это проявляет себя в экстремальных ситуациях, когда к человеку предъявляются повышенные требования. В таких ситуациях военнослужащий должен проявлять храбрость, решительность, настойчивость, чувство воинской чести, взаимопомощь [18].
А.Г Караяни в своих работах по военной психологии, писал, что для военнослужащего как специалиста важны такие факторы как трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность, смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие. Эти качества в боевой обстановке создают фундамент характера военнослужащего, участника локальных войн, формируют его как личность.
Основополагающей чертой личности военнослужащего является его самооценка, гордость, чувство чести и личного достоинства, забота о внешности. Очередная характеристика личности военнослужащего, по мнению
А.Г. Караяни, это его способности, они создают благоприятные условия для быстрого овладения определенной специальностью. Наличие специфических военных навыков позволяет быстро получить знания, навыки, умения и другие аспекты боевых знаний, необходимых для службы.

15
У каждого человека есть определенные способности. Военная служба требует от военнослужащих особых способностей, как в военно-технической, тактической области, так и в общественной работе. Личность военнослужащего динамична, она формируется в процессе военной деятельности, обучения, воспитания и самообразования.
Интеллектуальная зрелость военнослужащего выступает, прежде всего, как его гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и наклонностей, связанных с судьбой других людей, коллектива и общества.
Интеллектуально зрелый человек трансформирует взгляды, мнения, взгляды ближайшего социального окружения в свою индивидуальную форму.
Можно утверждать, что интеллектуальный труд оказывает влияние на появление определенных познавательных процессов. Он обогащает эмоциональную сферу, укрепляет силу воли. Освоив вооружение и военную технику, военнослужащие совершенствуют свои технические знания и практические навыки [16].
Изучив и проанализировав специальную литературу по военной психологии можно сделать вывод, что ответственность и значимость военной службы считаются сильными воспитательными факторами, которые влияют на формирование личности военнослужащего. Общественная значимость военной деятельности, ее общее содержание влияют на формирование у военнослужащих высоких идеалов и благородных черт защитника Отечества.
Эмоциональная зрелость личности военнослужащего формируется под решающим влиянием его социальной активности. Такая зрелость лучше всего проявляется в реальном отношении человека к действительности, в его способности к самообладанию, в устойчивости чувств, в умении успешно переносить неудачи и невзгоды.
Анализируя работу отечественных авторов (И.А. Афанасьев, В.А. Губин,
Л.М. Дулич, М.А. Лобанов) можно утверждать, что специфика военной службы координальным образом отличается от других профессий государственной службы:


16
• предусматривает принятие военной присяги;
• носит строго обязательный, личностный характер;
• ограничена сроком (контрактом);
• предусматривает бесприкословность служебного подчинения;
• предъявляются требования к состоянию здоровья, уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, морально- психологических качеств, физической подготовки;
• предусматривает особую форму одежды и знаки отличия [4].
Военнослужащие, участники локальных войн, находясь на военной службе, пребывают в ситуациях, которые требуют от них высокой мобилизации всех внутренних сил и возможностей человеческого тела и психики.
Мир вокруг военнослужащего (условия военно-профессиональной деятельности) и он сам постоянно меняются. Активность военнослужащего заложена в самой его натуре. В центре внимания профессиональной военной деятельности всегда находятся служебные явления и процессы. Все их компоненты составляют целостное явление военного труда. Основными его аспектами являются военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения и личностное развитие [4].
Анализируя работу Р.А. Абдурахманова можно говорить, что он продвигал мысль о том, что чем выше амбиции и личностное развитие военнослужащего, тем богаче и шире его социальные контакты, а следовательно, тем выше его жизненные притязания и потребности, социальная активность и общественная деятельность.
Военнослужащий, участник локальных войн, представлен как личность и индивидуальность. Каждое проявление его деятельности представляет собой систему потребностей, но в разной иерархии. В результате, взаимодействуя с объектами военно-профессиональной деятельности, он познает не только их свойства, но и себя. Результаты этого знания записаны в его опыте. Если возникает необходимость в удовлетворении определенной потребности, военнослужащий, проанализировав свой жизненный опыт, направляет свою

17 деятельность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого [1].
Изучая работу С.Т. Каргина, можно сделать вывод, что одновременно со знанием окружающего мира военнослужащий, определенным образом, реагирует на события и явления в своей жизни соответствующим состоянием, которое является следствием эмоционально-волевых процессов - эмоций, чувств и воли.
Эмоционально-волевые психические процессы показывают общее состояние психики человека, которое контролирует происходящие в ней процессы. Это эмоции, чувства и воля человека.
Военнослужащие, участники локальных войн, могут испытывать определенные эмоциональные и сенсорные состояния. К ним относятся состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием опасности для жизни, здоровья или социального статуса предстоящих действий в бездействии) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, подавляющее аналитическую функцию сознания при активных боевых действиях человека).
С.Т. Каргин утверждал, что если эмоции и чувства переводят функционирование психических процессов военнослужащего в подсознательную (неконтролируемую) сферу, то их сознательное управление осуществляется на основе его воли.
Воля – является способностью человека сознательно действовать, опираясь на обозначенную целью, при этом сознательно преодолевает все физиологические и психологические трудности. По отношению к уровню волевых характеристик у военнослужащего обозначаются определенные свойства личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и другие [24].
В процессе служебной деятельности у военнослужащих формируется активная жизненная позиция и определенные нравственные качества.


18

Основные социальные качества личности военнослужащего: общесоциальные (патриотизм, справедливость и другое); профессиональные
(военное мастерство, профессиональная компетентность и другое); военно- политические (гражданство, государственность и другие); моральные (честь, воинский долг, товарищество и другое); психологические (выносливость, воля, независимость и другие); физические (сила, выносливость, реакция и другие).
• Черты характера, характерные для людей, избравших своей профессиональной деятельностью защиту Родины: целеустремленность, отвага, настойчивость, бдительность, коллективизм, доброжелательность, трудолюбие, дисциплина, чувство чести и личного достоинства.
• Особое значение имеют: устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления, независимость, ответственность, способность принимать быстрые решения в условиях жесткого напряжения, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
Таким образом, характерной чертой профессиональной военной деятельности является высокая степень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.
Военнослужащие являются носителями специфических черт своей профессии.
Условия военной службы требуют повышенной мобилизации внутренних сил и возможностей человеческого организма и психики. Специфической особенностью профессиональной деятельности военнослужащего является обязательное участие в военных операциях, в боевых действиях.
Военнослужащий постоянно находится в мире «нарушенного равновесия».
Чтобы восстанавливать внутренний душевный баланс, военный человек должен проявлять психическую активность.
Следовательно, военнослужащий объективно нацелен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и реализовывать себя в специфической деятельности, которая представлена военной службой.

19

1.3. Основные психологические направления в изучении вопроса
психотерапии посттравматического стрессового расстройства
В наше время психотерапия является одним из самых эффективных способов лечения людей с ПТСР. Ее основной целью выступает создание новой мыслительной модели существования в этом мире, возрождения чувства собственной значимости, изменение функционирования в современном мире.
Проблемы изучения ПТСР, а также использование накопленных знаний в современной психотерапии в его лечении рассматривали в своих работах П.А.
Корчемный, А.Л.Акулич, В.А. Агарков, В.В. Дударев, В.В. Кузовкин, В.А.
Раздуев, А.Ю. Федотов; И. Малкина-Пых; А. Макарчук, Н.В. Тарабрина, Ю.В.
Быховец, Э. Калмыкова, М.А.Падун, Э.Г. Удачина, и другие.
Анализируя работу О.А. Блинова можно утверждать, что при ПТСР используются многие психотерапевтические методы различными специалистами:
1. С помощью рациональной психотерапии объясняются механизмы и причины возникновения ПТСР.
2. с помощью методов психической саморегуляции происходит устранение симптомов тревожности и напряжения и включают в себя различные аутотренинги, снятие напряжения в мышцах, активную визуализацию позитивных образов мышления.
3. С помощью когнитивной психотерапии происходит переосмысление неадаптивных мыслей.
4. С помощью личностно-ориентированной терапии происходит изменение в сознании человека по отношению жертвы к травмирующей ситуации и помогает взять на себя ответственность если не за нее, то хотя бы за свое отношение к ней.
5. Смысл логотерапии заключается в поиске смысла возникшей ситуации

20 6. С помощью групповой терапии можно взглянуть на свои проблемы с другой стороны, анализируя ситуации, которые произошли с другими участниками группы.
7. Анализ стресса. Это обсуждение стресса, который испытывают военнослужащие, участники локальных войн. При обсуждении они вместе решают общую боевую задачу. Цель такого опроса - свести к самому минимуму, а по возможности, вообще прекратить душевные страдания военнослужащих. Это получается при помощи последовательного решения проблем:
• обсуждаются впечатления, реакции и переживания военнослужащих;
• вырабатываются способы формирования, у раненых, понимания сути событий и их травматических переживаний;
• сведение к минимуму чувства уникальности патологии собственных реакций за счет обсуждения чувств других и обмена опытом;
• мобилизация внутренних ресурсов каждого, групповая поддержка, солидарность и понимание;
• снижение индивидуальной и групповой тревожности;
• подготовка к переживанию и прорабатыванию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в дальнейшем.
8. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз является успешным методом и применяется у жертв катастроф, стихийных бедствий и насилия, а также фобии, панические и раздвоение личности.
9. С помощью гештальт-терапии снижаются внутренние зажимы, за счет чего происходит стимуляция процесса развития, помогающий восстановить и оптимизировать процессы самостоятельной регуляции, при помощи желания самого человека для создания внутри себя источника поддержки
10. При когнитивно-поведенческой психотерапии, поведенческая терапия считается наиболее приводящим средством к изменениям борьбы с посттравматическим стрессом. Целью данной терапии является укрепление и