Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа психологического сопровождения военнослужащих с
посттравматическим стрессовым расстройством, участвовавших в
локальных войнах
В занятиях всего принимало участие 27 военнослужащих, участников локальных войн. Они были разбиты на 2 под группы по 14 и 13 человек, соответственно. С первой группой занятия проходили с 10 до 12 часов, со второй с 15 до 17 часов.
В первой фазе проведения занятий целью является включение в работу всех участников группы, а также наблюдение за ними, т.к. уже на этом этапе члены группы могут проявлять те свойства, с которыми надо будет работать в дальнейшем.
Каждое занятие начинается с упражнения, способствующее установлению контакта и доверительных отношений в группе. Они меняются, но их смысл и цель нет. Также, в начале занятия, напоминаются правила работы в группе.

Гарантия безопасности – вся полученная информация остается в группе.

Об отсутствующих не говорят.

Искренность в выражении чувств и эмоций.

Активность.

Право каждого участника на свободное изложение своего мнения.

Правило общего равенства – позволяет стереть статусные различия участников группы.
Каждое занятие заканчивается снятием напряжения и подведением итогов, обсуждением вопросов, если такие возникли.

80
После каждого занятия давалось домашнее задание. Оно было в памятке, каждому лично. В начале следующего занятия, после приветствия, оно обсуждалось.
1   2   3   4   5   6   7   8

Домашнее задание. Избавьтесь от охранительного поведения. Оно играет важную роль в развитии посттравматического стрессового расстройства.
Вашему сознанию кажется, что некоторые вещи помогут вам оградиться от кошмаров. Например, жертвы нападений везде носят с собой перцовый баллончик, а иногда даже оружие. Другой попал в аварию и с тех пор молился каждый раз, когда ведет машину. Некоторые виды охранительного поведения могут в определенной степени снижать опасность (например, если после пережитой аварии вы чаще будете пристегивать ремень), но все же их меньшинство. И уж точно не помогает самолечение алкоголем и наркотиками.
На самом деле охранительное поведение только мешает вам проработать страхи, а значит, поддерживает негативное влияние травматического опыта. Но главная проблема охранительного поведения в том, что оно подкрепляет убеждение, будто вы все еще находитесь в опасности. Поэтому, если действия, к которым вы прибегаете, не приносят реальной пользы, в ваших же интересах выявить их и постараться устранить. В первую очередь нужно перевести охранительное поведение на сознательный уровень. Для начала составьте список. Чего вы избегаете: каких людей, мест, видов деятельности? Есть ли какие-то «суеверные» действия, которые связаны у вас с волнением: напрягаете ли вы тело, ходите ли ближе к зданиям, повторяете ли молитвы, напеваете ли себе? И еще один важный вопрос, на который многим трудно ответить честно: пытаетесь ли вы притупить чувства наркотиками или алкоголем? Это сложные вопросы. Часто, если какое-то поведение только вызывает у Вас сомнение, его уже можно внести в этот список. Составьте таблицу, чтобы выявить свое охранительное поведение и убеждения в отношении того, как оно работает.
Заполнив такую таблицу, вы многое поймете о том, какую роль ПТСР играет в вашей жизни. В первое время, отказавшись от охранительного поведения, вы, скорее всего, почувствуете, как усилится ваша тревога. Пусть

81 это вас не останавливает. Ваше сознание долгое время пыталось убедить вас, что именно благодаря охранительному поведению вы до сих пор в безопасности — избавившись от него, вы, естественно, начнете больше бояться. Но к этим уверениям сознания стоит относиться скептически. Они обманывают Вас. И единственный способ убедиться в этом — избавиться от этого поведения и посмотреть, что произойдет. Это по сути то же самое, что убрать страховочные колеса с велосипеда. Будьте готовы к тому, что тревога на какое-то время усилится. Но если вам хватит терпения и уверенности придерживаться задуманного, в конечном итоге она пойдет на спад. Вам не нужно избавляться от всех видов охранительного поведения. Разбирайте каждое из них по отдельности, постепенно расширяя свою зону комфорта. Не подталкивайте себя к тому, что действительно небезопасно: не нужно ходить в опасные районы, ездить на большой скорости или без разбора встречаться с мужчинами — просто чтобы доказать, что вы можете. Осторожность остается добродетелью. Но помимо нее нужно развивать способность переносить дискомфорт, особенно если это в итоге помогает его снизить.
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
1.
Занятие. 1. День.
Задача 1: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Знакомство».
Цель: создание положительного настроя и доверительных отношений на совместную продуктивную работу. Важно, чтобы в процессе занятия каждый участник мог установить контакт с остальными.
Инструкция: всех участников разбивают по группам. У нас получилось 2 группы по 5 человек и 1 по 4 человека. Каждая группа продумывает ситуацию установления контакта. Затем эти ситуации проговариваются и обсуждаются
(футбольные болельщики, баня, новый рабочий коллектив, родительское


82 собрание). Психолог старается следить, чтобы возможность высказаться была у всех. Можно задавать наводящие вопросы. Длительность обсуждения каждой группы -2-3 мин.
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Упражнение: «Не смеяться».
Цель: это тренировка навыков регуляции своего поведения. Самый эффективный способ выполнения этого упражнения – внутренне отстраниться от происходящего, сконцентрировав внимание на какой-либо сторонней мысли.
Инструкция: участники коллективно совершают какие-либо действия, которые незамедлительно вызывают смех. По хлопку ведущего все участники подносят руку к лицу, делают «длинный нос» и хором говорят: «Я Буратино».
Это продолжается с интервалом в 2-3 секунды
Психолог поочередно задает участникам вопросы любого содержания, а те должны отвечать на них «Котик». («Что у Вас надето поверх рубашки?» -
«Котик» и т.п.). Выполнять подобные действия необходимо сохраняя абсолютно серьезное выражение лица и ни в коем случае не смеяться. Кто улыбнется или засмеется – выбывает из игры до окончания раунда (хотя может любыми способами смешить тех, кто еще играет). Побеждают те участники, которые остаются в игре дольше всех.
Тех, кто остался в игре дольше всех, просят поделиться, какими именно способами им удалось добиться этого, что им помогло отвлечься от попыток их рассмешить.
Обсуждение: где еще поможет такой навык?
Задача 3: актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них ПТСР.
Упражнение: «Телефонный разговор».
Инструкция: Одного из участников просят позвонить по телефону для предъявления проблемной ситуации. Выбирается второй участник группы для роли обидчика. Психолог просит описать место, где находится телефон, набрать номер, держать в руке трубку и начать разговор такими словами:

83
«Алло, говорите... Звоню тебе, чтобы..»- Участника побуждают говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном, общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разговор не является повторением реальных разговоров в прошлом. Потом другие участники.
Обсуждение: задаются и обсуждаются вопросы, в чьей позиции было легче, почему?
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Упражнение: «Я в лучах солнца».
Цель: повышения самооценки, настроения, настрой на позитив.
Инструкция: На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
Занятие 2. День 2.
Задача 2: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Поменяйтесь местами».
Цель: сплочение коллектива, нахождение общего среди участников.
Инструкция: время проведения: 10-15 мин. Участники разбиваются на группы по 5-6 человек. Группы участвуют по очереди. Ведущий стоит в центре круга и говорит признак, который относиться к нескольким участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!» Кто не успевает занять место – водит. В начале игры один стул убирается.
Обсуждение: обмен впечатлениями после игры: в каких случаях все менялись местами? Когда вставали несколько человек? Когда вставал только один человек?
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Игра «Конспект».


84
Цель: формирование конструктивных стратегий разрешения конфликта.
Инструкция: в игре участвуют 2 человека. Инструкция первому участнику: «Вы вместе готовились к зачету, и один писал конспект, а второй нет. Ты сдаешь зачет сегодня, и спросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты сдал зачет, очень обрадовался и, уходя, забыл забрать конспект.
Когда вернулся, то в аудитории никого не было, и конспекта тоже».
Инструкция обеим участникам: «Вы встречаетесь в коридоре и должны вести себя так, как обычно поступаете в жизни».
Обсуждение: сначала высказываются наблюдатели, затем участники.
Необходимо выяснить какое поведение участники считают конструктивным и насколько оно реализовано в игре.
Задача
3:
актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них ПТСР.
Упражнение «Линия жизни».
Цель: прикосновение к травматическим событиям.
Инструкция: участникам предлагается нарисовать на листе линию своей жизни от рождения до настоящего момента. На оси координат по горизонтальной линии отмечаются года, а по вертикальной, выше нулевой отметки - положительные события. Ниже нулевой отметки – отрицательные события.
Вопросы для обсуждения: в каком возрасте были отрицательные события и с чем они связаны? Как изменилось ваше общение с людьми в связи с произошедшим?
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Аутогенная тренировка "Ключ".
Инструкция: зафиксируйте взгляд на одной точке и дайте себе установку:
"Сейчас я мысленно сосчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние глубокого мышечного расслабления и отдыха. Веки отяжелеют и закроются. По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть.

85
Все отвлекающие сигналы - шум, посторонние мысли, свет будут только усиливать чувство нарастающего покоя, углублять состояние повышенной самовнушаемости. Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я автоматически сосчитаю от пяти до единицы. Моя голова при этом прояснится, я почувствую свежесть и легкость. При счете "один" глаза мои откроются, я почувствую себя хорошо отдохнувшим и полным сил". При помощи "ключа" можно не только отдыхать, но также можно программировать себя на предстоящую деятельность.
Обсуждение: проговорить с участниками их состояние, что они почувствовали, легко ли им далась эта техника.
Занятие 3. День 3.
Задача 1: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Моё настроение».
Цель: создание положительного настроя на работу.
Инструкция: время проведения: 5-10 мин. Участникам предлагается сравнить своё настроение с каким-либо цветом (как вариант может быть сравнение с овощем, фруктом, погодой). Каждый по очереди высказывается, объясняя свой выбор.
Задача 2: развитие конструктивных способов психологических защит.
Упражнение: «Список Робинзона».
Цель: научиться позитивной интерпретации печали и депрессии; научиться разрешать критические жизненные ситуации.
Инструкция: «Что делать в ситуации, когда потерян смысл существования и нет надежды на будущее? Для того, чтобы найти оптимальное решение в кризисной ситуации, необходимо снизить интенсивность отчаяния и активизировать мышление. Для этого нужно найти в своей проблеме, какой бы огромной и неразрешимой она не казалась, положительные моменты».
Вспомните какую-то существующую в Вашей жизни и еще не разрешенную проблему, вызывающую у Вас печаль. Нарисуйте на листе бумаги таблицу, состоящую из трех столбиков: «Зло», «Добро», «Урок».


86
В первом по пунктам запишите все минусы, все отрицательные моменты нынешнего состояния проблемы. Во втором столбце – положительные моменты, плюсы своего положения. В третьем – опишите те уроки, которые вы извлекли из этой ситуации, и как они могут помочь Вам в будущем.
Вот как, например, это сделал Робинзон Крузо:
«Зло – Добро – Урок:

Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на спасение.

Но я жив, я не утонул, подобно все моим товарищам.

Я отделен от всего человечества, я отшельник, изгнанный из общества людей.

Но я не умер от голода и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.
Теперь используйте стратегию «сравнение, идущее вниз»: сравните себя с другими людьми, находящимися в еще более незавидном положении; а также стратегию «сравнение, идущее вверх»: вспомните о своих успехах в других областях, в чем Вы успешны.
Обсуждение: какие затруднения Вы испытывали, выполняя упражнение?
Какие эмоции Вы переживали? Как изменилось сейчас Ваше отношение к проблеме? Как Вы собираетесь использовать полученный опыт?
Задача
3:
актуализация тенденций избегания и вторжения травматического события с целью принятия военнослужащими факта наличия у них ПТСР.
Упражнение: «Рисунок - трилогия».
Цель: осознание произошедших изменений в себе, поиск внутренних ресурсов.
Инструкция: участникам предлагается нарисовать рисунок из трех частей:
1. «Я» до интолерантной (травмирующей) ситуации;

87 2. «Я» во время психотравмирующей ситуации;
3. «Я» после психотравмирующей ситуации.
Каждый рисунок участника обсуждается в общем круге.
Вопросы для обсуждения: Как через образ мы наблюдаем те изменения, которые произошли с «Я»? Какие чувства вы испытывали, и какие мысли возникали у вас, когда другие делились своими впечатлениями о вашем рисунке? Что может служить для «Я» источником поддержки?
Задача 4: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Цель: снять мышечное напряжение.
Инструкция: начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два – в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая около глазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Занятие 4. День 4.
Задача 1: установление доверительных отношений в группе.
Упражнение: «Коллективная сказка».
Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы.
Инструкция: время проведения: 10-15 мин. Группе даётся задание придумать сказку. При этом первый говорит одно предложение, второй второе, представляющее собой продолжение сказки, и т.д. по кругу. В итоге должна получиться завершённая история.
Краткое обсуждение выполнения задания.