Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105
Информационные системы для слабослышащих.
При посещении публичных мест люди со слуховыми аппаратами испытывают дискомфорт, связанный с неразборчивостью звуковой информации. Возникает необходимость оснащения ряда зон здания устройствами, передающими аудиоинформацию с микрофона прямо на слуховой аппарат посетителя - информационными индукционными системами для слабослышащих
(индукционными петлями).
Портативная: информационная индукционная система переносная для беспроводной передачи аудио-сигнала в слуховой аппарат. Применяется в местах скопления людей, при наличии посторонних шумов. Конструкция предусматривает аудиовход, через который можно подключить звуковоспроизводящую аппаратуру. Обеспечивает зону уверенного приема сигнала до нескольких метров.
Настенная индукционная система предназначена для беспроводной передачи аудиоинформации в слуховой аппарат с телефонной катушкой (в режиме «Т») с помощью электромагнитной индукции (индукционная петля). Применяется в местах с повышенным уровнем фонового шума и реверберации. Размещается на любых немагнитных вертикальных поверхностях или информационных стойках.
Стационарная информационная система с усилителем предназначена для оснащения помещений (зон в помещениях) площадью от 30 до
700 м2, монтируется особым образом в пол либо потолок помещения и коммутируется с усилителем, расположенным в непосредственной близости от индукционной петли.
Информационный киоск (информационный терминал) – специальная разработка, созданная для быстрого и своевременного получения актуальной информации в местах, где это особенно необходимо: в музеях, торговых

106 центрах, административных зданиях с большим потоком посетителей, в гостиницах, аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в медицинских и образовательных учреждениях. Расположенный в месте с открытым доступом, информационный киоск даёт возможность получать информацию круглосуточно, без перерывов и выходных.
Терминалы разработаны для установки в помещениях с повышенными требованиями к эргономике маломобильных граждан, в том числе инвалидов-колясочников.
Современные варианты приборов обладают мультиязычным интерфейсом и возможностью адаптации к различным требованиям пользователей (для инвалидов-колясочников интерфейс перемещается в удобную зону, для слабослышащих – прилагается индукционная панель, для слабовидящих – увеличивается шрифт и размер данных).
Терминалы могут быть использованы в трех направлениях:

Информация (терминал заполняется любой информацией, служит как информационное табло);

Реклама (может быть использован как рекламная площадка);

Сервис (терминал может выполнять определенные функции, которые необходимы в конкретном заведении – бронирование мест в гостинице, распечатка расписания в учебном заведении, оплата счетов, плата по кредитам в банке, запись к врачу (с распечаткой талона) в медицинском учреждении и т.д.).
Функционал информационного терминала может быть расширен для предоставления дополнительных услуг:
• при наличии принтера запрошенную информацию, заполненные формы и другие документы можно выводить на печать;
• встроенные сканеры штрихкодов позволят мгновенно получить информацию о товаре из торгового зала;
• для работы с картами лояльности и предоставления персональной информации информационный терминал можно оборудовать карт-ридером.


107
Глава 6
Обеспечение доступности для инвалидов государственных и
муниципальных услуг
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее
– Закон № 210-ФЗ) государственные услуги – это деятельность по реализации функций органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов
53
, осуществляемая по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и
53
Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования
(на уровне субъектов Российской Федерации).

108 нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Соответственно, муниципальные услуги – это деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в законодательстве.
54
Государственные услуги предоставляются следующими субъектами:
1) федеральными органами исполнительной власти, 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 3) органами государственных внебюджетных фондов, 4) муниципальными органами
(органами местного самоуправления) – при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные услуги предоставляются органами местного самоуправления. В деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг могут быть вовлечены подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, а также многофункциональные центры.
Государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в устной
(предоставление данных услуг методом сурдоперевода и тифлосурдоперевода можно считать разновидностью устной формы предоставления), письменной или электронной форме на основании запроса о предоставлении соответствующей услуги, который может быть выражен также в устной, письменной или электронной форме.
55
Предоставление данных услуг в электронной форме осуществляется с использованием информационно- телекоммуникационных технологий – порталов государственных и муниципальных услуг (единого портала и (или) региональных), универсальной
54
п. 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.
55
п. 3 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.


109 электронной карты
56
и подразумевает, помимо прочего, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Также в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
Получателями государственных и муниципальных услуг признаются физические и юридические
57
лица, которые за предоставлением соответствующей услуги могут обращаться через своего представителя.
58
Нормативно-правовое регулирование предоставления государственных услуг осуществляется на двух уровнях
59
– федеральном и региональном.
Предоставление муниципальных услуг регламентируется федеральными и муниципальными правовыми актами.
Общие положения о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в Федеральном законе № 210-ФЗ и ряде других федеральных законов, законах субъектов РФ.
Непосредственный порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги устанавливается в административном регламенте
(Применительно к муниципальным услугам на практике (в обиходе) зачастую применяется термин «регламент муниципальной услуги»).
Также существуют нормативные акты, без следования положениям которых предоставление государственных/муниципальных услуг не будет соответствовать требованиям законности, безопасности и доступности. К таким нормативным актам относятся Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке
56
п. 6 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.
57
За исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления.
58
п. 3 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.
59
Уровень нормативно-правового регулирования зависит от того, кем оказывается соответствующая услуга.

110 предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка
(сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» и другие акты.
В действующем законодательстве установлен ряд требований к процессу предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам.
Специальные требования к материально-технической базе касаются вопросов обеспечения физической доступности услуг для их получателей- инвалидов.
Рассматриваемые требования установлены в законах,
60
в подзаконных нормативных правовых актах,
61
а также – в большинстве случаев – в нормативных технических документах.
62
Обеспечение доступности для инвалидов помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, зала ожидания, мест для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационных стендов с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в качестве специального требования
63
предъявляется к содержанию стандарта оказания соответствующей услуги, который, в свою очередь, является составной частью административного регламента предоставления данной услуги
64
Среди подзаконных актов, касающихся порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо выделить, прежде всего,
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении
Правил организации деятельности многофункциональных центров
60
Например, Закон № 210-ФЗ, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
61
Например., Правила деятельности МФЦ.
62
Например., Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
63
Такое требование предусмотрено п. 12 ст. 14 Закона № 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от
01.12.2014 № 419-ФЗ) и будет предъявляться с 1 января 2016 г.
64
См. ч. 2 ст. 12 Закона № 210-ФЗ.


111 предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Правила
МФЦ).
Многофункциональными центрами могут одновременно оказываться как государственные, так и муниципальные услуги. Главной особенностью деятельности МФЦ является реализация принципа «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
65
Данный принцип, предполагающий удобство и оперативность получения услуги, делает для инвалидов получение услуг в МФЦ не просто желательным, а зачастую единственно возможным.
Работа мобильных офисов МФЦ позволила осуществлять выезды специалистов ГАУ НСО МФЦ по Новосибирской области для предоставления
65
ч. 1 ст. 15 Закона № 210-ФЗ.

112 государственных и муниципальных услуг маломобильным категориям заявителей
(пенсионеры, инвалиды, молодые мамы), признанным недееспособными или не имеющим возможности по состоянию здоровья обратиться в ГАУ НСО МФЦ http://old.mfc-nso.ru
Деятельность МФЦ, его сотрудников (включая права, обязанности и ответственность) подчиняется тем же правилам, что и деятельность соответствующих госорганов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления по предоставлению государственных/муниципальных услуг.
В целях обеспечения физической доступности государственных/муниципальных услуг для инвалидов в
Правилах деятельности МФЦ в общем виде установлены соответствующие требования, относящиеся к зданиям и помещениям МФЦ:
66
‒ оборудование входа в здание (помещение) многофункционального центра и выхода из него лестницами с поручнями и пандусами для передвижения инвалидных колясок;
‒ расположение помещений МФЦ, предназначенных для работы с заявителями, на нижних этажах здания, наличие у них отдельного входа, а в случае расположения многофункционального центра на втором этаже и выше – оснащение здания лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами, в том числе для инвалидов;
66
Пункты 13 - 15 Правил деятельности МФЦ.

113
‒ наличие туалета, предназначенного для инвалидов.
По предварительным заявкам сотрудники мобильного офиса центра
«Мои Документы» Краевого ГАУ МФЦ Забайкальского края выезжают по го- роду Чите к лицам, которые не имеют возможности самостоятельно передви- гаться, но хотели бы воспользоваться услугами, предоставляемыми в центре.
Выезд может быть осуществлен как по месту жительства маломобильного гражданина, так и в медицинское учреждение, в котором находится заявитель http://www.mfc-chita.ru/chita/novosti/mobilnyy-mfc
В отношении планировочных решений территории МФЦ в Правилах деятельности МФЦ предусмотрено требование по наличию бесплатной парковки, предусматривающей, в том числе, места для специальных автотранспортных средств инвалидов
67
Однако посредством МФЦ могут быть оказаны лишь отдельные виды государственных/муниципальных услуг, что делает актуальным обеспечение доступности их предоставления не только в МФЦ, но и в государственных
67
Пункт 16 Правил деятельности МФЦ.


114 органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления
Вместе с тем необходимо отметить, что на помещения и здания, в которых государственные/муниципальные услуги оказываются органами государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, рассмотренные положения Правил деятельности
МФЦ не распространяются, а обеспечение доступности названных объектов для инвалидов возможно путем соблюдения требований нормативных технических актов, в которых устанавливаются наиболее подробные требования к зданиям, сооружениям, помещениям мест оказания государственных услуг (вне зависимости от того, кем они оказываются), планировочным решениям прилегающих территорий установлены в нормативных технических актах.
Специальные требования к материально-техническому обеспечению сводятся, в основном, к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/муниципальных услугах.
Так, стандарт предоставления государственной/муниципальной услуги должен предусматривать требования к информационным стендам
68
с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов.
69
С учетом изложенного выше представляется возможным дать следующие рекомендации по обеспечению доступности для инвалидов государственных/муниципальных услуг.
1. На стадии разработки административных регламентов предоставления отдельных видов государственных/муниципальных услуг и на стадии их
68
В Правилах деятельности МФЦ помимо размещения стендов предусматривается также применение иных источников информирования без расшифровки оных (пп. «а» п. 8 Правил деятельности МФЦ).
69
П. 12 ст. 14 Закона № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ).

115 экспертизы
70
представляется целесообразным, что содержание стандартов предоставления государственных/ муниципальных услуг в части требований к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов, должно соотноситься с направленностью результата предоставления услуги и ее востребованностью у инвалидов. Поскольку в настоящее время методика по данному вопросу отсутствует, можно предложить метод подсчета количества обратившихся за ее предоставлением инвалидов (для чего необходимо предусмотреть для них создание специальной очереди) и определения процентного соотношения данного количества с общим количеством заявителей.
Однако и без ведения статистического учета представляется очевидной высокая востребованность (оценочно, на уровне 70-90 %) у инвалидов тех услуг, которые направлены на предоставление инвалидам предусмотренных законодательством мер социальной защиты (например, по обеспечению инвалидов ТСР, протезно-ортопедическими изделиями, по выплате компенсаций и т.п.) В стандартах предоставления указанных услуг представляется целесообразным предусмотреть дополнительные требования к помещениям, залу ожидания и т.д., которые сделали бы получение данной услуги инвалидами максимально комфортным как с физической, так и с психологической точки зрения
71
. В действующем же административном регламенте предоставления данных услуг устанавливаются минимальные требования доступности их для инвалидов в виде наличия пандусов, подъемников (как отмечается, «при необходимости», однако случаи возникновения такой необходимости не приводятся), санитарно-техническими
70
О проведении экспертизы проектов административных регламентов – см. ст. 13 Закона № 210-ФЗ.
71
По данному вопросу см., напр., СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».