Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116 помещениями (доступными для инвалидов) и расширенными проходами, что не в полной мере способствует обеспечению доступности госуслуги для инвалидов.
2.Обеспечение доступности для инвалидов государственных/муниципальных услуг, помимо прочего, невозможно без создания беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/муниципальных услугах.
По рассматриваемой проблематике законодательство не содержит детализированных требований, в связи с чем вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/ муниципальных услугах должны решаться по усмотрению соответствующих органов, предоставляющих ту или иную услугу. В качестве ориентира, определяющего направления, по которым должна вестись работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, может быть предложено использование Методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий
72
По услугам, востребованным у инвалидов или связанным напрямую с предоставлением им мер социальной защиты, предоставление информации инвалидам рекомендуется осуществлять максимально возможным числом способов, включая наряду с традиционными (размещение информации на стендах, портале в сети Интернет, информирование по телефону) также иные способы информирования (например, размещение в помещениях оказания услуг телевизоров с телетекстом, предоставление по запросу инвалидов планшетных компьютеров со специальным программным обеспечением для слабовидящих или невидящих пользователей, тифлосредств и т.д.).
72
Утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.04.2014
№ 108.

117
В рамках максимальной адаптации способов предоставления/получения информации применительно к нуждам получателей-инвалидов должны предусматриваться мероприятия по повышению комфортности использования инвалидами существующих способов и средств получения информации.
Например, повышение комфортности получения инвалидами по слуху (а также и по слуху и по зрению – слепоглухих) информации о государственной услуге в ходе личного обращения возможно путем предоставления ему сурдопереводчика
(тифлосурдопереводчика).
Услуга сурдоперевода
(тифлосурдоперевода) может оказываться, например, при обращении в многофункциональные центры.
3. Ввиду вступления в силу для России Конвенции о правах инвалидов, в ч.
1 ст. 9 которой предусматривается наделение инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, в административных регламентах необходимо предусматривать требования к доступности восприятия инвалидами результатов предоставления государственных/муниципальных услуг.
Вопросы доступности восприятия результатов оказания государственных/ муниципальных услуг особенно актуальны для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, так как они испытывают трудности в коммуникации. Для их устранения
(а значит, повышения доступности государственных/муниципальных услуг) рекомендуется в административных регламентах предусмотреть принятие следующих мер:
‒ при предоставлении государственной/муниципальной услуги в устной форме, инвалиду по слуху (зрению) должны предоставляться либо услуги сурдопереводчика, либо специальные технические средства, обеспечивающие синхронный сурдоперевод (для инвалидов по зрению – тифлосурдоперевод); возможно также оказание государственных/ муниципальных услуг специально обученным должностным лицом с соответствующими навыками;


118
‒ при предоставлении государственной/муниципальной услуги в письменной или электронной форме инвалидам по зрению должна быть обеспечена возможность получить авторизованные
73
копии соответствующих документов, исполненные шрифтом Брайля.
Главной сложностью в обеспечении доступности процедуры предоставления той или иной государственной/муниципальной услуги являются вопросы соблюдения инвалидами формы обращения за той или иной услугой.
Подавляющее большинство государственных/муниципальных услуг оказывается на основании заявления. Именно подготовка заявления вызывает наибольшие трудности у инвалидов. Во-первых, в настоящее время не предусмотрена возможность подачи заявления, исполненного шрифтом Брайля.
Во-вторых, несмотря на то, что заявление в общедоступном виде все-таки можно изготовить с использованием компьютера, подписать его инвалид по зрению или инвалид с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
(при отсутствии верхних конечностей) не сможет.
Таким образом, единственно возможный способ реализации прав инвалидов с рассмотренными нарушениями функций организма – это использование предусмотренной законодательством возможности обращения за предоставлением государственной услуги через своего представителя. Однако, во-первых, некоторые государственные/муниципальные услуги могут предоставляться совершеннолетним лицам только при их личном обращении.
Во-вторых, возможность получения госуслуги только с помощью представителя ограничивает право инвалида на наделение его возможностью вести независимый образ жизни, гарантированное ст. 9 Конвенции о правах инвалидов.
73
То есть заверенные должностным лицом МФЦ или предоставляющего услугу органа.

119
В целях расширения возможности инвалидов самостоятельно получать государственные/муниципальные услуги в практической деятельности по их предлагается руководствоваться следующим.
Вариант первый. При обращении за оказанием государственной услуги инвалидов по зрению их можно направлять в органы внутренних дел для добровольной дактилоскопической регистрации на основании ст. 10
Федерального закона от 25 июля 1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Прохождение данной процедуры позволит инвалидам в дальнейшем подавать заявление о предоставлении государственной/муниципальной услуги с отпечатком пальца
(пальцев) вместо подписи. В свою очередь, МФЦ или орган, предоставляющий государственную/муниципальную услугу, сможет на основании ст. 6
Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в
Российской Федерации» делать запрос в соответствующие органы о подтверждении личности заявителя-инвалида с использованием дактилоскопической информации.
Вариант второй – использование для подписания заявлений и прочих необходимых документов инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения собственноручной подписи.
Такая возможность предусмотрена ст. 14.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов по зрению при осуществлении операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств. Хотя прямого указания на возможность использования факсимильного воспроизведения собственноручной подписи инвалида по зрению законодательство о государственных услугах не содержит, запрет на использование факсимильного воспроизведения подписи также не установлен. С учетом этого, а также того, что по ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за их предоставлением, в том числе, для лиц с


120 ограниченными возможностями здоровья, использование факсимильного воспроизведения подписи инвалидами по зрению при их обращении за предоставлением государственных услуг возможно (пока в законодательстве не будет установлено иное) по аналогии закона
74
, однако с учетом правил, содержащихся в частях второй и третьей ст. 14.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поскольку для реализации права использовать факсимильное воспроизведение подписи в установленных законом случаях инвалиду по зрению необходимо обращение к нотариусу, рекомендуется обеспечить в многофункциональных центрах возможность совершения соответствующих нотариальных действий на основании пп. «в» п. 4 Правил деятельности МФЦ.
Третий вариант действий (единственно возможный при личном обращении инвалида с отсутствующими верхними конечностями) – использование по аналогии закона правил п. 3 ст. 1125 Гражданского кодекса
Российской Федерации о рукоприкладчике: если обратившийся за предоставлением государственной/муниципальной услуги гражданин в силу физических недостатков не может собственноручно подписать соответствующее заявление, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса.
Реализация рассматриваемого варианта обеспечения для инвалидов доступности обращения за получением государственной/муниципальной услуги также связана с совершением нотариальных действий, для чего рекомендуется обеспечить в многофункциональных центрах возможность их совершения (пп. «в» п. 4 Правил деятельности МФЦ).
74
Аналогия закона – один из общепризнанных способов восполнения пробелов в законодательстве, необходимый для целей правоприменения. Существо аналогии закона заключается в применении к не урегулированному конкретной нормой правоотношению нормы закона, которая регламентирует сходные отношения. Необходимость применения данного приема обусловлена тем, что решение по любому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому в случае отсутствия нормы, прямо предусматривающей спорный случай, требуется отыскать норму, регулирующую возможно более сходные со спорным отношения.

121
Поскольку по правилам п. 3 ст. 1125 Гражданского кодекса должны быть указаны причины, по которым лицо не могло подписать документ собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего документ по просьбе заявителя (в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина) в формуляре заявления должно быть предусмотрено место для соответствующих отметок в специальной графе. Если такого места в формуляре (бланке) документа не предусмотрено, представляется возможным совершение соответствующей надписи на оборотной части заявления (листа, на котором ставится подпись).


122
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

Глава 7
Обеспечение доступности для инвалидов услуг
медико-социальной экспертизы и медицинских услуг
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
75
Применительно к сфере оказания услуг медико-социальной экспертизы и медицинских услуг способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов.
Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов медицинских услуг и услуг МСЭ.
Нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения, прежде всего содержатся в СП 59.13330.2012,
76
применение которого носит обязательный характер.
Согласно указанному Своду правил, зона посадки пассажиров должна быть предусмотрена у доступного входа в медицинское учреждение, где люди получают медицинскую помощь или лечение.
Входы в медицинские учреждения для пациентов и посетителей должны иметь визуальную, тактильную и акустическую (речевую и звуковую) информацию с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход. Входы в кабинеты врачей и процедурные должны быть оборудованы световыми сигнализаторами вызова пациентов.
75
Ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
76
СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря
2011 г. № 605.

123
Травмпункт, инфекционный кабинет и приемное отделение должны иметь автономные наружные входы, доступные для инвалидов. Травмпункт должен размещаться на первом этаже.
Ширина коридоров, используемых для ожидания, при двустороннем расположении кабинетов должна быть не менее 3,2 м, при одностороннем - не менее 2,8 м.
Также требования к обеспечению доступности медицинских учреждений содержатся в Своде правил СП 148.13330.2012,
77
который носит рекомендательный характер и распространяется на стационарные и полустационарные учреждения медицинского, социального и медико- социального обслуживания, связанные с уходом за немощными и хронически больными людьми.
Основной целью введения данного Свода правил (далее – СП) является создание полноценной пространственной среды в учреждениях медицинского обслуживания при помощи рациональных планировочных решений, применения современного оборудования и мебели, обеспечивающих требуемый уровень доступности и безопасности социальных услуг и медицинской помощи, а также комфортность пребывания и проживания маломобильных групп населения в специализированных зданиях.
При проектировании указанных зданий и помещений должна учитываться степень подвижности данной категории населения.
Ослабленные люди по степени подвижности, влияющей на характер оборудования помещений, в которых живут и получают медицинское обслуживание, делятся на следующие три категории:
- свободно передвигающиеся;
77
СП 148.13330.2012 «Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования», утвержденный Приказом Госстроя РФ от 27 декабря 2012 г. N 135/ГС.