Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
154 до упора; проверить надежность фиксации подъемников к тамбурной стене, а также убедиться в наличии электропитания подъемников.
Особую сосредоточенность проводники должны проявлять при транспортировке инвалида из вагона на низкую платформу. Так, перед началом транспортировки проводник должен убедиться в том, что откидная площадка вагона закрыта и закреплена на фиксатор, а торцевая наружная дверь заперта; обеспечена достаточная освещенность зоны работы подъемника; и перед ограждением подъемника и на платформе отсутствуют люди (животные) или предметы в зоне двери.
При транспортировке (подъеме, опускании) инвалида в кресле-коляске без сопровождающего лица управление подъемником необходимо производить с откидной площадки подъемника, используя переносной пульт управления, а с сопровождающим лицом - со стационарного пульта управления. В случае необходимости экстренной остановки подъемника следует нажать кнопку "Стоп" на стационарном пульте управления. Для продолжения работы подъемника необходимо повернуть кнопку "Стоп" против часовой стрелки
104
На сайте ОАО «Российские железные дороги» http://pass.rzd.ru размещена информация о Центре содействия мобильности ОАО "РЖД", который обеспечивает предоставление информации об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте пассажирам с ограниченными физическими возможностями, принимает заявки на оказание ситуационной помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования. Обслуживание ведется по телефону
8-800-510-11-11 в круглосуточном режиме без выходных дней.
104
Распоряжение ОАО "РЖД" от 24.05.2007 N 959р "Об утверждении Инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона"
155
2. Обеспечение доступности использования воздушного транспорта
инвалидами
Перед планированием путешествия с использованием воздушного транспорта пассажир, как правило, обязан самостоятельно определить возможность эксплуатации этого вида транспорта, исходя из состояния своего здоровья
105
Если пассажир, несмотря на какую-либо ограниченность жизнедеятельности, принимает решение перемещаться на самолете, то перевозчик не вправе отказать в воздушной перевозке пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия специальных технических средств и оборудования
106
В связи с этим аэропорты должны быть оборудованы пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный
105
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
106
Пункт 3 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от
14.10.2014).
156 доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. В аэровокзалах доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать размещением специального выхода для маломобильных пассажиров в центральной части здания или с помощью движущихся тротуаров (других механизированных средств передвижения) к удаленным выходам.
Подробная и четкая информация о сервисе для людей с ограниченными возможностями размещена на сайте http://www.domodedovo.ru аэропорта
Домодедово
На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.
При бронировании и приобретении билетов пассажир – инвалид вносит данные об ограничениях жизнедеятельности и о потребностях в помощи в автоматизированную информационную систему оформления воздушных
157 перевозок, тогда эта информация будет указана в билете и передана перевозчику.
В аэропорту пассажирам - инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта предоставляется ряд бесплатных услуг, среди которых:
- сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
- предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров по территории аэропорта;
- дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров зрительной информации;
- обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира;
- предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке.
Воздушные суда оснащаются необходимыми техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими их доступность для пассажиров из числа
158 инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
107
. Например, при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска при высадке маломобильных пассажиров предусматриваются специальные устройства - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт
108
На борту воздушного судна пассажирам – инвалидам предоставляются следующие бесплатные услуги: а) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира – инвалида форме; б) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру – инвалиду.
Программа помощи пассажирам-инвалидам авиакомпании «Аэрофлот» размещена на сайте авиакомпании http://www.aeroflot.ru/cms/before_and_after_fly/disabled
. Девиз программы «По миру без преград!». Работники Аэрофлота оказывают помощь пассажирам- инвалидам c формальностями на регистрации, во время посадки в самолет
107
Пункт 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от
14.10.2014).
108
П 6.36 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» , утвержденных Приказом Госстроя оРФ от 27.12.2012 г. № 124/ГС.
159
(приоритетная посадка), с размещением в самолете, в течение всего полета, в аэропорту назначения, с трансфертом, с получением инвалидного кресла в аэропорту
В соответствии со ст. 106.1 Воздушного кодекса воздушная перевозка пассажира – инвалида по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.
Также, согласно п. 110 Федеральных авиационных правил
109
в сопровождении путешествуют пассажиры в кресле-коляске, неспособные передвигаться самостоятельно, или больные на носилках в связи с тем, что нуждаются в обеспечении постоянного ухода. Необходимо отметить, что, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ,
110
указанные положения
Федеральных авиационных правил не являются дискриминационными по отношению к инвалидам, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться без кресла-коляски или транспортируются на носилках.
Федеральные правила допускают возможность отказа в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках не по причине инвалидности, а вследствие отсутствия на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров, когда их состояние здоровья требует особых условий, а воздушный перевозчик не может их предоставить из-за размера самолета или размера его дверей, когда физически невозможно посадить в самолет и перевезти пассажира в кресле-коляске, больного на носилках. Таким образом, п. 110 Федеральных авиационных правил не допускает произвольный отказ в перевозке указанных пассажиров. Кроме того, данный пункт не
109
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
110
Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2012 N АКПИ12-1299 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 110 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82»
160 освобождает перевозчика от обязанности предложить таким пассажирам приемлемую альтернативу.
Правило о перевозке отдельных категорий инвалидов с сопровождающим не является для перевозчика обязательным. Поэтому в нормативных актах перевозчика может быть предусмотрена перевозка таких пассажиров без сопровождающего под наблюдением перевозчика. В таком случае без сопровождающего по согласованию с перевозчиком может перевозиться пассажир, лишенный слуха, а также пассажир, лишенный зрения, пассажир в кресле-коляске, неспособный передвигаться самостоятельно, или больной на носилках после оформления письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика
111
Пассажир-инвалид по зрению, по согласованию с перевозчиком может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря. Перевозка в сопровождении собаки-поводыря осуществляется при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря. Собака-поводырь перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, но к собаке-поводырю предъявляются дополнительные требования: собака должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.
Регистрация билетов и оформление багажа для маломобильных пассажиров без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,7 - 0,8 м. Столы для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.
111
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
161
Программа защиты и бережного отношения к пассажирам – инвалидам распространяется на отношения защиты багажа, тем более, если в багаж сданы специальные средства для передвижения (в том числе кресла-коляски), принадлежащие пассажирам – инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности. Поэтому, за утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих данным пассажирам, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.
3. Обеспечение доступности использования речного и внутреннего
морского транспорта инвалидами
Адаптация объектов водной транспортной инфраструктуры и определения возможности их использования для обслуживания пассажиров – инвалидов – одно из важнейших направлений в модернизации внутреннего водного транспорта Российской Федерации. С 1 января 2016 года на законодательном уровне вступит в законную силу требование об обеспечении условий доступности для пассажиров – инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и оказание им услуг наравне с другими пассажирами
112
Аналогичные требования с 1 января 2016 года предъявляются и к обеспечению условий доступности для пассажиров – инвалидов объектов инфраструктуры морских портов и судов
113
Обеспечение транспортной доступности для пассажиров – инвалидов начинается с обеспечения доступности транспортной инфраструктуры, а
112
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от
04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)
113
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации"
162 именно речных и морских вокзалов, речных и морских судов, при этом меры обеспечения должны предусматривать различные виды утраты здоровья.
К морским и речным вокзалам предъявляются общие требования, предусмотренные «СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
Иных узконаправленных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение доступности на речных и морских судах, правовая система федерального уровня пока не содержит. Однако во исполнение Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения будут разработаны нормативные акты подзаконного уровня, содержащие требования доступности для инвалидов при использовании речного и внутреннего морского транспорта.
Необходимо отметить, что субъекты
Российской
Федерации осуществляют собственное нормативно-правовое регулирование вопросов пользования внутренним водным транспортом, в которых вправе отразить дополнительные условия доступности для пассажиров-инвалидов
114
4. Обеспечение доступности использования автомобильного и
городского наземного электрического транспорта инвалидами
114
См, например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 979 "Об утверждении Правил пользования водным транспортом Санкт-Петербурга, осуществляющим перевозки пассажиров и их багажа по городским маршрутам водного транспорта Санкт-Петербурга"; Постановление
Администрации Костромской области от 30.04.2013 N 189-а (ред. от 10.06.2014) "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на пассажирском водном транспорте пригородного сообщения на территории Костромской области в период с 1 мая по 30 сентября 2014 года".
163
Обязанности по обеспечению доступности перевозок и обслуживания пассажиров – инвалидов на городском транспорте возложены на владельцев объектов городской транспортной инфраструктуры.
В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородных перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.
115
В числе необходимых действий является оборудование объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; дублирование необходимой для пассажиров – инвалидов звуковой и зрительной информации, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля
116
Кроме того, пассажирам – инвалидам предоставляются бесплатные дополнительные услуги, такие как: помощь при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, в том числе при входе/выходе в транспортное средство; помощь при оформлении багажа, и его получении; допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное ее обучение.
В пути следования непосредственно в транспортном средстве пассажиру
– инвалиду перевозчиком, в том числе при перевозке транспортным средством
115
П 6.38 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» , утвержденных Приказом Госстроя оРФ от 27.12.2012 г. № 124/ГС.
116
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта