Файл: Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений мсэ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
173 1) если в зданиях предусмотрены системы односторонней громкоговорящей связи (например, в зонах массовых посещений: концертных залах, лекционных аудиториях, залах кинотеатров и театров, спортивных аренах, залах заседаний), то эти системы должны быть доступны для инвалидов;
2) в помещениях (зонах) обслуживания при наличии перед местом операциониста, обслуживающего посетителей, сплошных разделяющих конструкций следует предусматривать как минимум одно место, оснащенное средствами двусторонней громкоговорящей связи, обеспечивающей звуковой контакт персонала (операциониста) с посетителями, в том числе посетителями- инвалидами с нарушением функции слуха;
3) при размещении акустических устройств на участках, в помещениях зданий, элементах коммуникационного пространства следует исключать возможность перекрытия воспроизводимой ими информации и создания звуковых помех;
4) в зрительных залах (театров, цирков и т.п.) следует предусматривать не менее трех зрительских мест, связанных со вспомогательными аудиосистемами, работающими на основе индукционного контура приема частотно- модулированного сигнала или на основе инфракрасного излучения, для подключения личных слуховых аппаратов по ГОСТ Р 51024, используемых инвалидами с нарушением функции слуха;
5) доступные для инвалидов средства телефонной связи общего применения, предназначенные для оснащения общественных зданий и прилегающей к ним территории, должны соответствовать ГОСТ Р 51646;
6) в доступных для инвалидов зданиях, оборудованных средствами телефонной связи общего применения, в том числе таксофонами, телефонными аппаратами внутренней связи или средствами телефонной связи других типов, должны быть предусмотрены аналогичные типы средств телефонной связи
(далее - ТА), доступных для инвалидов, с учетом требований ГОСТ Р 51646, а
174 также имеющихся рекомендаций по их количественному выбору и способам размещения;
7) все доступные для инвалидов ТА общего применения, предусмотренные в зданиях или сооружениях, должны быть оснащены регуляторами громкости;
8) если в здании или сооружении и на прилегающей к нему территории предусмотрены четыре и более таксофона общего применения (в том числе как внутри, так и снаружи здания или сооружения) и как минимум один таксофон общего применения внутри здания, то как минимум один таксофон внутри здания или сооружения должен быть текстовым ТА;
9) если внутри зданий или сооружений, предназначенных для проведения культурно-массовых мероприятий, в том числе на стадионах и спортивных аренах, в общественных центрах, в укрытых местах развлечений и отдыха, установлены таксофоны общего применения, то как минимум один из них должен быть текстовым ТА;
10) если в зоне безопасности вокзалов предусмотрены таксофоны общего применения, то как минимум один из них, расположенный внутри здания вокзала, должен быть текстовым;
11) если группа ТА внутри здания или сооружения состоит из трех и более таксофонов общего применения, то как минимум один таксофон в каждой такой группе должен быть оборудован полкой и штепсельной розеткой
(выводом);
12) в местах установки доступных для инвалидов ТА должно быть предусмотрено свободное пространство, позволяющее обеспечить беспрепятственный фронтальный или боковой подступ инвалидов в креслах- колясках к этим ТА, верхние рабочие элементы ТА должны находиться в зонах досягаемости, телефонные книги, если предусмотрены, должны быть
175 размещены так, чтобы они также находились в зоне досягаемости инвалидов в креслах-колясках и др.
125
Необходимо учитывать, что с 1 июля 2016 г. на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм возлагается обязанность обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Одновременно устанавливается общее требование о том, что разработка и производство средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (данное требование будет применяться ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим модернизацию объектам).
126
Необходимо подчеркнуть, что требованиям доступности должны отвечать не только объекты, предназначенные для работы с абонентами, но и места оплаты услуг, организованные оператором связи
127
. Более того, способ доставки счетов за оказанные услуги должен отвечать требованиям беспрепятственного доступа
128
. Невыполнение требований о доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения со стороны некоторых видов организаций (в частности, ФГУП «Почта России») расценивается в судебной
125
ГОСТ Р 51671-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 ноября
2000 г. № 308-ст.
126
Соответствующие изменения внесены в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 1 декабря
2014 г. № 419-ФЗ ).
127
См. подп. «г» п. 24 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 (в посл. ред. от
19 февраля 2015 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» (Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 249).
128
См., например, определение ВАС РФ от 17 октября 2012 г. № ВАС-10018/12.
176 практике как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией)
129
. Причем нахождение в этом же здании других организаций на обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в отделение почтовой связи не влияет и от исполнения обязанности установить на входе специальные приспособления для указанной категории лиц не освобождает
130 129
См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 г. № 15АП-3049/2014 по делу № А32-39406/2013, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2013 г. по делу № А19-8618/2013.
130
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 6 марта 2014 г. по делу № 33-
1072/2014.
177
Глава 11
Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций торговли
и общественного питания
1. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций
торговли
Среди приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры, в числе первоочередных объектов рекомендованы предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.
131
Это связано с тем, что именно предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения (в дальнейшем - предприятия сервиса) являются наиболее массовой группой общественных зданий, где необходимо создание условий доступности для маломобильных групп населения.
Обеспечение доступности для инвалидов помещений торговых организаций регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-
01-2001»,
132
применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным
131
Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики"
132
утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605
178 группам населения. Правила проектирования»,
133
который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
Особую актуальность в крупных городах приобретает требование выделения специальных мест для личного транспорта инвалидов на автостоянках при предприятиях розничной торговли. Места для транспортных средств инвалидов должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей.
134
Возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды для организации обслуживания маломобильных покупателей на предприятиях торговли.
135
Вариант "А". Обеспечивается доступность всех помещений торговой организации для инвалидов. При этом следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест.
Вариант "Б". Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.
Применяемое торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках, для выбора товара. При этом комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц,
133
утвержденный Приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС.
134
П 6.4 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» , утвержденных Приказом Госстроя оРФ от 27.12.2012 г. № 124/ГС.
135
П. 6.5 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
179 передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
136
Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими. Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.
137
В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола. Как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.
138
Для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные
(рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями
СП 136.13330
Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый
136
П. 6.6, 6.7 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
137
П. 6.8 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
138
П. 6.7, 6.9 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
180 цвета.
В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средства связи с администрацией
139
С 1 января 2016 г. вступает в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям торговли это означает, что, например, в магазинах самообслуживания необходимо помогать инвалидам- колясочникам доставать товар с полок, до которых инвалид не может дотянуться. Инвалидам по зрению следует зачитывать информацию о цене и характеристиках товаров.
2. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций
общественного питания.
Обеспечение доступности для инвалидов помещений организаций общественного питания регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
139
П. 6.10 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
181
Ряд требований, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров для беспрепятственного доступа инвалидов, установлен для внутренней планировки предприятий питания:
140
- в помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов.
Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м;
- в предприятиях питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушением зрения, с площадью не менее 3 2
м на каждое место;
- в помещениях общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями СП 136.13330;
- стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть - высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске;
- в предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациями СП 136.13330;
- вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и рекомендациями СП
136.13330.
140
П. 6.12 - 6.16 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
182
Также установлен ряд требований к порядку предоставления информации посетителям из числа инвалидов:
141
- информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с нарушением зрения;
- меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля;
- в качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет;
- специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
С 1 января 2016 г. вступает в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям общественного питания это означает, что, например, на предприятиях самообслуживания, при необходимости, инвалиду следует оказывать помощь при выборе блюд и доставки их к месту приема пищи.
141
П. 6.17, 6.18 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».