Файл: Информатика и обновленный фгос ооо базовый и углубленный уровни изучения предмета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНФОРМАТИКА
И ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС ООО:
БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВНИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Босова Людмила Леонидовна, чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ
Почта: ll.bosova@mpgu.su
Сайт: bosova.ru
30
марта 2022 г.

Середина 80-х прошлого века, программа ускорения социально- экономического развития страны:

развитие электронной промышленности,

повсеместное внедрение микропроцессорной техники,

создание роботизированных производств;

обеспечение компьютерной грамотности учащихся;

широкое внедрение электронной вычислительной техники в учебный процесс

Этапы становления информатики
Как обязательный предмет информатика изучается в школе с 1985 г.
Программирование
Информационные
технологии
Теоретические основы
Цифровые навыки как
интеграция фундаментальных
и прикладных аспектов

Проблемы

Поздний старт обязательного изучения информатики

Короткая продолжительность обязательного курса информатики

Достигшая критического уровня информационная насыщенность

Малая эффективность одночасового предмета

ФГОС
ООО

Требования к результатам освоения
программ ООО

Личностные

Метапредметные

Предметные

Личностные результаты

Личностные результаты
1.
Патриотическое воспитание
2.
Гражданское воспитание
3.
Эстетическое воспитание
4.
Ценности научного познания
5.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
6.
Трудовое воспитание
7.
Экологическое воспитание
8.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия

Информация

Система

Процесс

Алгоритм (план, программа)

Модель и моделирование

Знак, алфавит, язык



Универсальные учебные действия
Универсальные учебные познавательные действия:

Базовые логические действия

Базовые исследовательские действия

Работа с информацией
Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение

Совместная деятельность (сотрудничество)
Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация

Самоконтроль (рефлексия)

Эмоциональный интеллект

Принятие себя и других
Внутренняя позиция и
жизненные навыки
личности
Социальные навыки и
эмоциональный
интеллект обучающихся
Когнитивные навыки
обучающихся


Предметные результаты

Требования к предметным результатам

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
1)
владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, алгоритм, модель, цифровой
продукт и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных;
1)
свободное владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, алгоритм, модель,
моделирование и их использование для решения учебных и практических задач; умение свободно оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
2) умение пояснять на примерах
различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления с основаниями 2, 8, 16, выполнять арифметические операции над ними;
2)
понимание различия между позиционными и непозиционными системами счисления; умение записать, сравнить и произвести арифметические операции над целыми числами в позиционных
системах счисления;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
3)
умение кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; понимание основных принципов кодирования информации различной природы: текстовой (на углубленном уровне: в различных кодировках), графической, аудио;
3)
умение кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; понимание основных принципов кодирования информации различной природы:
числовой, текстовой (в различных
современных кодировках), графической (в растровом и
векторном представлении), аудио;

«Свободно оперировать понятием» - знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач.

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
4)
владение понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение; умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;
4)
свободное оперирование понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение; умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации и
эквивалентности, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений,
восстанавливать логические выражения по
таблице истинности, записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;


Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
-
5)
владение терминологией, связанной с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями
(корень, лист, высота дерева); умение использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; умение находить кратчайший путь в заданном графе;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
5)
развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе; понимание сущности алгоритма и его свойств;
6)
наличие развитого
алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе; свободное оперирование понятиями
«исполнитель», «алгоритм», «программа», понимание разницы между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
6)
умение составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы для управления исполнителями (Черепашка,
Чертежник); создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных); анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
7)
свободное оперирование понятиями: переменная, тип данных, операция присваивания, арифметические и логические операции, включая операции целочисленного деления и остатка от деления; умение создавать программы на современном языке программирования общего назначения: Python, С++ (JAVA, C#), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием ветвлений, циклов со счётчиком, циклов с условиями, подпрограмм (алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, разложение на простые сомножители, выделение цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовой последовательности и т.п.); владение техникой отладки и выполнения полученной программы в используемой среде разработки.


Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
7)
умение записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовой
последовательности;
8
)
умение составлять программы для решения типовых задач обработки массивов
данных: числовых массивов, матриц, строк
(других коллекций); умение записывать простые алгоритмы сортировки массивов на изучаемом языке программирования; умение использовать простые приемы динамического программирования, бинарного поиска, составлять и реализовывать несложные рекурсивные алгоритмы;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
8)
сформированность представлений о назначении основных компонентов компьютера;
использование различных программных
систем и сервисов компьютера, программного
обеспечения; умение соотносить информацию о характеристиках персонального компьютера с решаемыми задачами; представление об истории и тенденциях развития информационных технологий, в том числе глобальных сетей; владение умением ориентироваться в иерархической структуре файловой системы, работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;
9)
сформированность представлений о назначении основных компонентов компьютера; умение соотносить информацию о характеристиках персонального компьютера с решаемыми задачами; представление об истории и тенденциях развития информационных технологий, в том числе глобальных сетей; владение умением ориентироваться в иерархической структуре файловой системы, работать с файловой системой персонального компьютера и облачными хранилищами с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
9)
владение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства; владение умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами;
10)
свободное владение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства; владение умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами;


Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
10) умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; умение формализовать и структурировать информацию, используя электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием
(сортировкой) его элементов; умение применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных функций, абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей
;
11)умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; умение формализовать и структурировать информацию, использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием его элементов; умение применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных функций с использованием абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в несложных задачах из разных предметных областей; оценивать
адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
11)
сформированность представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и IT-отрасли;
12)
сформированность представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и IT-отрасли;

Предметные результаты по учебному
предмету «Информатика»
Базовый уровень
Углубленный уровень
12)
освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;
13)
умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
13)
освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;
14)
умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;